Программа "Семья и школа"
проект
Поограмма работы с родителями "Семья и школа". Расчитана на 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semya.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Ядринской районной администрации
МБОУ «Верхнеачакская средняя общеобразовательная школа им.А.П.Айдак»
Авторы:
И.Г.Иванова – социальный педагог;
А.Н.Павлов – зам.директора по ВР
Верхние Ачаки – 2018
Программа «Семья и школа»
Район Ядринский
Школа МБОУ «Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак»
Территория реализации программы: местная
Руководители программы:
Иванова Ирина Геннадьевна, социальный педагог МБОУ «Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак» Ядринского района,
Павлов Александр Николаевич, зам. директора по воспитательной работе МБОУ
«Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак» Ядринского района
Контактный телефон: факс/ тел.: 8 83 -547-60-3-42 тел.: 8 83- 547-60-3-20 | Электронная почта : vasosh@mail.ruСайт: http://21415s07.edusite.ru |
Почтовый адрес: 429079 Чувашская Республика, Ядринский район, д. Верхние Ачаки, ул. Ленина, дом 38А |
Руководитель организации ____________ /В.Ю.Егоров /
подпись
М.П
«Семья и школа»
Программа работы МБОУ «Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак»
с родителями
Пояснительная записка
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но любое образовательное учреждение не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Она может и должна педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные влияния, включить их в систему воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это всегда приносит позитивные результаты. Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение. Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов в семье каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа работы с родителями, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога в работе с родители.
Цель программы:
Обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, привлечение родителей к воспитательному процессу.
Задачи программы:
- Разработка и осуществление действенных мер по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности ребенка.
- Повышение педагогической культуры родителей учащихся школы и привлечение их к совместной с детьми и педагогами деятельности.
- Определение роли семьи и формирование нравственно-этических ценностей личности учащегося.
- Создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям учащихся.
- Психолого-педагогическое просвещение классных руководителей, знакомство их с современными методами и технологиями работы с семьями учащихся.
Сроки и этапы реализации: 2018-2021 годы
1 этап: 2018-2019 учебный год
2 этап: 2019-2020 учебный год
3 этап: 2020-2021 учебный год
Основные формы деятельности:
- коллективные дела;
- психолого-педагогические тренинги;
- деловые и ролевые игры;
- дискуссии;
- беседы;
- турниры;
- экскурсии;
Кадровое обеспечение программы:
№ | ФИО | Должность | Образова-ние | Стаж педаг. работы |
1 | Павлов Александр Николаевич | Заместитель директора школы по ВР | Высшее | 20 лет |
2. | Иванова Ирина Геннадьевна | Социальный педагог МОУ «Верхнеачакская СОШ» | высшее | 24 года |
3. | Яжейкина Татьяна Анатольевна | Социальный педагог МОУ «Верхнеачакская СОШ» | Высшее | 25 лет |
4. | Максимова Галина Владимировна | Педагог – психолог МОУ «Верхнеачакская СОШ» | Высшее | 24 года |
5. | Степанова Надежда Леонидовна | Старшая вожатая МОУ «Верхнеачакская СОШ» | Высшее | 26 лет |
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого
зависит безопасность
всего человеческого общества.
Ф. Адлер
Программа включает следующие направления:
1 блок – изучение семей учащихся.
(Знакомство, изучение и выявление семей групп социального риска)
2 блок – работа с родителями.
(Мероприятия по вовлечению родителей в воспитательный процесс школы)
3 блок – работа с проблемными семьями.
(Оказание помощи проблемным семьям, профилактика правонарушений и вредных привычек)
4 блок – работа с семьями, где воспитываются приёмные дети.
(Оказание помощи семьям с приёмными детьми, мероприятия по оказанию помощи в воспитании таких детей)
5 блок – школа психологических знаний
(Повышение уровня психологических знаний родителей в вопросе развития и воспитания детей).
6 блок – сотрудничество классных руководителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.
(Создание условий для развития родительских общественных организаций. Создание единого воспитательного процесса: родители-дети-учителя.)
7 блок – работа с семьей в системе дополнительного образования.
(Развитие творческих способностей учащихся, с привлечением родителей)
8 блок – работа с педагогическими кадрами.
(Необходимые нормативно-правовые документы, информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических разработок в помощь классным руководителям.)
9 блок – работа с социумом.
( Мероприятия по расширению культурно-воспитательного пространства.)
10 блок - родительские собрания «Семья и школа»
(Тематика родительских собраний по месяцам)
Ожидаемые результаты от реализации программы:
Повышение уровня психолого – педагогической культуры педагогов и родителей;
улучшение взаимодействия педагогов, детей, родителей;
создание содружества в структуре «семья – класс – школа»;
активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях;
организация эффективного взаимодействия учителей и родителей учащихся.
Концепция программы:
Семья – общечеловеческая ценность.
Семья – важнейший инструмент социализации подрастающего поколения.
Семья – малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи – воспитание.
Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалификационная помощь со стороны школы. Мы пришли к выводу, что родителям надо помочь преодолеть трудности и приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Поэтому мы выбрали главным направлением своего сотрудничества с родителями – это просветительская деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания. Мы выявили круг проблем, которые намерены решить при поддержке участников программы: педагога, учащихся, родителей класса, психолога Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
План реализации программы
1.Изучение семей учащихся
№ | Действия | Предполагаемые результаты | Ответственный | 2018-2019 уч.год | 2019-2020 уч.год | 2020-2021 уч.год |
1 | Школа будущего первоклассника (изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе. | Формирование единых педагогических требований. | Учителя нач.классов | + | + | + |
2 | Выявление и учет семей групп социального риска. | Раннее выявление кризисных семей. | Соц.педагог | + | + | + |
3 | Ежегодное составление социального портрета поселения | Создание банка данных | Администрация | + | + | + |
4 | Диагностика «Рисунок семьи» (1-4 класс). | Своевременное выявление детей, требующих внимания. | Кл.рук нач.классов | + | + | + |
5. | Конкурс сочинений «Я и моя семья» Фестиваль детских проектов «Моя семья» | Учителя Кл.рук | + | + | ||
6. | «Моя родословная» проект | Составление генеалогического древа | Кл.рук. учителя | + | ||
7. | «Выявление агрессивности у подростка» | Анкета для родителей | психолог | + | + | + |
2. Работа с родителями
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы. | Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы Спортивные соревнования с участием пап Праздник для мам | 2018-2019 уч.год | 2019-2020 уч.год | 2020-2021 уч.год | |||
1. | День открытых дверей для родителей. | Администрация, класс.рук, учит.-предм., психолог | + (посл.неделя декабря) | + | + | ||
2. | Рыцарский турнир | Кл.рук. учитель физкультуры и ОБЖ | + февраль | + | + | ||
3. | Вечера вопросов и ответов. | Администрация, психолог | + Ноябрь, Апрель | + | + | ||
4. | Музыкально-литературная гостиная | Кл.рук., учитель музыки, вожатая | + март | + | + | ||
5. | Выставка поделок семейного творчества. | Клас.рук | + Май | + | |||
6. | Поздравления дедушек и бабушек с Днем пожилого человека и Днем Победы | Вожатая, класс.рук. | + Октябрь Май | + | + | ||
7. | Привлечение родителей-врачей, юристов, др.специалистов для проведения бесед для учащихся по классам. |
| Зам.дир по ВР, класс.рук. | + | + | + |
|
8. | Родительский патруль | Профилактика и предупреждение правонарушений | Зам.дир по ВР, класс .рук. | + по графику | + | + |
|
9. | Подведение итогов года. награждение родителей за помощь в организации образовательного процесса | Зам.дир по ВР, класс.рук | + Май |
+ | + |
| |
Педагогическое и психологическое просвещение родителей: | Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье |
|
|
| |||
1. | Собрание родителей будущих первоклассников | Учитель нач.кл. психолог | + Май | + | + |
| |
2. | 2. Занятия для родителей будущих первоклассников | ст.вожатая учитель нач.кл. психолог | + Апрель май | + | + |
| |
3. | Открытые уроки для родителей | Учит.нач.кл, учителя-предметники | + Декабрь май | + | + |
| |
4. | Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников | соц.педагог зам.директора по ВР | + 1 раз в четверть | + | + |
| |
5. | Собрание практикум для отцов | Зам.дир по ВР, психолог | + Февраль |
| |||
6. | Собрание практикум для матерей | Зам.дир по ВР, психолог | + март | + | + | ||
7. | Индивидуальная работа с родителями. | Клас.рук, соц.педагог | + | + | + |
| |
8. | Итоговые четвертные собрания по классам. | Клас.рук | + | + | + |
| |
9. | «Отцы и дети» | Психологическая деловая игра | психолог | + | |||
10. | «Родители меня не понимают или как услышать подростка» | Занятие для родителей | Соцпедагог психолог | + январь |
3. Работа с проблемными семьями.
Работа классного руководителя: | Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. | Кл.рук. | 2018-2019 уч.г | 2019-2020 уч.г | 2020-2021 уч.г | |
1. | Регулярное посещение проблемных семей. | + | + | + | ||
2. | Индивидуальные беседы с родителями. | + | + | + | ||
3. | Совместная работа классных руководителей, родителей и учителей-предметников. | + | + | + | ||
4. | Проведение малых педсоветов. | + | + | + | ||
5. | Ведение ежедневного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины
| + | + | + | ||
Работа социального педагога: | Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек | Соц.педагоги | ||||
1. | Профилактическая работа с родителями учащихся | + | + | + | ||
2. | .Совместная профилактическая работа с инспектором КДН | + | + | + | ||
3. | Оказание необходимой социально-педагогической и социально-правовой помощи семье. | + | + | |||
4. | Беседа «Право на любовь и понимание. Право на защиту от пренебрежительного отношения, жестокости и эксплуатации». | Повышение уровня социально-правовых знаний родителей. |
| + | + | |
+ | ||||||
5. | Беседа «Как огромен этот мир» (содействие ребёнку в проблемных ситуациях» | + | ||||
6. | Выступления на классных родительских собраниях. | + | + | + | ||
7. | Оказание помощи в организации летнего отдыха. | + | + | + |
4. Работа с семьями, где воспитываются приёмные дети.
