. Cледует выделить следующие специфические обязанности специальной ( коррекционной) школы по отношению к родителям: 1. Формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям школы. 2. Придать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида будет иметь успех. Некоторые родители умственно отсталых учащихся ведут неправильный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, нарушают принятые в обществе нормы поведения и пр. Они не занимаются детьми, в доме отсутствует элементарный порядок, не налажено питание, ночью нет тишины и покоя. Родители умственно отсталых детей не выносят по отношению к себе высокомерия, назидательного тона. Любой работник вспомогательной школы должен считаться с особой ранимостью родителей умственно отсталых школьников, их обидчивостью, возникающей по пустякам, невольной защитной реакцией. Если родители смогут без боязни осуждения делиться своими заботами с учителем, он скорее сумеет помочь им, повлиять на них, оказать поддержку своим ученикам. Перед коррекционной школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Все эти проблемы находят свое отражение в программе родительского лектория как одной из форм родительского всеобуча в школе. Родительский лекторий может быть организован в школе как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей по различным вопросам воспитания. Так, например, среди достаточно традиционных форм родительского всеобуча, где используются тематические лекции для родителей, можно отметить классные и общешкольные родительские собрания, деятельность Совета школы, в который входят ученики, учителя и родители, изучение классными руководителями своих воспитанников по традиционной программе (характеристика семьи, особенности личности учащегося и его родителей, круг увлечений и интересов семьи ) и собеседования по данной проблематике с родителями класса, индивидуальные встречи администраторов, классных руководителей, школьного психолога, специалистов-медиков с родителями, посвященные выработке и корректировке совместной программы воспитания ребенка, оказания ему помощи в построении собственной образовательной траектории. Второй год на базе нашей школы организован « Родительский лекторий» как специализированная система лекционных и семинарских занятий, где родители не только осваивают азы психологии общения с детьми разного возраста, но и сами становятся активными участниками школьного педагогического процесса . У нас работа родительского лектория представляет собой установочные лекционные и семинарские занятия ( не реже 2 раз в четверть).. Разработан учебный план родительского лектория. Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования Российской Федерации. Учебный план отражает специфику родительского всеобуча в специальной (коррекционной) школе VIII вида, учитывает основные положения школьного Устава.
В нашей школе мы выделяем две ступени родительского лектория. Первая ступень – родители учащихся 1 – 4-х классов. На данном этапе ставятся задачи формирования базовых знаний и умений родителей младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста, создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей с ОВЗ. Вторая ступень – родители учащихся 5 – 9-х классов. Особенностью этой ступени является освоение специфики возраста подростка (11 – 16 лет), проблем формирования и развития самосознания учащихся этого возрастного периода, их взаимоотношений в группе и коллективе взрослых людей, а также сверстников. На этой ступени родители также узнают, как определять склонности и способности своих детей для их дальнейшей социализации, для возможного продолжения образования с учетом их возможностей и склонностей. Содержание родительского лектория сориентировано на усиление психолого-педагогической подготовки родителей к осуществлению правильного воспитания детей в семье и за ее пределами. Таким образом, учебный план сориентирован на следующую схему: Образовательные области
| Образовательные компоненты | Возрастная физиология и гигиена | Физиология младшего школьника Физиология подросткового возраста Причины возникновения осложнений в развитии детей. Основы возрастной гигиены и санитарии
| Возрастная и социальная психология | Возрастная психология младших школьников Возрастная психология подростка
Психопедагогика Психология саморазвития Коррекционная психология (психолого-педагогические особенности учащихся с ОВЗ)
Социальная психология Социология личности | Педагогика и социология воспитания | Социология Социальная педагогика Теоретические основы воспитательного процесса в семье и школе. Различные виды и формы воспитания: этическое, экологическое, гражданское, трудовое, физическое воспитание детей младшего школьного возраста, подростков. Типичные затруднения учащихся вспомогательной школы в овладении учебными предметами. | Культура, искусство, досуг | Подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.
|
Содержание учебных курсов определяется администрацией школы совместно с родительским активом и может меняться в зависимости от корректировки целей и потребностей родителей и образовательной организации. Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической квалификации – дать возможность всем, кто заинтересован в повышении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, повысить свою информированность в социально-правовых, экономических, медицинских и других вопросах жизнедеятельности семьи и её взаимодействии со школой.
