Программа "Семья и школа"
проект

Иванова Ирина Геннадьевна

Поограмма работы с родителями "Семья и школа". Расчитана на 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semya.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования  Ядринской районной администрации

МБОУ «Верхнеачакская средняя общеобразовательная школа  им.А.П.Айдак»

                                               Авторы:

И.Г.Иванова – социальный педагог;

А.Н.Павлов – зам.директора по ВР

Верхние Ачаки – 2018

Программа    «Семья и школа»

 

Район                                  Ядринский            

Школа                        МБОУ «Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак» 

Территория реализации программы:  местная

Руководители программы:  

Иванова Ирина Геннадьевна, социальный педагог МБОУ «Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак» Ядринского района,

Павлов Александр Николаевич, зам. директора по воспитательной работе МБОУ

«Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак» Ядринского района

Контактный телефон:

факс/ тел.:   8 83 -547-60-3-42

           тел.:   8 83- 547-60-3-20

Электронная почта :    vasosh@mail.ruСайт:                               http://21415s07.edusite.ru

Почтовый адрес: 429079 Чувашская Республика, Ядринский район, д. Верхние Ачаки,

ул. Ленина, дом 38А

 

Руководитель организации                ____________               /В.Ю.Егоров /

        подпись

М.П                                                                                                  

«Семья и школа»

Программа работы МБОУ «Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак»

 с родителями

Пояснительная записка

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но любое образовательное учреждение не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Она может и должна педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные влияния, включить их в систему воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.                                                                                                 В условиях, когда большинство семей  озабочено решением проблем  экономического, а порой  и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения  и воспитания ребенка. Другой  негативной тенденцией является то,  что  многие  родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и  индивидуальных особенностей развития  ребенка, порой осуществляют воспитание  интуитивно. А это всегда приносит  позитивные результаты.                                                                                                                   Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие  ребенка, на его характер, поведение.                                                                             Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов в семье  каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа  работы с родителями, которая  позволяет скоординировать  усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога в работе с  родители.

Цель программы:

Обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, привлечение родителей к воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • Разработка и осуществление действенных мер по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности ребенка.
  • Повышение педагогической культуры родителей учащихся школы и привлечение их к совместной с детьми и педагогами деятельности.
  • Определение роли семьи и формирование нравственно-этических ценностей личности учащегося.
  • Создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям учащихся.
  • Психолого-педагогическое просвещение классных руководителей, знакомство их с современными методами и технологиями работы с семьями учащихся.

Сроки и этапы реализации:  2018-2021 годы

                                                        1 этап: 2018-2019 учебный год

                                                        2 этап: 2019-2020 учебный год

                                                        3 этап: 2020-2021 учебный год

Основные   формы деятельности:

- коллективные дела;

- психолого-педагогические тренинги;

- деловые и ролевые игры;

- дискуссии;

- беседы;

- турниры;

 - экскурсии;

Кадровое обеспечение программы:

ФИО

Должность

Образова-ние

Стаж  педаг. работы

  1      

Павлов Александр Николаевич

Заместитель директора  школы  по ВР

Высшее                

20 лет

  2.

Иванова Ирина Геннадьевна

Социальный педагог МОУ «Верхнеачакская СОШ»

высшее

24 года

3.

Яжейкина Татьяна Анатольевна

Социальный педагог МОУ «Верхнеачакская СОШ»

Высшее

25 лет

4.

Максимова Галина Владимировна

Педагог – психолог МОУ «Верхнеачакская СОШ»

Высшее

24 года

5.

 Степанова Надежда Леонидовна

 Старшая вожатая МОУ «Верхнеачакская СОШ»

Высшее

26 лет

 

 

Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого
зависит безопасность
всего человеческого общества.
Ф. Адлер 

Программа включает следующие направления:

1 блок – изучение семей учащихся.

(Знакомство, изучение и выявление семей групп социального риска)

2 блок – работа с родителями.

(Мероприятия по вовлечению родителей в воспитательный процесс школы)

3 блок – работа с проблемными семьями.

(Оказание помощи проблемным семьям, профилактика правонарушений и вредных привычек)

4 блок – работа с семьями, где воспитываются приёмные дети. 

