Беседа на тему «Поговорим о первой любви» (родительское собрание 7 класс)
статья (7 класс) на тему

Шулбаева Оксана Яковлевна

Любовь человеческая есть нерасторжимое единство физического, духовного и интеллектуального влечений, направленных на один объект. Ю. Рюриков предостерегает от предпочтения одного из трех влечений в ущерб двум другим. По его мнению, в любви все равнозначно, равноценно. Но в практике человеческих отношений редко встретишь равноценно и равнозначно  действующие влечения. Что-то всегда преобладает, что-то всегда менее выражено. Тогда можно говорить о наличии нескольких категорий любви: когда преобладает желание – это любовь-страсть, когда преобладает сердечное влечение – это любовь-симпатия, когда преобладает нравственное сознание – это любовь-уважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Поговорим о первой любви» (родительское собрание 7 класс)

С сожалением думаешь о том, что в последние годы практически исчезло выражение «Первая любовь», неупотребимым  стало, что ли…  Вот  уж действительно, само слово «любовь» все чаще  словом «секс» обозначают, а чего стоит выражение «заниматься любовью»!  Но как бы то ни было, по-прежнему волнуются девичьи сердца и требуют совета: сколько сердечных потрясений происходит именно в школьные годы! Кто-то из людей уже взрослых нет-нет да вспомнит свои сильные волнения, связанные со школьной жизнью.

        Кстати, Бенджамин Спок утверждает, что дети от трех до шести лет создают себе романтический идеал мужчины и женщины, все последующие увлечения будут бессознательно соотноситься с этим эталоном. Детской любви присущи те же качества, что и взрослой: склонность к самообману, и ревность, и жертвенность. А потом повальное поклонение какому-либо певцу, актеру  реже – спортсмену. Но что удивительно, основной особенностью первой любви является то, что «она забывает различие полов» (А.И.Герцен»). Ведь то, что пытаются обозначить словом «любовь», есть не то что иное как сигнал наступления полового созревания.

Писатель-социолог Ю. Рюриков в книге «Три влечения» в эпиграф вынес определение любви, извлеченное из древневосточного трактата «Ветки персика»:

Три источника имеют влечения человека:

Душу, разум и тело.

Влечения душ порождают дружбу.

Влечения ума порождают уважение.

Влечения тела порождают желание.

Соединение трех влечений порождает любовь.

Любовь человеческая есть нерасторжимое единство физического, духовного и интеллектуального влечений, направленных на один объект. Ю. Рюриков предостерегает от предпочтения одного из трех влечений в ущерб двум другим. По его мнению, в любви все равнозначно, равноценно. Но в практике человеческих отношений редко встретишь равноценно и равнозначно  действующие влечения. Что-то всегда преобладает, что-то всегда менее выражено. Тогда можно говорить о наличии нескольких категорий любви: когда преобладает желание – это любовь-страсть, когда преобладает сердечное влечение – это любовь-симпатия, когда преобладает нравственное сознание – это любовь-уважение.

Конечно, эти деления весьма условны, эти чувства можно обозначить иными словами, но смысл, содержание понятий будут близки к этим.

Удивительно, как эта триада – желание, дружба и уважение – весьма сходна с той, которая определена как гармоническая основа личности «хочу, могу и должен». Надо признать, что на протяжении жизни любовь может преображаться, переходить из одного состояние в другое.

Самые разные высказывания о соотношении  телесного, физического и духовного в любви можно отыскать в различных сборниках. Обсудите их вместе с девочками-подростками, заставьте их задуматься, что такое любовь, в чем ее ценность. Например, сопоставьте высказывания: «человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески» или «Истинно человеческая любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной прихоти сердца».

Но что отличает все же первую юношескую любовь от всех остальных, так это еще не    сознательное и не отягощенное желанием плоти томление сердца. Первая любовь отличается еще тем, что юный человек не только открывает для себя другого, его красоту и притягательность, но прежде всего, открывает самого себя.        

Любовь – не только чувство, но и сложные межличностные отношения между мужчиной и женщиной. Сложное по своей структуре, такое чувство включает в себя интеллектуальные и физические переживания, а также отчетливо выраженные потребности во взаимном общении и соответствующем ему поведении.

Любовь  – одна из проблем, волнующих каждого человека в течение всей жизни и особенно в пору молодости.

