Статья "Развиваем познавательную активность"
статья по математике на тему

Каримова Равиля Давлятовна


Стаья написана в рамках участия во Всероссийской научно-практической конференции "Компетентностный подход:современные аспекты развития образования". В ней описана

роль учителя в развитии познавательной активности обучающихся на уроках математики в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каримова Р.Д.

Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностный подход: современные аспекты развития образования» Вольск 2017год

Развиваем познавательную активность

Федеральный государственный стандарт для начального общего образования предъявляет ряд требований к организации учебного процесса, к формированию универсальных учебных действий, в том числе, таких как познавательные учебные действия: умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую и др.

Поэтому можно уверенно утверждать, что в активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к действиям, позволяющим формировать названные УУД.

В процессе анализа педагогической литературы по названной проблеме мы пришли к выводу, что существуют основные способы развития познавательной активности:

  1. опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы;
  2. включать учеников в решение проблемных ситуаций;
  3. использовать дидактические игры и дискуссии;
  4. использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
  5. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Решение текстовых задач открывает большие возможности в формировании познавательной активности, познавательных УУД. Любая текстовая задача предполагает умение извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. В простых задачах учащиеся учатся решать поставленную проблему, обосновывать выбор действия, а, следовательно, строят умозаключения, при этом выслушивают друг друга, поправляют, убеждают, а это одно из условий формирования умения умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Например, отрабатывая навык решения задач на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме, ученик приводит следующее рассуждение: Вика посадила на 2 тюльпана больше, чем Надя. Значит, она посадила 3 да еще 2 тюльпана. Надо к 3 прибавить 2, получится 5.

В задачах же на разностное сравнение чисел первого вида рассуждения ученика будут другими: чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее  - ученик просто приводит правило в качестве обоснования выбора действия.

Урок математики в начальной школе часто включает в себя такой вид работы как устный счет. Это дает возможность использования игр, игровых ситуаций на уроке, различных форм организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная и др., что в свою очередь стимулирует познавательную активность.

Таким образом, можно сказать, что умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения формирует у ученика активную позицию в учении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Развитие познавательной активности на уроке

Красочные иллюстрации презентации. Развитие конструкторского мышления, дизайна на онове геометрических фигур. Раздел - изделия из лоскута....

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики

Из опыта использования компьютерных моделей сложных физических процессов на уроках физики...

«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средства создания условий для познавательной активности учеников на занятиях математики»

На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения.    В наш...

Развитие познавательной активности на уроках информатики

Доклад по теме самообразования "Развитие познавательной активности на уроках информатики"....

Повышение познавательной активности обучающихся

В рамках экспериментальной работы в Центре образования №1453 проводилось исследование использования стратегий познания на уроках и уровень познавательной активности экспериментальных классов...

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии

статья о Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии...