Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»
материал по теме
Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch._rod._sobranie_o_zhestokom_obrashch.docx | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Общешкольное родительское собрание
(1-9 классы)
«Жестокое обращение с детьми».
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Задачи: - познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
- осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
- содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения.
- обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся "Насилие и дети", подготовка памяток и мини-анкет для родителей.
Уважаемые родители! У учителей школы, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика. И чувствуя своё бессилие, совершаете насилие в отношении собственного ребёнка. Тема нашего собрания очень важна – «Жестокое обращение с детьми».
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Например, в Древней Спарте слабых новорождённых малышей сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; детей хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.
К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия. По данным статистики ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей.
Так что же такое насилие в семье? Это такой вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
• со стороны мужа по отношению к жене;
• со стороны жены по отношению к мужу;
• со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
• со стороны старших детей по отношению к младшим;
• со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам.
В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Жестокое обращение с детьми - это любая форма плохого обращения. Это когда:
Ребёнка лишают родительской ласки
Ребёнка не слушают
Не заботятся о его здоровье
Манипулируют ребёнком
Не считают нужным отправлять его в школу
Ребёнку показывают порнографические материалы
Ребёнка оставляют без присмотра
Ребёнка бьют, дразнят, унижают, оскорбляют
Не заботятся о том, чтобы ребёнок был чисто одет и накормлен.
Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются:
низкий уровень культуры, образования;
негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому;
нежелательный ребёнок;
постоянные супружеские конфликты;
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, финансовые трудности;
критическая ситуация или стечение обстоятельств /смерть близкого человека и пр./
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, т.е., его избиение. Это:
- удары по лицу;
- тряски, толчки;
- затрещины,
- удушения,
- пинки;
- заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
- избиение ремнём, веревками;
- нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Последствиями телесного наказания зачастую являются потеря в той или иной степени здоровья, вплоть до летального исхода.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний.
Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощрённо родная бабушка издевается над любимым внуком.
Следующий вид насилия - пренебрежение нуждами ребенка – Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке.
Пренебрежение – это:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия
или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Социологи и психологи утверждают, что сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
патриархально-авторитарный уклад;
конфликтные отношения между родителями;
мать ребенка чрезмерно занята на работе;
ребенок долгое время жил без родного отца;
вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.
Без сомнений, любой вид жестокого обращения с детьми, любой вид насилия нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье:
- развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости;
- объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
- агрессивное, преступное поведение детей;
- злоба и ненависть к старшим;
- сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Ребёнок, подвергшийся насилию:
накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения;
становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство;
подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению;
снижаются его способности /успеваемость/
склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям;
у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня.
Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в целом, и на защиту детей от жестокого обращения в семье, в частности. Назовём их. Это Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании в РФ»,
Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Вопрос родителям: Как вы считаете, кто несёт большую ответственность за воспитание детей – родители или образовательное учреждение?
Ответ: В ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
В статье 65 Семейного кодекса РФ говорится: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми. Статья 156 определяет пять видов наказаний:
штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы…
обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов…
исправительные работы на срок до двух лет…
принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности…
лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определённые должности…
По статистике более 80% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а остальные предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как?
Какие методы можно применить, чтобы защитить ребёнка от самого себя? Прислушаемся к советам психологов.
Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителя
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Не бойтесь открыть свою любовь к ребенку. Специалисты выделяют три способа:
1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Обращение: Посмотрите вокруг, если Bы видите:
РЕБЕНКА, который: побирается;
который грязно или не по сезону одет;
который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;
который не посещает школу и т. п.
Или, если вы видите СЕМЬЮ, которая:
ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
жестоко с ним обращается.
Если вам известны ФАКТЫ:
вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Звоните!!!
Отдел опеки и попечительства по Луховицкому муниципальному району
63-3-24-72, 8-925-895-92-29
Уполномоченный по правам ребенка в Луховицком районе 63-2-18-64
Комиссия по делам несовершеннолетних 63-2-17-55
МКОУ Орешковская ООШ 63-3-80
Существует также:
Единый общероссийский номер
на помощь детям
«телефон доверия»
тел. 8-800-2000-122
Звонок осуществляется бесплатно
с любых телефонов
В заключительной части моего выступления мне хотелось бы вас познакомить с результатами анонимного анкетирования, проведённого с вашими детьми на тему: «Насилие и дети». Анкетирование было предложено учащимся 2-3 классов, 5-9 класс. В анкетировании приняли участие 87 человек.
1. Допускал ли кто-нибудь когда-нибудь по отношению к вам жестокое отношение? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить
/39% - да, 55% - нет; 6% - затрудняюсь ответить; в 8-9 кл. вариант а указали более 69%/
2. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны сверстников? а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет.
/5.5% - да, физическое; 32% - да, эмоциональное, 62,5% - нет/
3. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны учащихся старше вас? а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет.
/15% - а; 19% - б; 66% - в/
4. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе дома?
а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет.
/4,5% - а; 3,5% – б; 92% - в/
5. Пытались ли вы защитить себя? а) да; б) нет; в) не испытывал.
/53% - а; 15% - б; 32% - в/
6. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся жестоком отношении к вам?
а) друзьям; б) родителям; в) учителю; г) брату или сестре; д) медработнику; ж) никому; з) затрудняюсь.
/ 54% - б; 6% - а; 42% - ж, з; причём, 8-9 кл. 61,5%/
7. Хотели бы вы, чтобы родители обнимали вас, говорили ласковые слова?
а) да; б) нет; в) не знаю.
/80% - а; 1,1% - б; 18,9% - в; 8-9 кл. почти 31% дали ответ – в; 69% - а/
Выводы делайте сами. Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.
Заключительная часть
Индивидуальная работа родителей.
- Родителям предлагается выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми они поощряют, хвалят своих детей, а в другой – которыми ругают.
- Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение в семье"
Материал к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"...
Сценарий общешкольного родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»
Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как нет идеальных ...
Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение с детьми в семье"
Содержание: Проблемы жестокого обращения с детьми в семье. Виды жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, эмоциональное насилие. Результаты анкетирования по проблеме. Кто ...
Школьное родительское собрание (5-8 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»
В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми в семье является очень важной. Данная статья поможет разобраться в этом вопросе....
Сценарий общешкольного родительского собрания "Посмотри в глаза ребенку"
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. Главной задачей педагогического коллектива школы является формирование и развитие здоровьесберегающей среды, в которой школьник ведет здоровый ...
Сценарий общешкольного родительского собрания "Содружество ради жизни"
Цель: Привлечение внимания родителей, педагогов к возрастающему количеству ДТП с участием детей.Задачи:1. Познакомить со статистикой детского дорожно-транспортного травматизма и основными причинами ДТ...
Общешкольное родительское собрание на тему "Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика"
В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так? Дети очень воспр...