консультация для педагогов "Развитие всех компонентов устной речи"
консультация
Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.
Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vseh_komponentov_ustnoy_rechi.pptx | 2.35 МБ |
master-klass_razvitie_vseh_komponentov_ustnoy_rechi.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главной задачей развития речи дошкольника является совершенствование всех компонентов : лексической стороны, произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи.
Обогащение, расширения и активизация словарного запаса детей. Обогащение детской лексики новыми словами на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и качественному совершенству. Поощрять проявления внимания детей к незнакомым словам и желание узнавать, что они означают. Развитие лексической стороны речи
«Найди лишнюю картинку» Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний. Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?» «Что за предмет?» Цель: обучение называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» «Угадай игрушку» Цель: формирование у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака.
Формирование грамматического строя речи. Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях (согласование в роде, числе и падеже, употребление предлогов). Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучение составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей сложных конструкций. Учить выразительно использовать в речи простые предложения различные по цели высказывания.
1. «Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д 2. «Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование : мяч. Ход . Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи Развивать фонематический слух. Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный и размеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях, средствами театрализованной деятельности .
Игра «Придумай слово» Цель: – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове. Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, учитель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
Развитие связной речи детей. Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности), что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение. Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание). Обучать ребенка быть вежливым и тактичным в диалоге со взрослыми и детьми.
Монологическая речь. Готовить к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию). Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия . Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов , качеств, свойств, состояний, действий и пр.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2—4 предложений. Повествование. Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия ). Упражнять в составлении простых последовательностей (какие герои появлялись, какие события развивались), которые педагог соединяет в сюжеты (с использованием наглядности , без наглядности, с частичным использованием наглядности).
« Курочка- рябушечка » Цель игры: развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему её называют « рябушечкой », затем предлагает детям поиграть Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя: — Курочка- рябушечка , куда ты пошла? — На речку. — Курочка- рябушечка , зачем ты пошла? — За водичкой. — Курочка- рябушечка , зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. — Курочка- рябушечка , как цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.) При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка- рябушечка , куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
«Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста »
Выполнил:
учитель-логопед МДОУ «Д/с № 14»
Эргарт Екатерина Валерьевна
К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование грамматического строя
речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие
фонематического слуха), развитие связной речи.
Рассмотрим каждый компонент в отдельности.
1 Развитие лексической стороны речи.
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей. Обогащение детскую лексику
новыми словами на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях
окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и
качественному совершенству. Поощрять проявление внимания детей к незнакомым словам и
желание узнавать, что они обозначают.
2 Формирование грамматического строя речи.
Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях ( согласование в роде, числе и падеже, употребление предлогов,
Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучение
Составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов:
подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций.
Учить выразительно использовать в речи простые предложения различные по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
3 Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
Развивать фонематический слух. Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка.
Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях, средствами театрализованной деятельности.
4 Развитие связной речи детей.
Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).
Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах
деятельности), что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение.
Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от
социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание).
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным в диалоге со взрослыми и детьми.
Монологическая речь. Готовить к обучению монологическим типам речи (описанию и
повествованию).
Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и пр.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2—4 предложений.
Повествование. Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). Упражнять в составлении простых последовательностей (какие герои появлялись, какие события развивались), которые педагог соединяет в сюжеты (с использованием наглядности, без наглядности, с частичным использованием наглядности). Учить детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказки на новый лад» — например, вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок рассказывает свою сказку «Свекла» («Морковка», «Редиска» и т. п.), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). Поощрять желание детей составлять собственные повествовательные высказывания (по рассказам в картинках, по собственным рисункам и т. п.).
Мы знаем, что ребенок развивается в среде, в которой действует. Для развития компонентов устной речи в группе создаются условия.
Игры на обогащение словаря
«Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
«Опиши предмет»
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.
«Запоминайка»
Развивать слуховое внимание, память. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
Игры с целью развития грамматического строя речи
«Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
«Один - много»
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
«Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
«Упрямые слова»
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
«Сова»
Цель игры: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
Слова воспитателя и детей: Движения:
В лесу темно, Дети ходят по кругу. Остановившись,
Все спят давно. Изображают спящих птиц.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова, Сова показывает, какая у неё большая голова.
Большая голова, Вертит головой, смотрит по сторонам.
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг — как полетит!
Услышав слова «как полетит», дети убегают, а сова их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.
«Игра в поезд»
Цель игры: закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков.
Ход игры. Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны.
«Дети, — говорит он, — посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»). Поехали!
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
«Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,—
Пыхтит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они снова становятся в колонну и едут дальше. Воспитатель предлагает произносить стишок о поезде всем вместе.
В этой игре может быть использован и другой текст:
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Или:
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
«Курочка-рябушечка»
Цель игры: развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему её называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие навыков устной речи на иностранном языке"
В данном материале содержатся необходимые методические материалы, которые помогут родителям приобщиться к изучению иностранного языка и помочь своим детям в его изучении....
Памятка "Обследование и развитие всех компонентов речи"
Памятка "Обследование и развитие всех компонентов речи". Используя данный материал, родители самостоятельно могут оценить речевое развитеие ребенка, а также воспользоваться им для дальнейшег...
Адаптированная рабочая программа по коррекции по формированию компонентов устной и письменной речи
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий по формированию устной и письменной речи обучающихся...
Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...
Пакет схем-моделей для развития всех компонентов речи
Адаптировала и модифицировала с учётом специфики коррекционного процесса современные разработки по технологии моделирования (Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьёвой, А. А. Нестеренко), сформировала пакет схем-...
Семинар "Современные педагогические технологии в развитии всех компонентов калмыцкой речи"
Оказание методической помощи педагогам по использованию современных педагогических технологий в обучении дошкольников калмыцкому языку....
Консультация для педагогов всех возрастных групп по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателей на утреннике в детском саду.
Роль воспитателя на утреннике в детском саду. Как должны взаимодействовать музыкальный руководитель и воспитатаели на всех праздниках , проводимых в детском саду на протяжении всего учебного год...