Статья "Развиваем познавательную активность"
статья по математике на тему
Стаья написана в рамках участия во Всероссийской научно-практической конференции "Компетентностный подход:современные аспекты развития образования". В ней описана
роль учителя в развитии познавательной активности обучающихся на уроках математики в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_vserossiyskoy_nauchno-prakticheskoy_konferentsii_2017.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Каримова Р.Д.
Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностный подход: современные аспекты развития образования» Вольск 2017год
Развиваем познавательную активность
Федеральный государственный стандарт для начального общего образования предъявляет ряд требований к организации учебного процесса, к формированию универсальных учебных действий, в том числе, таких как познавательные учебные действия: умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую и др.
Поэтому можно уверенно утверждать, что в активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к действиям, позволяющим формировать названные УУД.
В процессе анализа педагогической литературы по названной проблеме мы пришли к выводу, что существуют основные способы развития познавательной активности:
- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы;
- включать учеников в решение проблемных ситуаций;
- использовать дидактические игры и дискуссии;
- использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Решение текстовых задач открывает большие возможности в формировании познавательной активности, познавательных УУД. Любая текстовая задача предполагает умение извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. В простых задачах учащиеся учатся решать поставленную проблему, обосновывать выбор действия, а, следовательно, строят умозаключения, при этом выслушивают друг друга, поправляют, убеждают, а это одно из условий формирования умения умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Например, отрабатывая навык решения задач на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме, ученик приводит следующее рассуждение: Вика посадила на 2 тюльпана больше, чем Надя. Значит, она посадила 3 да еще 2 тюльпана. Надо к 3 прибавить 2, получится 5.
В задачах же на разностное сравнение чисел первого вида рассуждения ученика будут другими: чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее - ученик просто приводит правило в качестве обоснования выбора действия.
Урок математики в начальной школе часто включает в себя такой вид работы как устный счет. Это дает возможность использования игр, игровых ситуаций на уроке, различных форм организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная и др., что в свою очередь стимулирует познавательную активность.
Таким образом, можно сказать, что умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения формирует у ученика активную позицию в учении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Развитие познавательной активности на уроке
Красочные иллюстрации презентации. Развитие конструкторского мышления, дизайна на онове геометрических фигур. Раздел - изделия из лоскута....
Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики
Из опыта использования компьютерных моделей сложных физических процессов на уроках физики...
«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средства создания условий для познавательной активности учеников на занятиях математики»
На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения. В наш...
Развитие познавательной активности на уроках информатики
Доклад по теме самообразования "Развитие познавательной активности на уроках информатики"....
Повышение познавательной активности обучающихся
В рамках экспериментальной работы в Центре образования №1453 проводилось исследование использования стратегий познания на уроках и уровень познавательной активности экспериментальных классов...
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии
статья о Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии...