Развиваем познавательные процессы
консультация на тему
В помощь родителям по развитию познавательных процессов у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavat._protsessy.docx | 63.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Для успешного овладения различным обучающим материалом необходимо в домашних условиях развивать у детей познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. Предлагаемый примерный комплекс поможет ребёнку в будущем стать хорошим учеником. Упражнения можно придумывать самостоятельно на основе предложенных.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
- Упражнение «Буквы»
(развивает, концентрацию, сосредоточенность и переключение внимания)
Возьмите старый журнал, книгу и т.п. Дайте ребёнку инструкцию: «В течение 2 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» и маленькие и заглавные (можно указать любую букву)». Затем, последующие 2 минуты зачёркивать две любые буквы, например «О» и «С». Следующие 2 минуты опять букву «А». Каждый раз буквы должны меняться.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачёркивается, вторая подчёркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.
- Упражнение «Не собьюсь»
(концентрация, распределение внимания)
Считать вслух от 1 до 15, но не называть числа, включающие, например тройку. Вместо этого числа необходимо говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять…»
- Упражнение «Наблюдательность»
(развиваются связи внимания и зрительная память)
Ребёнку предлагается по памяти подробно описать двор детского сада, путь из дома в детский сад и т.п. - то, что они видели много раз.
- Упражнение «Найди отличия»
Подобные упражнения можно найти в детских журналах. Две, на первый взгляд одинаковые картинки, необходимо найти, чем они отличаются.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
- Упражнение «Вопросы к тексту»
Прочитать любой текст ребёнку и составить к нему 5 вопросов. (в том числе простых и сложных).
- Упражнение «Сокращение рассказа»
(развитие организованности и повышение чёткости, умения отвлекаться от мелочей)
Ребёнку необходимо вслух прочитать рассказ (либо взрослому зачитать). Затем, содержание текста необходимо передать сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
- Упражнение «Говори наоборот»
(развитие мышления, воображения)
Например: Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, трус – храбрец.
- Упражнение «Узнай и нарисуй»
Ребёнку предложить дорисовать незаконченное изображение разных предметов. Например, взрослый начинает рисовать домик, лодку, машину и т.п., но прерывает рисование. Ребёнок должен догадаться и дорисовать рисунок.
- «Кроссворд»
Разгадывать кроссворды любой сложности.
- Упражнение «Лабиринт»
Проходить лабиринты любой сложности за определённое количество времени.
- Упражнение «Склеенные слова»
(если умеет читать)
Предложить ребёнку текст, содержащий «склеенные слова», задача ребёнка отделить слова друг от друга вертикальной чертой.
Например:
- Туфликорзиначасы.
- Ковёрпонисамолётперчаткисекундамальчик
- Песнякроватьсанкимедведьчерепаха.
- Упражнение «Логические задачи»
Например:
- Лиза, Ира и Наташа жили в разных домах. Дом № 1 – высокий каменный; дом № 2 – высокий деревянный, дом № 3 – невысокий каменный. У кого какой дом, если у Иры и Наташи высокий, а у Наташи и Лизы – каменный?
- Два мальчика любили ходить в кино, а два – в театр. Их звали Сеня, Митя, Рома, Максим. Кто куда любил ходить, если Сеня с Митей и Митя с Ромой отдыхали по-разному, а Митя любил ходить в кино?
- Нина, Вера, Света и Лена сажали разные плодовые деревья: яблони, орешник, сливы, вишни. У Веры вишнёвых деревьев не было. У Светы не было яблонь и вишен, а у Лены не было сливовых деревьев. Кто какие деревья сажал?
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
- Упражнение
«Развиваем наблюдательность"
В течение 15 минут назвать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы и т.п.
- Упражнение «Срисовывание по клеточкам»
Предложить ребёнку внимательно посмотреть на любую изображённую фигуру, состоящую из линий и нарисовать точно такую же фигуру по клеточкам. По окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.
- Упражнение «Что в свёртке»
Завернуть 5 – 6 предметов необычной формы в бумагу. Предложить ребёнку ощупать свёрток и догадаться, что там находиться.
- Упражнение «Сравни по длине, ширине, высоте»
Предложить ребёнку рассмотреть изображение предметов различных по высоте, ширине, длине и т.п. Затем ребёнку необходимо показать и назвать самое длинное, короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т.д.) изображение.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- Упражнение «Солисты»
Ребёнку необходимо исполнить песенки-распевки, представляющие собой усложняющие ряды гласных звуков:
ОА; УА; ИА; УИ;
ИАО; АИО; УАЯ; УОИ;
ИАОУ; УОАИ; АОИУ; ИАУО; ОИАУ;
ИАОУЭ; ОЭИАУ; УОАИЭ; ЭИОАУ; АУОАИЭ и т.д.
- Упражнение «Запомни и повтори»
Ребёнку необходимо внимательно прослушать и повторить сочетание букв:
МЫ – ПЫ – НЫ – ФЫ
ПЫ – ПИ – ПЫ – ПИ
Произносить слова, близкие по звучанию:
Выше – Вишня
Дима – Дым
Лыжи – Лижет
Рысь – Рис
Взяли – Залы
Лиса – Лысый
Произносить слова, различающиеся одним звуком:
Нить – Ныть
Оси – Осы
Мыл – Мил
Поли – Полы
Был – Бил
Мишка – Мышка
Сыр – Сир
Дзынь – Динь
Обязательно читать книги каждый день!
РАЗВИВАЕМ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОЦЕССЫ
ПАМЯТКА ДЛЯ МАМ И ПАП
Педагог-психолог
МБДОУ № 5 «Звёздочка» г. Охи
Марченко О.В.
Всегда можно встретиться
пн,ср,пт 8.00 – 15.00
вт, чт 11.00 – 18.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как развивать познавательную активность учащихся
В реферате отражены некоторые моменты, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся на уроках технологии....
Эссе;; Как развивать познавательную активность учащихся на уроках технологии".
Беда школы -потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит......
Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями
Материал предоставляет собой описание развивающих игр с подробным алгоритмом действий и речевого сопровождения взрослых. Игры рассчитаны на дошкольников с умеренной умственной отста...
Статья "Развиваем познавательную активность"
Стаья написана в рамках участия во Всероссийской научно-практической конференции "Компетентностный подход:современные аспекты развития образования". В ней описанароль учителя в развитии позн...
как развивать познавательный интерес на уроках химии в условиях ФГОС
Доклад на школьном МО учителей кафедры естественно-научных дисципалин от 20.03.2018г....
Доклад: «Использование ИКТ в воспитательном процессе, как средства коррекции познавательных процессов на занятиях по краеведению»
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный ...
Развиваем познавательные процессы ребенка, играя дома
Проблема познавательного развития ребенка очень актуальна на сегодняшний день. Ведь развитие умственных способностей имеет особое значение для дальнейшего развития ребенка, а самое главное для п...