Родительское собрание " Развитие речи детей среднего возраста с использованием мнемотехники"
консультация на тему
Мнемотехника -система методов и приемов процесса запоминания материала. Широко используется в развитии и коррекции речи детей, решая таким образом множество задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi_cherez_mnemotehniku.docx | 52.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение « Детский сад « Ласточка»
Родительское собрание
« Развитие речи детей среднего возраста
с использованием мнемотехники»
Подготовила:
учитель – логопед Хазикова О.В.
2018 г.
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
Когда ребёнку исполняется 4 года, родители начинают больше задумываться о том, что является нормой речевого развития для этого возраста. Разумеется, что дети все разные, к тому же мальчики говорить начинают обычно чуть позже девочек. Тем не менее, есть общие ориентиры, на которые можно опираться.
Развитие речи четырёхлетнего малыша
К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. «Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу». «Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк».
Чтобы речь ребёнка в 4-5 лет продолжала быстрее развиваться, важно продолжать активное общение с ним. Мама, собравшись почистить картошку, пусть скажет об этом и малышу. А когда она варит суп, то вслух пусть комментирует каждое своё действие. Папа также может рассказывать о своих делах. Чем больше ребёнок слышит от родителей связной грамотной речи, тем быстрее будет формироваться и его правильная речь.
У 4-5-летних дошкольников в речевом развитии происходят существенные изменения:
- Малыши способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.
- В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.
- Малыш в данном возрасте должен уметь связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.
- Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.
- В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.
Растёт активный словарь. Дошкольник распределяет различные предметы по категориям (штанишки – одежда, сандалии – обувь). Слова-обобщения начинают использоваться детьми тогда, когда в их словаре накапливается много слов, обозначающих конкретные предметы из какой-то категории, и когда ими уже усвоены слова-обобщения.
В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.
- Дети в 4 года неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») и сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки.
- Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.
- Требует совершенствования интонационная сторона речи.
- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложения.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов иногда применяются стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники. Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память ;
Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
На своих логопедических занятиях элементы мнемотехники я применяю в работе со сложными детьми при развитии связной речи и использую для:
- обогащения словарного запаса;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Мнемотехника:
- обеспечивает эффективное запоминание,
- сохранение и воспроизведение информации,
- и конечно развитие речи.
Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые.
Итак, использование приёмов мнемотехники решает ряд задач:
расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
- расширяется словарный запас, связная речь детей
Список литературы:
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста.
- Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
- Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.Спб. - Детство-Пресс, 2010.
- Интернет – ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"
Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....
Рабочая программа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Говорун».
Цель программы: развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения. Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценную реализ...
Семинар – практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мо...
Родительское собрание "Возрастные особенности детей среднего школьного возраста"
Подготовка к родительскому собранию...
Использование элементов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста с особыми потребностями
Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связ...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...