Выступление "Особенности подросткового возраста"
материал

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлено выступление на родительском собрании (для 6-7 классов). Родителей знакомят с особенностями детей - подростков, даны рекомендации по конструктивному взаимодействию с данной категорией обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dlya_roditeley.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности подросткового возраста»

Родительское собрание для 6-7 классов

21.11.2014г.

Цель:

  • Расширение представлений родителей  об особенностях подросткового возраста.
  • Оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми.

Задачи:

-образовательные - формировать представление об особенностях подросткового возраста.

-развивающие - оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками через решение проблемных ситуаций.

-воспитывающие - умение родителей оказывать моральную помощь ребенку, в период полового созревания подростков.

Подготовительная работа:

Проведение анкетирования обучающихся

Здравствуйте, уважаемые родители. Спасибо, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Цели нашей работы следующие: сегодня мы познакомимся с возрастными и личностными особенностями подростков и попытаемся по иному посмотреть на поведенческие и речевые проявления своего чада (ребенка).

Я хочу предложить Вам начать с игры – знакомства.

Игра называется «Встаньте те, у кого…»

Я буду задавать вам всем вопросы. Отвечая на вопросы, вы встаете.

…в семье больше двух детей;

…в семье есть традиции;

…в семье четко распределены обязанности;

…в семье есть животные;

…в семье есть компьютер;

…в семье все вопросы решаются совместно ;

…в семье проводятся совместные праздники;

…в семье проводится совместный отпуск;

…эта семья с удовольствием пришла на сегодняшнее собрание.

Спасибо, молодцы! Вот и узнали кое - что о ваших семьях. Мы увидели, как взаимосвязаны отношения родителей и детей в каждой семье.

«Переходный», «трудный», «критический» возраст… Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно взрослым – родителям и педагогам – найти правильную линию по отношению к подростку.

Конечно, для развития ребенка важен каждый возраст. Однако переходный возраст называется важным, потому как происходит переход ребенка от одного этапа  жизни к другому.

В это время происходит перестройка всего организма. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы, особенно тяжело потому, что им кажется, что так будет всегда. Однако и в одном, и в другом случае, детям нужна поддержка, внимание и забота.

"Вдруг" ничего не случается! И это главное, что нужно понять. Становление подростка как личности проходит в несколько этапов. И, скорее всего, если поведение сына или дочери вас сильно огорчает, следует пересмотреть стиль собственного воспитания.

Но всегда ли взрослые понимают ребенка, всегда ли видят в нем новые ростки взрослости?

СПРАВЕДЛИВО считают педагоги и психологи, что от взрослых, воспитывающих ребенка, зависит, в первую очередь, как именно - благополучно или болезненно – будет протекать его развитие в подростковом возрасте.

СПРАВЕДЛИВО будет и утверждение: правильно построить воспитание, правильно построить взаимоотношения с растущим человеком трудно, а зачастую и невозможно, если не учитывать законов физиологического развития ребенка, индивидуальных качеств его развития.

   С 11лет до 13 лет - кризисный период детства. Сильный кризис - 13 лет. Длится от 3лет до 5лет. Родители обязаны быть очень терпеливы. Воспитание ребенка непосильный труд - до старости. Воспитывая ребенка, родители должны пожертвовать очень многим. Дети Богом даны, их нужно любить, любовь должна быть разумной. Их нужно отпустить и пусть идут с вами рядом. Понимайте их, помогайте. (15 -16лет - сенситивный возраст) - любовь, дети делают много ошибок в этом возрасте.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.

Очень важно общение и взаимопонимание. Как часто взрослые слышат "Вы нас не понимаете. Вам некогда по - человечески поговорить".

Конечно, подростку ещё далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.

Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам.

Авторитарный стиль семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где как ему кажется, он ненаказуем, жёстко обращается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или  дурашлив и неуважителен.

Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своём поведении со сверстниками зависит от других, от внешних влияний. Если ребёнок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социального неприемлемого поведения.

Демократический стиль воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Уважаемые родители, прослушав информацию о стилях воспитания, каждый может  для себя определить, какой стиль воспитания в вашей семье. Возможно, кто-то пересмотрит свой стиль воспитания и выберет более оптимальный, более подходящий для  воспитания вашего ребёнка.

/Результаты анкетирования учащихся в обобщенном виде/

Нам хотелось бы, чтобы полученная информация способствовала пониманию Вами ваших детей, построению открытых, доброжелательных отношений с ними. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок слушался вас,  постарайтесь понять его. Возможно, наши простые советы помогут вам в этом:

 

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  • Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
  • Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете себе.
  • Не бойтесь поделиться со своим ребёнком своими чувствами и слабостями.
  • Старайтесь как много реже произносить слово «нельзя».
  •   Запрещайте только то, что грозит опасными последствиями.
  • Чаще предлагайте ребенку то, что он хочет (если догадываетесь, что он захотел, например, покататься на велосипеде, скажите: « Иди,  покатайся»)
  • Если надо, чтобы ребенок сделал что-то нужное, обязательно объясните ему значение, цель этого дела – зачем?
  • Никогда не применяйте силу, чтобы заставить его что-то сделать.
  • Лучшее наказание -  не выполнять просьбы своего ребенка.

Рефлексия собрания.

 Вопросы родителей, обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.

 Подведение итогов.

На этом наша встреча завершается. Я благодарю всех вас за внимание, за ваши вопросы.

Анкета для учащихся

Из предложенных вариантов ответов выбери тот, который в большей степени

ближе твоему мнению:

  1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:

а) в кругу своей семьи;

б) с друзьями;

в) в одиночестве.

  1. Изменения твоей внешности, роста, веса:

а) радуют;

б) огорчают;

в) раздражают и злят.

  1. Тебе больше всего хотелось бы быть:

а) умным;

б) красивым;

в) общительным.

  1. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:

а) радовало;

б) огорчало;

в) было бы безразлично.

  1. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:

а) радовало;

б) огорчало;

в) было бы безразлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Проблемы подросткового возраста

Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, ...

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...