Учебный план родительского лектория № п/п
| Содержание (виды работы)
| Ответственный
| Дата проведения | Место проведения |
| 1. | Основы физиологии и гигиены младшего школьного возраста | Педагог-психолог Гронек Н.Е, медсестра Фролкова В.В.
|
|
| 2. | Основы физиологии и гигиены подросткового возраста | Педагог-психолог Гронек Н.Е, медсестра Фролкова В.В.
|
|
| 3. | Причины возникновения осложнений в развитии детей. | Учитель-олигофренопедагог Фролова О.К. |
|
| 5. | Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии | Педагог-психолог Гронек Н.Е, медсестра Фролкова В.В. Учитель-олигофренопедагог Фролова О.К. |
|
| II раздел, II четверть (ноябрь - декабрь). Психология (детская и возрастная) | 1. | Психологические условия общего развития ребенка младшего школьного возраста, подростка | Педагог-психолог Гронек Н.Е. Директор Курдина Н.М. |
|
| 2. | Психология взаимоотношений в семье | Педагог-психолог Гронек Н.Е. Учитель Сойнова А.В. |
|
| 3. | Психолого-педагогические особенности учащихся с ОВЗ (проблемы родителей и учителей) | Педагог-психолог Гронек Н.Е., олигофренопедагог Тонкова О.Ю. |
|
| 5. | Проблемы психологической подготовки учителя и родителя и пути совершенствования их деятельности по вопросам обучения и воспитания детей | Специалисты ПМПк школы |
|
| III раздел. III четверть (январь - март). Педагогика | 1. | Педагогика как наука | Заместитель директора по учебно - воспитательной работе учитель – олигофренопедагог Фролова О.К., председатель ШМО классных руководителей Затрутина В.И., классный руководитель 5 класса Хмырова Т.В. | 1 час | - | 2. | Педагогическое проектирование и диагностика в семье и школе | Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Фролова О.К., председатель ШМО классных руководителей Затрутина В.И., классный руководитель 4 класса Любимова Л.А. |
|
| 3. | Педагогические процессы в семье и школе | Специалисты ПМПк школы |
|
| 4. | Педагогическое мастерство родителей и учителей при воспитании детей в семье и школе | Классный руководитель 2 класса Киселева Т.С. Классный руководитель 9 класса Сойнова А.В. |
|
| 5. | Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы. Детско-родительские отношения в семье. Формирование и развитие взаимоотношений в семье: дедушка – бабушка – мать – отец – ребенок. Гуманизм детско-родительских отношений в семье, ответственность и долг | Заместитель директора по учебно - воспитательной работе Фролова О.К., классный руководитель 6 класса Хмыров Е.А. |
|
| 6. | Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания | Специалисты ПМПк школы |
|
| IV раздел. IV четверть (апрель-май) Культура, искусство, досуг | 1. | Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании | Социальный педагог Лысенко С.В. | - | - | 2. | Книга в семье. Что и как читают наши дети? | Библиотекарь Бакланова Н.В. | - | - | 3. | Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся | Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Фролова О.К. Учитель физкультуры Жаров М.С. | - | - | Раздел V. IV четверть. Подводя итоги… | 1. | Семья и школа вчера, сегодня, завтра. | Директор школы Курдина Н.М. |
|
| 2. | Советы родителям (родительская копилка педагогического опыта) | Классные руководители, педагог-психолог Гронек Н.Е., социальный педагог Лысенко С.В. |
|
|
Реализация программы родительского лектория зависит от управления администрации и от усилий специалистов, задействованных в данной форме работы с родителями, их заинтересованности в своей работе, а также в заинтересованности родителей в тематике и проблематике родительского лектория. В её реализации участвуют администраторы, учителя, библиотекарь, специалисты школы. Для оптимальной работы родительского лектория необходимо тщательно продумать механизм взаимодействия всех звеньев, долю участия каждого педагога-лектора, формы и виды их работы с родителями.
|