Нестандартное использование сказок в нравственном развитии дошкольников.
материал
Рекомендации для родителей "Нестандартное использование сказок в нравственном развитии дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnoe_ispolzovanie_skazok_v_nravstvennom_razvitii_doshkolnikov.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей.
Подготовила социальный педагог
Дружинина Н.П.
Нестандартное использование сказок в нравственном развитии дошкольников.
В дошкольном периоде сказки читают детям всех возрастов. Дети их любят. Из сказок дети черпают представления о времени, и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют увидеть храбрость и трусость, добро и зло. Сказки используются традиционно однообразно: их читают, пересказывают и реже драматизируют. Но их можно использовать и для развития воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
Какие ещё методы и приёмы можно использовать в работе со сказкой?
Каждый текст сказки выдвигает на первый, главный план, лишь одну – две из проблем, а остальные проблемы остаются второстепенными, сопутствующими. Мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. Возникли стереотипы: лиса всегда хитрая, колобок жертва, а одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, познакомить ребёнка с содержанием сказки, побеседовать о её содержимом, инсценировать её.
Но сказку можно использовать и иначе: научить оригинально, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
Нетрадиционный подход позволяет и воспитателю и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился. Зло было бы наказано, но не бесчеловечно и жестоко. Здоровая конструктивная идея: всё можно улучшить, изменить во благо людей – должна стать творческим девизом для ребёнка.
Пример.
В сказке «Кот в сапогах» можно рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. Разве можно подражать тому, кто так некрасиво ведёт себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чём не повинных героев сказки?
«Принцесса на горошине». Нравственный урок – изнеженность – достоинство принцесс. Достоинство ли это?
«Рукавичка». Нравственный урок можно раскрыть с помощью поговорки «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но в ущерб кому – то. Вот тут начинаются противоречия. Понять эти противоречия, творчески их решать – одна из главных задач работы со сказкой. Всё внимание приковано к рукавичке, но есть ещё и дед, который её забыл и остался зимой без рукавички. Для кого-то хорошо, что так получилось, а для кого-то плохо.
Воспитание добрых чувств. Эта проблема очень важна, особенно в современном мире. Как мы представляем себе доброго человека – умеющим сочувствовать, сопереживать, помогать.
С этой целью важно научить ребёнка сравнивать, сопоставлять, ставить себя на место того или иного героя, доказывать его или свою позицию. Например:
- Докажи, что Алёнка лучше всех.
- Как бы ты поступил на месте …
- Как можно похвалить петушка?
По мнению таких психологов, как Л.Венгер, А.Запорожец, Д.Добсон умение разумно задавать вопросы является одним из показателей успешного развития дошкольников. Для поддержания интереса к сказке, чтобы нарушить стереотипы и повернуть сюжет сказки в новое русло можно вводить новых персонажей, используя, например частицу НЕ: не репка выросла на грядке, не Красная Шапочка пошла, а …
Вместо традиционных вопросов «Куда пошла Красная Шапочка и т.п. можно поставить вопросы поискового характера: почему, зачем, а если бы … Как можно пожалеть, чем утешить? Как понимать выражение «Поплакали, да ничего не выплакали»? У вас так бывает?
Какие же нравственные уроки можно постичь с помощью сказок? Какие добрые чувства можно воспитать?
Примеры сказок и вопросов.
Курочка Ряба – не в золоте счастье.
Кто из героев самый добрый? Кем бы вы хотели быть в этой сказке?
Репка – вместе вдвое дело любое спорится у друзей.
Как деду удалось вырастить такую большую репку? Если бы не мышка, смог бы дедушка вытащить репку? Как её разделить, чтобы никого не обидеть? Чем она полезна?
Кривая уточка – учись на добро отвечать добром.
Кого вам жаль? Как можно пожалеть и помочь? Почему уточка не стала дожидаться своих родных уток? Куда она торопилась?
Снегурочка – не хлебом единым жив человек.
Чем вам нравится Снегурочка? Какими другими именами её можно назвать? В кого её можно превратить с помощью волшебной палочки?
Зимовье – в согласии жить – никто не одолеет.
Угадайте, почему мне понравился бык? Что можно сказать о нём. Как о друге? Чем похожи все звери в этой сказке? Придумайте им шуточные вопросы? Чтобы случилось, если бы бык …
Чтение сказок может стать доброй полезной традицией, создать атмосферу теплоты и задушевности, если творчески использовать её возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников в системе дополнительного образования".
Научная статья о развитии дошкольников....
"Использование лучших традиций народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов и родителей...
«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...
Презентация "Технологии создания среды для социально-личностного развития дошкольников в коммуникативной деятельности через использование музыкальных сказок"(Из опыта работы музыкального руководителя)
Музыкальные сказки позволяют раскрыть творческий потенциал ребёнка(вокальные, хореографические способности), успешно социализировать дошкольника, способствуют развитию речи....
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...
Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"
В статье рассказывается о том, что доступным средством для духовно – нравственного развития ребенка является чтение художественной литературы. И как это применяется на занятиях в творческом...
"Роль сказок в речевом развитии дошкольников"
В данной статье представлены эффективные приемы при организации бесед по сказкам и советы для родителей при чтении сказок ребенку....