(Оказание помощи семьям с приёмными детьми, мероприятия по оказанию помощи в воспитании таких детей)

5 блок – школа психологических знаний

(Повышение уровня  психологических знаний родителей в вопросе развития и воспитания детей).

6 блок – сотрудничество классных руководителей и родителей  в организации   воспитательной работы в классе.

(Создание условий для  развития   родительских общественных организаций. Создание  единого  воспитательного процесса: родители-дети-учителя.)

7 блок – работа с семьей в системе дополнительного образования.

(Развитие творческих способностей учащихся, с привлечением родителей)

8 блок – работа с педагогическими кадрами.

(Необходимые нормативно-правовые документы,  информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических  разработок в помощь классным руководителям.)

9 блок  – работа с социумом.

( Мероприятия по расширению  культурно-воспитательного пространства.)

10 блок  -  родительские собрания «Семья и школа»

(Тематика родительских собраний по месяцам)

 

Ожидаемые  результаты от реализации программы:

Повышение уровня психолого – педагогической культуры педагогов и родителей;

улучшение взаимодействия педагогов, детей, родителей;

 создание содружества в структуре «семья – класс – школа»;

активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях;

организация эффективного взаимодействия учителей и родителей учащихся.

Концепция программы:

Семья – общечеловеческая ценность.

Семья – важнейший инструмент социализации подрастающего поколения.

Семья – малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи – воспитание.

Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалификационная помощь со стороны школы. Мы пришли к выводу, что родителям надо помочь преодолеть трудности и приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Поэтому мы выбрали главным направлением своего сотрудничества с родителями – это просветительская деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания. Мы выявили круг проблем, которые намерены решить при поддержке участников программы: педагога, учащихся, родителей класса, психолога Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

        

План реализации программы

1.Изучение семей учащихся

Действия

Предполагаемые результаты

Ответственный

2018-2019

уч.год

2019-2020

уч.год

2020-2021

уч.год

1

   Школа будущего первоклассника (изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с  системой обучения в школе.

Формирование единых педагогических требований.

Учителя нач.классов

+

+

+

2

Выявление и учет семей групп социального риска.

Раннее выявление кризисных семей.

Соц.педагог

+

+

+

3

Ежегодное составление социального портрета поселения

Создание банка данных

Администрация

+

+

+

4

Диагностика «Рисунок семьи» (1-4 класс).

Своевременное выявление детей, требующих внимания.

Кл.рук нач.классов

+

+

+

5.

Конкурс сочинений «Я и моя семья»

Фестиваль детских проектов «Моя семья»

Учителя

Кл.рук

+

+

6.

«Моя родословная»

проект

Составление генеалогического древа

Кл.рук.

учителя

+

7.

«Выявление агрессивности у подростка»

Анкета для родителей

психолог

+

+

+

 

2. Работа с родителями

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы

Спортивные соревнования с участием пап

Праздник для мам

2018-2019 уч.год

2019-2020

  уч.год      

2020-2021 уч.год

   

   1.

 День открытых дверей для родителей.

Администрация, класс.рук, учит.-предм., психолог

+

(посл.неделя декабря)

+

+

   

   2.

  Рыцарский турнир

Кл.рук. учитель физкультуры и ОБЖ

+

февраль

+

+

 

   3.

 Вечера вопросов и ответов.

Администрация, психолог

+

Ноябрь, Апрель

+

+

 

   4.

 Музыкально-литературная гостиная

Кл.рук., учитель музыки, вожатая

+

март

+

+

   5.

 Выставка поделок семейного творчества.

Клас.рук

+

Май

+

   

   6.

 Поздравления дедушек и бабушек    с Днем пожилого человека и Днем Победы

Вожатая, класс.рук.

+

Октябрь

 Май

+

+

 

   7.

Привлечение родителей-врачей, юристов, др.специалистов для проведения бесед  для учащихся по классам.

 

Зам.дир по ВР, класс.рук.

+

+

+

 

   8.

Родительский патруль

Профилактика  и предупреждение правонарушений

Зам.дир по ВР, класс .рук.

+

по графику

+

+

 

   

   9.