Зарождение любви следует связывать с появлением первых элементов избирательности в отношениях между полами,  которая первоначально основывалась на оценке чисто физических данных – молодости, здоровья и выражала не более как «чувственное стремление одного пола к другому».

Этапом в развитии этого чувства была любовь рыцарская – романтическое, возвышенное чувство, не претендовавшее на физическую близость и  являвшееся формой духовного поклонения женщине – Прекрасной даме.

Постепенно общество смогло понять и правильно оценить нравственную силу индивидуальной любви и начало рассматривать ее как весьма желательную основу брака. Общество поняло и заявило, что брак без любви безнравственен, что жизнь в таком браке безрадостна, что бездушие, лицемерие и неверность в семье – результат брака без любви.

Первую юношескую любовь нельзя отрицать не только потому, что о  ее проявлениях рассказывает вся мировая художественная литература, но и потому, что ее хранит память почти каждого взрослого человека. Но ее нельзя идеализировать,  поскольку трудно допустить, что высшая форма любви могла проявиться у человека, лишь находящегося в стадии личностного становления, когда на нем еще лежит печать социальной, интеллектуальной и нравственной незрелости, что не может не отразиться и на его любви.

Первой любви  обычно предшествует само желание любить, испытать это непонятное, романтическое чувство.

Юношеская любовь близка к дружбе, похожа на нее, вырастает из нее. Первая любовь – это «страстная дружба». Она выражается в стремлении быть вместе, в радости общения и сознании душевной близости, в стремлении видеть друг друга, в ожидании взаимного нежного внимания.

Юноше или девушке необходимо знать, правильно осмыслить и следовать в своих действиях и поступках тем нравственным обязанностям, которые порождают перед ними первая юношеская любовь.

Вот некоторые из них:

  • Смотреть на первую юношескую любовь как на чувство, нуждающееся в особом контроле и дисциплине, и сознавать ответственность перед собой, любимым и близкими;
  • Сознавать необходимость  в сдержанности чувств и недопустимость физической близости между любящими до наступления социальной зрелости и экономической готовности образовать семью и нести ответственность за все последствия своих отношений;
  • Бережно относиться к любимому человеку. Не хвастаться своей любовью. Не ставить в неудобное положение предмет своей любви, оберегать его от насмешек посторонних и самому не давать для этого повода.

Соблюдение названных норм, требований любящими защищает и оберегает их раннюю первую любовь.

Во все времена и сегодня, особенно отношения между полами представляют некоторую сложность, так как в юности дает себя знать несоответствие между физическим развитием молодежи, с одной стороны, и социальным ее развитием, с другой. Рано сформировавшиеся физически подростки рано бывают  заняты «любовными» проблемами, тем более, если других проблем в жизни нет.

Учителям знакомо, как очень  настороженно относятся к частым встречам девочки-девушки и мальчики-юноши все окружающие. Родителей в откровенную панику вгоняют разговоры подростков о любви. Эти страхи порождены не опасением, что подлинная, настоящая любовь осенит их ребенка, а что он эротическое беспокойство примет за высокое чувство. Боятся взрослые и того, что опережающий любовь сексуальный опыт сделает несчастной судьбу их дочери или сына.

Конечно, опасения взрослых небеспочвенны, но порой случается так, что своими предостережениями они лишь провоцируют возникновение телесных влечений. К тому же экраны телевизоров, интернет транслируют множество любовных историй и романов;  и как угадать: где истинные чувства, а где подделка?

Знания часто приходят слишком поздно, когда за спиной – горькие ошибки и разочарования. Спасти здесь может иммунитет,  который врабатывается  у тех, кто с малых лет приобщался к культуре чувств и поведения. Поговорите с девочками и мальчиками о любви.

Конечно, такой разговор вести не просто. Нельзя только молчать и совсем вредно ругать и запугивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России (в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания) «Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно всё!»

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России(в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания)«Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно вс...

Выступление на педсовете на тему: «Качество и результативность классных родительских собраний»

Данное выступление будет полезно как классным руководителям, так и родителям....

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Поговорим о первом дне в школе"

Представление о результатах:- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруднич...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....

План первого родительского собрания класса

План первого родительского собрания, которое руководитель проводит с родителями вверенного ему класса....