1. | Оказание психолого-педагогической помощи приёмным семьям (посещение семей, проведение бесед, помощь в организации досуга) | соцпедагоги психолог | + | + | + | |
2. | Особенности психологии детей из приёмных семей | Повышение уровня психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей | психолог | + | + | + |
3. | Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях из таких семей | Соцпедагоги Кл.рук. психолог | + | + | + | |
4. | Профилактическая работа с родителями | Соцпедагоги Психолог Кл.рук. | + | + | + | |
5. | Оказание материальной помощи приёмным детям через реабилитационный центр | Соцпедагоги Сотрудники центра | + | + | + |
5. Школа психологических знаний
| Родительский лекторий: | Повышение уровня психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей. |
| 2018-2019 уч.г + Декабрь + январь + Апрель + + | 2019-2020 уч.г | 2020-2021 уч.г |
| 1. Адаптационный период 1-классников. Роль семьи в адаптации ребенка. | Кл.рук. нач.кл. | + | + | ||
| 2. Особенности психологии учащихся начальных классов. | Психолог уч.нач.кл. | ||||
| 3. Психологические и психофизиологические особенности подростка. | Психолог кл.рук. | + февраль | |||
| 4. Особенности психологии старшего подросткового возраста. | Психолог кл.рук. | + март | |||
| 5. Особенности юношеской психологии. | психолог | ||||
| Консультирование родителей: |
| ||||
| 1. Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях. | соцпедагоги психолог кл.рук. | + | + | ||
| 2. Консультирование родителей по итогам диагностики. | соцпедагоги психолог | + | + | ||
| 3. Диагностика. выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-юношеских отношений. | соцпедагоги психолог | + | + | ||
4. Тестирование и анкетирование родителей по анализу и оценки воспитанности детей в семье | соцпедагоги психолог кл.рук. | + | + | + |
6. Сотрудничество классных руководителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.
1 | Работа родительского комитета | Создание условий для развития родительских общественных организаций. Создание единого воспитательного процесса: родители-дети-учителя. | кл.рук.
| +
+ + + + | + | + |
2 | Поиск родителей-спонсоров классных праздников. | + | + | |||
3 | Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся. | + | + | |||
4 | Посещение членами родительского комитета проблемных семей. | + | + | |||
5 | Оказание неотложной помощи детям, пострадавшим в результате несчастных случаев или правонарушений. | + | + | |||
6. | Проведение классных часов с приглашением родителей | Кл.рук. | + | + | + | |
7 | Праздники с участием родителей | Кл.рук. вожатая | + | + | + |
7. Работа с семьей в системе дополнительного образования.
1 | Оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и секции. | Развитие творческих способностей учащихся. | Зам.директора по ВР, класс.рук. | + сентябрь | + | + |
2 | Привлечение родителей для ведения кружков по интересам. | Класс.рук. | + Сентябрь октябрь | + | + | |
3 | Привлечение родителей к оформлению отчетной выставки поделок, изготовленных на кружках. | Руковод.кружка | + май | + | + | |
4 | Посещение отчетной выставки | Класс.рук | + | + | + |
8.Работа с педагогическими кадрами.
1 | Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей. | Знание педагогами необходимых нормативно-правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических разработок в помощь классным руководителям. | Зам.директора по ВР | + сентябрь | + | + |
2 | Уточнение функциональных обязанностей соц.педагога, психолога, классного руковожителя. | Зам.директора по ВР | + сентябрь | + | + | |
3 | Привлечение к работе с педагогами районного центра социальной помощи семье и детям. | + | + | + | ||
4 | Работа информационного центра в библиотеке. | Библиотекарь | + | + | + | |
5 | Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей. | Зам.директора по ВР | + | + | + | |
6 | Обобщение опыта педагогов по работе с семьей. | Зам.директора по ВР | + | + | + |
9.Работа в социуме школы
| - с специалистом по делам несовершеннолетних при сельском поселении - с Домом детского творчества; - с Домами культуры в поселении; - с модельной библиотекой; - с комиссией по делам несовершеннолетних района | Расширение культурно-воспитательного пространства. |
10. Родительские собрания «Семья и дети».
АВГУСТ | Общее собрание «Мир вашему дому» (планирование работы родительских комитетов классов, попечительского и совета школы) |
СЕНТЯБРЬ | 1,5кл«Режимдняшкольника» |
ОКТЯБРЬ | «Здоровье вашего ребенка. Факторы, влияющие на его состояние: питание, режим дня, нагрузки…» |
НОЯБРЬ | 1,5«Адаптацияребенкакшколе» |
ДЕКАБРЬ | «Профилактика вредных привычек, профилактика СПИДа» |
ЯНВАРЬ | «Будущая профессия наших детей. Роль труда в формировании жизненных стратегий учащихся» |
ФЕВРАЛЬ | «Особенности современной семьи» |
МАРТ | «Семейные традиции, общение» |
АПРЕЛЬ | «Положительные эмоции и их значение в жизни человека» |
МАЙ | «Подведение итогов работы родительских комитетов классов и школы. Итоги учебного года» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...