"Как повысить роль семьи в музыкальном обучении ?"
методическая разработка на тему
Как организовать учебный процесс , чтобы родители ваших учеников стали не пассивными наблюдателями, а активными помошниками в таком важном деле , как воспитание и обучение детей ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi.doc | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3 «Младость» г.о Самара
Методическая работа
«Как повысить роль семьи в музыкальном обучении?»
педагога дополнительного образования (фортепиано)
Жирновой Маргариты Юрьевны
г. Самара 2017г.
«Музыка – могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие»
(Василий Александрович Сухомлинский)
В условиях современного общества возрастает значение музыкального воспитания. Музыка не только отражает духовную жизнь человека, но и является могучим фактором воспитания будущего человека. Специальные исследования ученых показывают, что музыкальные занятия на фортепиано сильно влияют на общее развитие ребенка : на психику, физиологию. Музыка оказывает комплексное воздействие на человека.
Когда ребенок поступает в музыкальную школу, ни он сам, ни родители не представляют всей сложности связанной с процессом обучения игре на инструменте. Одного желания ребенка для учебы мало. Необходим родительский контроль. Родители часто не понимают , что им придется учиться вместе со своими детьми , что бы оказывать помощь ребенку, особенно на начальном этапе. Иногда родители детей далеки от музыкального искусства, часто бывают не информированы, не понимают значения музыкальных занятий для ребенка; приводят детей в музыкальную школу для того , чтобы дети хоть чем-то занимались. Часто родители проявляют равнодушие к увлечению детей музыкой, как к второстепенному делу, даже не скрывая это от детей, задают не корректные вопросы : «А что ваша музыка дает?» , «Нам что, школу бросить?», когда педагог говорит об обязательной ежедневной самоподготовке ученика. Иногда приходится слушать сознательный отказ родителей от помощи детям , мотивированный нежеланием участвовать в родительском контроле из-за того, что «они ничего не знают», «в музыкальной школе никогда не учились», «ничего не понимают» , «и вообще они работают»…. Даже, когда приглашаешь некоторых родителей на урок, они считают это необязательным и обременительным для себя; неохотно приходят , и на уроке не следят за процессом обучения, а просматривают интересующую их информацию в телефоне…. К счастью, не все родители такие.
У детей, обучающихся в музыкальной школе ,естественно возникают различные проблемы и трудности, которые нужно преодолеть, и для этого нужна помощь не только педагогов, но и родителей. Иногда дети воспринимают обучение в музыкальной школе как игру и считают, что они очень скоро заиграют, не понимают ,что это долгая работа , требующая от детей терпения и усидчивости. Именно родители должны поддержать и проконтролировать ребенка, проявить твердость , заставить его заниматься регулярно. Пианист и педагог Г. Нейгауз говорил : «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Детям свойственно лениться и задача родителей приобщать их к музыке и не пускать все на самотек.
Как ответить на вопрос родителей «Для чего нужно учиться в музыкальной школе?», «Что дает ребенку музыкальная школа? ». Музыка развивает эмоциональность детей ,чувство ритма, музыкальный слух. Игра на музыкальном инструменте развивает координацию и мелкую моторику рук (это сказывается положительно на развитии мозга ), формируется усидчивость, расширяется кругозор. Обучение в музыкальной школе развивает коммуникативность и эстетический вкус , пространственное мышление. Занятия музыкой развивают интеллектуально. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, сближают детей и родителей.
Как организовать образовательный процесс , чтобы родители ваших учеников стали не пассивными наблюдателями , а активными вашими помощниками в таком важном деле, как воспитание и обучение детей ?
Работа с родителями - это очень сложный процесс, основанный на самоотдаче педагога. Педагогу приходиться работать не только с детьми, но и с их родителями, которых, бывает , очень тяжело в чем-либо убедить , часто из-за их постоянной занятости. Нужна очень большая, кропотливая работа педагога: и как педагога , и как психолога, оратора, и просто человека . Не наладив ее, вы не получите тот результат , на который рассчитываете.
Конечно, этот процесс очень трудоемкий и долгий. Родителей надо также, как и детей , завоевывать : их внимание, их расположение к вам. Родители должны поверить вам, а они поверят, если увидят вашу искреннюю любовь к детям, вашу заботу , ваше внимание, вашу сердечность, ваше неравнодушие, стремление помочь вырастить детей настоящими людьми, не обязательно музыкантами, но людьми ценящими и понимающими прекрасное, любящими музыку.
