Детская жестокость - проблема современного общества (для общешкольного родительского собрания)
материал на тему
Данный материал подготовлен для выступления на общешкольном родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на общешкольном родительском собрании | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская жестокость — проблема современного общества.
Цели:
- Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;
- Воспитывать нравственные личностные качества: доброту, желание помогать, сочувствие.
- Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
- Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация, видеоролик)
- ИЗ КИНЕМАТОГРАФА.
- Просмотр кадра из фильма (1 слайд)
- «Чу́чело» — художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и весь класс разом объявил ей бойкот. (2 слайд)
- «Прости нас, Чучело!» фото из фильма (3 слайд) на его фоне читаю:
Сегодня самым распространенным и печально «популярным» в мире стало слово кризис. Это слово не сходит с полос газет и экранов телевизоров, оно властвует над умами людей, разбивает в прах не только транснациональные компании, но и человеческие жизни. Причем, если внимательно приглядеться к этому явлению, то мы увидим, что это слово далеко не исчерпывается только экономической составляющей. Оно намного глубже и обширнее, и потому заставляет содрогаться ведущих ученых, социологов, политологов, исследующих его и выделяющих четыре основных его составляющих: экологическую, медицинскую, социально-философскую (духовно-нравственную) и экономическую. И в этом его принципиальное отличие от всех других кризисов, которые когда-либо были в истории земли. Те касались, как правило, отдельных народов или государств, затрагивали отдельные стороны жизни общества, а не все его аспекты. Самое главное составляющее – это духовно-нравственный кризис. Это желание человека властвовать над собой подобными любыми методами. Разлад во внутреннем мире человека порождает отчужденность, враждебность и жестокость. Наше время особенно характеризуется отчужденностью людей, потерей теплых отношений, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. Иногда даже в семьях люди чувствуют себя одинокими, отчужденными. К сожалению, в школах участились случаи жестокости со стороны детей.
Парадокс: с одной стороны, принято считать, что дети – цветы жизни, с другой – иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше – предотвратить? И что делать современным родителям, если Ваш ребенок – агрессор или жертва? (4 слайд)
О том, почему такое происходит сегодня, мы и хотели поговорить. Итак, тема нашего родительского собрания « Детская жестокость».
Жестокость сегодня (5 слайд)
Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.
Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием.
Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей.
Проявления жестокости:
сквернословие
клички и прозвища
деление на своих и чужих
унижение, оскорбление
избиение
распространение сплетен и слухов
Конфликты, хамство
жестокое отношение к животным
Жестокость в нашей школе проявляется таким образом: (6 слайд)
Дразнят, обзывают
Пишут на стенах матерные слова
Прячут вещи друг друга
Портят вещи: связывают рюкзаки, рвут одежду, намеренно ломают ручки, линейки
Дерутся, давят друг друга до обморочного состояния
Пишут записки с угрозами
Почему дети становятся жестокими? (Слайд 7).
Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.
Что же такое агрессия?
Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.
Психологи и социологи, изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков. (Вывести все причины на слайд). (Слайд 8).
- Семья.
- Окружение ребенка вне дома.
- Современный кинопрокат.
- Отсутствие авторитетов (особенно положительных).
- Безнаказанность.
- Желание самому утвердиться за счет более слабого человека.
- Неумение поставить себя на место жертвы.
- Отсутствие толерантности (терпимости) в обществе.
- Популярность компьютерных игр - стрелялок.
Информация к размышлению: (Слайд 9).
В среднем ребёнок может видеть на телеэкране сцены насилия – каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут.
В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%,
избиения – 20,8%,
сексуальные насилия – 16,7 %,
катастрофы – 11,3%,
оскорбления – 9,5 %,
Как предотвратить детскую жестокость? (Слайд 10).
Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.
Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании – наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания. Необходимо помнить: родители – старшие друзья, а не палачи ребенка.
Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания.
