Методические рекомендации "Роль семьи в музыкально-эстетическом развитии ребенка"
методическая разработка по музыке

Методические рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi.docx32.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РОЛЬ СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Автор-составитель:

 Щербакова А. В.

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2019

       Ни для кого не секрет, что семья всегда оказывала значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой. Результаты различных социально-психологических исследований показывают, что очень многие ребята полюбили её благодаря родителям.

       Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьёй М.И.Глинки, А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, А.С.Даргомыжский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.

      Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра, во второй половине XVIII в., оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение владеть каким-либо музыкальным инструментом становится почти обязательным. Известный в то время композитор М.И.Бернарди в 1844 г. отмечает, что  в России каждая девица учится играть на фортепьяно.

      Домашнее музицирование, которое начиналось обычно ещё до поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло значительную роль в приобщении к музыке молодых людей XIX и начала XX в., воспитывало у них любовь к искусству.

      Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к производителям искусства. Но, не следует забывать и об отрицательных сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья музыки, его интенсивность и качеств, в отличии от общественного, в гораздо меньшей степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, что домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному развитию личности.

      Во  избежание формирования потребительского отношения к искусству и односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения, семье необходимо активно включаться в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует от них определённой педагогической подготовленности.

      Основные усилия в наделении родителей музыкально - педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работает профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию.     

      Безусловно, занятия в музыкальном коллективе  Учреждения дополнительного образования помогают ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело педагог. Однако старания преподавателя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

      Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей.

Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание различных форм работы с родителями:

  • индивидуальные консультации с родителями;
  • организация концертов для родителей силами детей;
  • тематические вечера- встречи с артистами театра и филармонии;
  • совместные походы в театр, на концерты, в филармонию;
  • музыкально - педагогическое самообразование родителей.

 

           Не менее важно создание дома благоприятного музыкального климата: родители должны показать детям, что их любимые музыкальные произведения доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать большие, хорошие дела улучшают настроение.

      На занятиях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется интерес к музыке. Родителей следует учить, что педагогически целесообразно организовывать домашнее музицирование ребёнка (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку).

Самообразование. Музыкально-педагогическое самообразование родителей.

Чтение.

        На  восприимчивую психику детей очень большое влияние оказывают яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (канал "Культура") помогут усилить интерес детей к музыкальному искусству.

Посещение музыкального театра.

      Большое внимание следует уделять посещению музыкального театра, особенно подготовительному этапу работы, методика которого может быть такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с музыкально-литературной композицией; ознакомление с образами литературы и изобразительного искусства, близкого спектаклю по теме и идее; зарисовка отдельных эпизодов будущего спектакля.

        На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное ожидание, сделать эту радость "перспективной".

Встречи.

         Очень интересными, полезными и радостными являются встречи с артистами театра, с композиторами и певцами. К каждой встрече нужно готовиться заранее. Родители и дети готовят интересующие их вопросы о творчестве, жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость, в свою очередь, готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом. Исполняет свои произведения (если он композитор), а если исполнитель, то показывает свой репертуар.    

        Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе педагогический организованной музыкальной деятельности активно формировать и развивать у него интерес к подлинно художественной музыке.

      Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания семейного воспитания. Оно призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства, является частью эстетического воспитания. От решения проблем эстетического воспитания и образования в настоящее время во многом зависит уровень музыкальной культуры подрастающего поколения.

       Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Главной всеобщей задачей является духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.  

      Семья должна оказывать значительную помощь школе в воспитании у ребёнка желания увлечения музыкой. Многочисленные примеры из педагогической практики показывают, что очень многие ребята полюбили мир музыки и искусства благодаря родителям.

      Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления пробуждать интерес и любовь к музыке. Однако старания преподавателя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к музыкальному искусству.

      Но привить детям любовь к музыке сможет тот человек, который сам глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку, поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании самих родителей. Работа с родителями должна определятся дифференцированным подходом. Педагог музыкант должен учитывать типы семей и подходить в работе с ними индивидуально.        

      Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

      Можно ещё добавить, что музыкальное образование школьников всегда было, и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Музыкальное воспитание формирует творческую личность, способную пережить и перестрадать то, о чём думал, что пережил и воплотил в образах художник, и способную создать свои художественные произведения.

       Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки ребёнка к музыкальному воспитанию, следовательно, для формирования творческой личности.

        В работе с родителями и их детьми постоянно затрагивается такой важный вопрос, как культура поведения учащихся. В процессе занятий музыкой  в ребятах происходят  серьёзные изменения. Искусство выступает здесь как фактор, формирующий такие стороны поведения человека, как:

  • добрые взаимоотношения с окружающими;
  • культуру речевого общения с окружающими (манеру говорить, слушать, чистоту языка);
  •  внешний облик;
  • умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить за собой.  

        Совместная работа педагогов и семьи обогащает процесс познания музыки учащимися, способствует развитию устойчивого интереса к ней. Различные мнения, отклики и неподдельная заинтересованность родителей на совместных занятиях являются показательными, и в который раз  подтверждают ценность и важность эстетического фактора в воспитании современного подростка.

         Работа в области музыкально эстетического развития подрастающего поколения показывает, что на её эффективность большое влияние оказывает семья. Те знания и впечатления, которые ребята получают занимаясь в музыкальном объединении, по-разному отражаются в каждом из них. Если действия педагога совпадают с действиями семьи, значит мы движемся в верном направлении.

         

Список литературы

1.        Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат,1982г.

2.         Антонов А.И., Борисов А.Л., Кризис семьи и пути его преодоления. - М., 1990

3.         Аришина Н.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983

4.        Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика учебник для вузов. - СПб: Издательство "Питер",С-Пб,2000

5.        Зацепин В.И.  Молодая семья. - Киев, 1991г.

6.        Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. - М.; "Владос", 2000г.

7.        Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. - М., 1989г.

8.        Коненков С.Т. Беседы об искусстве. - М.; 1954г.

9.         Корчак Я. Как любить детей. - М.,1973г.

10.        Лихачёв Б.Г. Эстетика воспитания. - М., "Педагогика", 1972г.

11.        Мантейчек Зденяк. Родители и дети. - М., 1992г.

12.        Минтоян А.А. Потребительское поведение семьи. - М.; 1990г.

13.         Мудрость воспитания: книга для родителей - М.,1998г.

14.        Нефёдов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. - Минск, 1971г.

15.        Никитин Б.П. Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки - М.,1989г.

16.        Отец в семье: Книга для родителей. - М. 1970г.

17.        Сухомлинский В.А. Родительская педагогика, - М.;1977г.

18.        Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье - Минск, 1982г.

19.        Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими /пер с анг. -М.,1993г.

Журналы:

1.         Ванслов Об отражении действительности в музыке // Вопросы философии-1950г.

2.        Дереклеева Н. Нетрадиционные формы проведения собраний // Воспитание школьников. - 2001г. №10 - с 46-50 стр.

3.        Лаврентьев В.В. Семья и школа //Классный руководитель. - 2000г. №3 с86-88

4.         Крупнина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. - 2001г. №1 - с 18-20 стр.

Литература для родителей:

1.        Юдовина - Гальперина Т.  За роялем без слез. -М.: Музыка, 1998

2.        Юдовина - Гальперина Т. Музыка и вся жизнь. -СПб: Композитор, 2005

3.        Суслов Б.Н.  "Звук и слух" , М., Л., 1950


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как фактор психологического развития ребенка

Роль семьи в успешности ребенка трудно переоценить....

Роль семьи в формировании речевого развития ребенка

В условиях школы низкий уровень развития речи является одним из главных препятствий в формировании навыков учебно-познавательной деятельности, в полноценном общении со сверстниками и взрослыми, тормоз...

Сотрудничество семьи и школы в развитии ребенка. (эссе)

Для развития гармоничного развития личности ребенка необходимо тесное сотрудничество семьи и школы. Об этом мои размышления в данном эссе....

Методическое сообщение "Роль репертуара в музыкальном развитии ребенка"

Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру , но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию,формирует вкус и взг...

Выступление на родительском собрании. Беседа с родителями на тему _ Воспитание в семье как залог успеха развития ребенка с ОВЗ

Большую часть своей жизни ребенок проводит со своими родными и близкими.  Правильное воспитание и благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья -залог...