Подведение итогов  года. награждение родителей  за помощь в  организации образовательного процесса 

Зам.дир по ВР, класс.рук

+

Май

         

+

+

 

Педагогическое и психологическое просвещение родителей:  

Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье

 

 

 

1.

 Собрание родителей будущих первоклассников

Учитель нач.кл.

психолог

+

Май

+

+

 

2.

2. Занятия для родителей  будущих первоклассников

ст.вожатая

учитель нач.кл.

психолог

+

Апрель май

+

+

 

3.

 Открытые уроки  для родителей

Учит.нач.кл, учителя-предметники

+

Декабрь май

+

+

 

4.

 Совместные родительские и  ученические собрания с приглашением учителей-предметников

соц.педагог

зам.директора по ВР

+

1 раз в  четверть

+

+

 

5.

 Собрание практикум для отцов

Зам.дир по ВР, психолог

+

Февраль

 

6.

Собрание практикум для матерей

Зам.дир по ВР, психолог

+

март

+

+

7.

 Индивидуальная работа с родителями.

Клас.рук, соц.педагог

+

+

+

 

8.

 Итоговые четвертные собрания по классам.

Клас.рук

+

+

+

 

9.

 «Отцы и дети»

Психологическая деловая игра

психолог

+

10.

 «Родители меня не понимают или как услышать подростка»

Занятие для родителей

Соцпедагог психолог

+

январь

 

3. Работа с проблемными семьями.

 

Работа классного руководителя:

Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений  среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Кл.рук.

2018-2019 уч.г

2019-2020

уч.г

2020-2021

уч.г

1.

 Регулярное посещение проблемных семей.

+

+

+

2.

 Индивидуальные  беседы с родителями.

+

+

+

3.

 Совместная работа  классных руководителей, родителей и учителей-предметников.

+

+

+

4.

 Проведение малых педсоветов.

+

+

+

5.

 Ведение ежедневного учета пропусков занятий учащихся, способных  прогуливать уроки без уважительной причины

 

+

+

+

Работа социального педагога:

Реабилитация и социальная адаптация  подростков с девиантным поведением,  профилактика  правонарушений  и вредных привычек

Соц.педагоги

1.

 Профилактическая работа с родителями учащихся

+

+

+

2.

.Совместная профилактическая работа с инспектором КДН

+

+

+

3.

 Оказание необходимой  социально-педагогической и социально-правовой помощи семье.

+

+

4.

Беседа «Право на любовь  и понимание. Право на защиту от пренебрежительного отношения, жестокости и эксплуатации».

Повышение  уровня  социально-правовых знаний родителей.

 

+

+

+

5.

 Беседа «Как огромен этот мир» (содействие ребёнку в проблемных ситуациях»

+

6.

 Выступления на классных родительских собраниях.

+

+

+

7.

 Оказание   помощи в организации  летнего отдыха.

+

+

+

4. Работа с семьями, где воспитываются приёмные дети.

1.

Оказание психолого-педагогической помощи приёмным семьям (посещение семей, проведение бесед, помощь в организации досуга)

соцпедагоги психолог

+

+

+

2.

Особенности психологии детей из приёмных семей

Повышение уровня  психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей

психолог

+

+

+

3.

Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях из таких семей

Соцпедагоги

Кл.рук.

психолог

+

+

+

4.

Профилактическая работа с родителями

Соцпедагоги

Психолог

Кл.рук.

+

+

+

5.

Оказание материальной помощи приёмным детям через реабилитационный центр

Соцпедагоги

Сотрудники центра

+

+

+

5. Школа психологических знаний

 

 

Родительский лекторий:

Повышение уровня  психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей.

 

2018-2019 уч.г

    +

Декабрь

+

январь

       +

Апрель

+

+

2019-2020

уч.г

2020-2021

уч.г

 

1. Адаптационный период 1-классников. Роль семьи в адаптации ребенка.

Кл.рук. нач.кл.

+

+

 

2. Особенности психологии учащихся начальных классов.

Психолог

уч.нач.кл.

 

3. Психологические и психофизиологические  особенности подростка.

Психолог

кл.рук.

+

февраль

 

4. Особенности  психологии старшего подросткового возраста.

