Памятка "Обследование и развитие всех компонентов речи"
консультация
Памятка "Обследование и развитие всех компонентов речи". Используя данный материал, родители самостоятельно могут оценить речевое развитеие ребенка, а также воспользоваться им для дальнейшего развития речи своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 14.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка по обследованию
и развитию всех компонентов речи.
Артикуляция и звукопроизношение
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 4- 5 упражнений за раз.
2. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Из выполняемых 4-5 упражнений новым может быть только одно, остальные даются для закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
5. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом
6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для постановки свистящих звуков.
«Улыбка» - губы плотно сжаты и «Заборчик» - зубы плотно сжаты,
растянуты в широкую улыбку. губы в широкой улыбке.
Удерживаем положение 8-10 секунд. Удерживаем положение 8-10 секунд.
«Чистим зубки» - рот открыт,
гладим кончиком языка вправо- влево,
вверх- вниз нижние резцы
(с внутренней стороны)
Выполняем упражнения 15-20 раз.
Упражнения для постановки шипящих звуков.
«Бублик»- зубы сомкнуты, губы «Вкусное варенье»- рот широко открыт, вытянуты вперед, образуют круг. широким кончиком языка облизываем верхнюю губу,
Удерживаем положение 8-10 секунд. движениями сверху - вниз 10-15раз
«Чашечка »- рот широко открыт,
вытягиваем язык вперед и поднимаем
боковые края, образуя чашечку.
Удерживаем положение 8-10 секунд.
Упражнения для постановки звука Л.
«Грибок»- рот широко открыт, «Маляр»- рот широко открыт,
присосать язык вдоль неба. кончиком языка гладим небо
Удерживаем положение 8-10 секунд. движениями вперед-назад.
«Качели»- высунуть язык, выполнять
поочередно движения к носу, подбородку.
Выполнять движения 10-15 раз
Упражнения для постановки звука Р.
«Гармошка» - язык плотно присосать «Лошадка» - рот широко открыт,
к небу, открываем и закрываем рот, щелкаем кончиком языка.
растягивая подъязычную уздечку. Выполняем упражнения 10-15 раз.
Выполняем упражнения 10-15 раз.
«Барабан» - рот широко открыт,
стучим кончиком языка по альвеолам
(бугорки за верхними зубами),
произнося звук похожий на Д.
Выполняем упражнения 15-20 раз.
Фонематический слух
(Способность узнавать и различать звуки родного языка)
- «Хлопни как Я» Х-Х, ХХ-Х, Х-ХХ, ХХ-ХХ, ХХ-ХХХ…
- «Эхо» А-О, У-И, А-О-Э, А-О-А…
БА-ПА, ПА-БА, СА-ША, ША-СА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ЦА-СА-ЦА,
СА-ЦА-СА, РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА.
- Назови первый звук, назови второй Э-О, Ы-И, А-У…
- Покажи картинки на заданный звук.
- Покажи где:
Крыса- крыша, коза- коса, бочка-почка, дрова- трава, ложки- рожки…
Лексика
- Части предметов (пр. чайник: крышка, носик, ручка)
- Обобщающие понятия:
- рука, нога, живот, голова, спина - части тела
- лук, морковь, картофель, огурец, свекла, помидор – овощи
- яблоко, апельсин, банан, виноград, лимон- фрукты
- медведь, заяц, волк, лиса- дикие животные
- корова, собака, кошка, коза, лошадь- домашние животные
- учитель, повар, строитель, врач, продавец- профессии
- Глагольный словарь (лошадь что делает? – скачет, самолет- летит, дятел – стучит…)
- Назвать близкие по значению действия: шить, вязать, вышивать, печь, жарить, варить.
- Антонимы (черный- белый, короткий- длинный, высокий- низкий, яркий- бледный, большой- маленький…)
- Синонимы (грязный, чумазый, нечистый, испачканный..)
- Знание цветов, форм.
Грамматический строй речи
- Правильное употребление предлогов
- Употребление слов в единственном и множественном числе (стул- стулья, окно- окна…)
- Изменение существительных по падежам
- Согласование существительных с числительными(1 ухо, 2 уха, 5 ушей)
- «Большой- маленький» (стол-столик, гнездо- гнездышко, ложка- ложечка)
Связная речь
- Пересказ
Лев спал. По его спине пробежала мышь. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он ее отпустил. Лев рассмеялся и отпустил. На следующий день охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь прибежала, перегрызла веревку и освободила льва.
- Составление рассказа по серии картин.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию просодического компонента речи у дошкольников.
Перспективный план по развитию основных просодических элементов речи (дыхания, темпа, ритма, мелодики, модуляции голоса) у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией
Радионова Н.А. Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск. Развитие просодических компо...
Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией
Радионова Н.А. Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск. Развитие просодических компо...
консультация для педагогов "Развитие всех компонентов устной речи"
Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.Наша задача, как педагогов в сложившейся сит...
Пакет схем-моделей для развития всех компонентов речи
Адаптировала и модифицировала с учётом специфики коррекционного процесса современные разработки по технологии моделирования (Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьёвой, А. А. Нестеренко), сформировала пакет схем-...
Семинар "Современные педагогические технологии в развитии всех компонентов калмыцкой речи"
Оказание методической помощи педагогам по использованию современных педагогических технологий в обучении дошкольников калмыцкому языку....