Родители , как и дети, бывают разными; и совсем «перевоспитать» вы их не сможете , но помочь убедить их в важности обучения музыке – это ваша первостепенная задача.
В своем общении с родителями я, так же как и многие из педагогов, использую разные формы работы: беседы, консультации, приглашения родителей на уроки , открытые показательные уроки, совместные посещения филармонических концертов и обсуждение услышанного. Провожу различные тематические классные концерты, посвященные праздничным датам ; музыкальные гостиные , вечера отдыха , конкурсы «На лучшее исполнение музыкальных произведений» . Родители выступают в роли жюри, готовят призы.
Подбираю литературу по проблемам, волнующим родителей, и предоставляю ее для прочтения на родительских собраниях, а так же при индивидуальной беседе с родителями. Родительские собрания провожу в форме лекций , дискуссий . Одной из целей стоящей перед педагогом является необходимость осуществления «психолого-педагогической поддержки» семьи и повышение педагогической компетенции родителей». Провожу родительские собрания, посвященные успеваемости и посещаемости обучающимися учебных занятий. Из -за частого непонимания родителями специфики учебной деятельности, я приглашаю членов семьи занимающегося ребенка на открытые занятия. В процессе работы родители знакомятся с методикой преподавания, а так же с моими требованиями. Родители видят значимость музыкальных занятий для ребенка. Родители вместе с детьми участвуют в изготовлении для домашней работы методического материала для изучения музыкальной грамоты, а так же для повторения пройденных произведений («Шкатулка с секретами», «Сундучок со сказками», «Волшебный фонарик»), куда помещаем карточки с иллюстрациями или рисунками полюбившихся произведений.
Какие же существуют недостатки в работе педагогов с родителями?
Необходимо больше проводить тематических родительских собраний, посвященных успеваемости и посещаемости обучающихся учебных занятий, так же собраний, посвященных ликвидации родительской «безграмотности» и повышению педагогической компетенции родителей.
Большое значение имеет посещение ребенка на дому, где педагог знакомится с семьей ученика, с условиями проживания, с домашней атмосферой, а так же с условиями для домашней самоподготовки.
Необходима организация сетевого взаимодействия с родителями. На сайте школы разместить различные памятки для родителей, где будут располагаться советы родителям по организации домашних занятий детей, интересные статьи о важности обучения музыке всех детей:
- Статья пианистки и преподавателя игры на фортепиано из США Melody Ouyang (Мелодия Оуян) «Я не хочу играть на пианино», которая разработала свою методику фортепианной педагогики для разных возрастов и разных уровней, а так же советы по самостоятельной работе дома для обучающихся и их родителей.
- Статья Кирнарской Д.К. «Десять причин, что бы отдать ребенка в музыкальную школу»
- Статья Габбасовой А.А. «Отсутствие мотивации к обучению- 10 ошибок родителей »
Так же на сайте школы можно поместить различные памятки для обучающихся по работе над домашним заданием и особенностями самоподготовки ученика.
Для успешного продвижения юного музыканта необходимо не только посещение всех занятий , активная работа педагога и ученика на уроке , но и планомерная , вдумчивая домашняя работа обучающегося, а так же мотивация со стороны родителей, организация домашних занятий, их регулярность и контроль за их выполнением.
Список использованной литературы:
- Габбасова А.А «Отсутствие мотивации к обучению -10 ошибок родителей»
- Интернет ресурс: http://www.b17.ru
- Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» М.1961
- Кирнарская Д.К. «10 причин, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу»
- Михелис В.А. «Первые уроки юного пианиста» М. 1962
- Мелодия Оуен «Я не хочу играть на пианино»
- Петрушин В.И. Музыкальная психология М. 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
методическая разработка "О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте"
Методическая разработка "О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте" рекомендована преподавателям (по классу специальность) школ искусств или музыкальных школ...
Роль ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего музыкального обучения
В работе рассматривается ансамблевое музицирование как сроедство всестороннего развития учащихся...
Роль семьи в музыкальном воспитании ребенка
Роль семьи в музыкальном воспитании ребенка...
Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения
Методическая разработка, посвященная проблеме роли ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения. Игра в ансамбле является прекрасным средством воспитания...
Методические рекомендации "Роль семьи в музыкально-эстетическом развитии ребенка"
Методические рекомендации для родителей...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов шко...