Ребенок должен понять, насколько важно для него ваше признание его как личности. Не наказывать – не означает, все позволять. «Да, ну и что, мама меня все равно не поругает,» - говорят некоторые ребята. Объясняйте, что для вас важно, чтоб он хорошо учился, был ответственен.
(Слайд11)
Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Детская жестокость обусловлена копированием модели семьи. У В.Дольника в книге «Непослушное дитя биосферы» есть весьма схематичный пример: начальник наорал на отца, тот пришел и оторвался на матери, мама поколотила сына, а сын побил кота или поиздевался над игрушками: «Мама, смотри, динозавр повесился!».
Пробудить в детской душе сочувствие – задача взрослых: родителей и учителей.В школе на каждом уроке, каждом внеклассном мероприятии ведется работа по духовному и нравственному воспитанию школьников.
Пример работы на уроке литературы.(Слайды 12,13,14)
Мы говорили о мести. Нужно ли прощать. Ребята получили анкету с заданиями и вопросами:
- Месть – это…
- Хотелось ли мстить когда-нибудь?
- Что вы выбираете: месть или прощение.
Результаты:
1. Месть – это боль, обида, зло – 7чел.
Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить. – 3 чел.
2. Хотелось мстить – 5 чел.
Хотелось , но не буду – 5 чел.
3. Выбираю прощение – 7 чел.
Выбираю месть - 3 человека
Дети понимают, что такое месть и 3 человека из 10 выбирают месть. Это те три человека, которые правильно дописали «Месть – это…» Результаты должны тоже вызывают беспокойство.(Слайд15)
В ходе урока учащиеся узнали, как рождается месть, какможно избавиться от этого чувства, получили совет от писателя В.Солоухина: «Даже в безвыходных, казалось бы, ситуациях нужно уметь не переступать грань человеческого, не поддаваться порывам злости»
Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка.
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на улице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь? Ваше решение в подобной ситуации? (Слайд16)
(Слайд17)
В первую очередь я советую обратить внимание на общение - на построение ваших фраз. Чаще всего мы пользуемся "ты - высказываниями"- они создают впечатления нашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. "Ты -всегда..", "Ты - опять..". В результате ребенок чувствует , что он плохой и обижается. "Я- высказывания" - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. "Я очень огорчена, что ты не успел:" Их лучше начинать с нейтральной констатации поступка, затем описать Ваше чувства, переживания по этому поводу, а затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы Вы хотели. Этот способ решать проблему менее конфликтен. Предлагаю потренироваться в "Я- высказываниях". Вам дано "ты - высказывание"- ваша задача сформулировать его в "ты - высказывания".
(Слайд18)
Ты опять не прибрал в своей комнате. | Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно. |
Ты опять получил двойку, как все это мне надоело! | Мне горько и обидно, что у тебя не нашлось времени выучить урок. |
Ты не заполнил дневник? В чем дело? Это же твоя обязанность. | Я думала, что заполнение дневника является обязанностью ученика. Можно попросить тебя не забывать об этом? |
(Слайд19)
На прощание я хочу показать вам одну притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Выступление Рыбаковой, представитель КПДН
Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение в семье"
Материал к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"...
Общешкольное родительское собрание на тему "Жестокость и насилие в подростковом возрасте"
Общешкольное родительское собрание на тему:«Жестокость и насилие в подростковом мире».Цель: познакомить с понятиями агрессия, жестокость, насилие, показать родителям причины де...
Общешкольное родительское собрание "Роль семьи в современном обществе"
Выступление психолога на общешкольном родительском собрании....
Презентация к общешкольному родительскому собранию по теме "Современные проблемы семьи как института социализация ребенка ».
Семья - это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без семьи. Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация - дело не только государства и общества, но и, прежде в...
Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение с детьми в семье"
Содержание: Проблемы жестокого обращения с детьми в семье. Виды жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, эмоциональное насилие. Результаты анкетирования по проблеме. Кто ...
Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»
Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»...
Детская жестокость — проблема современного общества.
Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? ...