Психолог

кл.рук.

+

март

 

5. Особенности юношеской психологии.

психолог

 

Консультирование родителей:

 

 

1. Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях.

соцпедагоги

психолог

кл.рук.

+

+

 

2. Консультирование родителей по итогам диагностики.

соцпедагоги

психолог

+

+

 

3. Диагностика. выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-юношеских отношений.

соцпедагоги

психолог

+

+

4. Тестирование и анкетирование родителей по анализу и оценки воспитанности детей в семье

соцпедагоги

психолог

кл.рук.

+

+

+

 6. Сотрудничество классных руководителей  и родителей в организации воспитательной работы в классе.

 

1

Работа родительского комитета

Создание условий для  развития   родительских общественных организаций. Создание  единого  воспитательного процесса: родители-дети-учителя.

кл.рук.

 

 

 

+

 

 

+

+

+

+

+

+

2

Поиск родителей-спонсоров классных праздников.

+

+

3

Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима  дня и правил для учащихся.

+

+

4

Посещение членами родительского комитета проблемных семей.

+

+

5

Оказание неотложной помощи детям, пострадавшим в результате  несчастных случаев или правонарушений.

+

+

6.

Проведение классных часов с приглашением родителей

Кл.рук.

+

+

+

7

Праздники с участием родителей

Кл.рук.

вожатая

+

+

+

  

7. Работа с семьей в системе дополнительного образования.

1

Оказание помощи в  устройстве учащихся в кружки и секции.

Развитие творческих способностей учащихся.

Зам.директора по ВР, класс.рук.

+

сентябрь

+

+

2

Привлечение родителей для ведения кружков по интересам.

Класс.рук.

+

Сентябрь

октябрь

+

+

3

Привлечение родителей к оформлению отчетной выставки поделок, изготовленных на кружках.

Руковод.кружка

+

май

+

+

4

Посещение отчетной выставки

Класс.рук

+

+

+

 

8.Работа с педагогическими кадрами.

1

Изучение нормативно-правовых документов  по работе с семьей.

Знание педагогами необходимых нормативно-правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических  разработок в помощь классным руководителям.

Зам.директора по ВР

+

сентябрь

+

+

2

Уточнение функциональных обязанностей соц.педагога, психолога, классного руковожителя.

Зам.директора по ВР

+

сентябрь

+

+

3

Привлечение к работе с педагогами районного центра социальной помощи семье и детям.

+

+

+

4

Работа информационного центра в библиотеке.

Библиотекарь

+

+

+

5

Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации  работы с семьей.

Зам.директора по ВР

+

+

+

6

Обобщение опыта  педагогов по работе с семьей.

  Зам.директора по ВР

+

+

+

9.Работа в социуме  школы

 

-  с  специалистом по делам несовершеннолетних при   сельском поселении

-   с  Домом детского творчества;

-   с  Домами культуры в поселении;

-   с модельной библиотекой;

-   с комиссией по делам       несовершеннолетних района

                 Расширение культурно-воспитательного пространства.

10. Родительские собрания «Семья и дети».

АВГУСТ

Общее собрание «Мир вашему дому» (планирование работы родительских комитетов классов, попечительского и совета школы)

СЕНТЯБРЬ

1,5кл«Режимдняшкольника»
2-4, 6-11 «Откуда берутся конфликты»

ОКТЯБРЬ

«Здоровье вашего ребенка. Факторы, влияющие на его состояние: питание, режим дня, нагрузки…»

НОЯБРЬ

1,5«Адаптацияребенкакшколе»
1-11кл.«Духовнаяжизньсемьи»
5 кл. «Преемственность начальной и средней школы

ДЕКАБРЬ

«Профилактика вредных привычек, профилактика СПИДа»

ЯНВАРЬ

«Будущая профессия наших детей. Роль труда в формировании жизненных стратегий учащихся»
Ярмарка профессий 9-10 кл.

ФЕВРАЛЬ

«Особенности современной семьи»

МАРТ

«Семейные традиции, общение»

АПРЕЛЬ

«Положительные эмоции и их значение в жизни человека»

МАЙ

«Подведение итогов работы родительских комитетов классов и школы. Итоги учебного года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...