Родительское собрание " Особенности речи детей 2 - 3 лет. Игры и упражнения, развивающие речевую активность."
консультация на тему
Цель собрания - познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3 - х лет, предложить игры и упражнения, способствующие более ускоренному развитию всех сторон речи детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
« Особенности речи детей 2-3 лет
Игры и упражнения, развивающие речевую активность.»
Цель : познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3-х лет, предложить игры и упражнения, способствующие более ускоренному развитию всех сторон речи детей данного возраста ;
Речь детей 2-х летнего возраста:
- Словарный запас колеблется от 100-300 слов
- Появляется фразовая речь
- К 2-м годам ребёнок употребляет двух-четырёхсловные
предложения
- Несовершенство произносительной стороны речи
Речь детей 3-х летнего возраста
- Словарный запас увеличивается в 3-4 раза (1200 слов)
- Ребёнок использует все части речи (кроме числительных, причастий и деепричастий)
- В речи ребёнка появляются простые и сложные предложения
- Ребёнок овладевает пересказом небольших сказок, текстов
- Правильно и чётко произносит гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э
- И согласные звуки: М,П,Б,Т,Д,Н,В,Ф,К,Г,Х,
2-3 года – период осмысленной речи, в который главное место занимает слово, а не звук. Ребенку важнее смысл слова, а не то, как оно звучит.
- После 3-х лет идет активизация речевых механизмов, формируется фразовая речь.
- В этом возрасте у детей понимание речи преобладает над произношением.
- Речь носит название «физиологическое косноязычие» - т. е. незрелость, недоразвитие речевого слуха и мышц речевого аппарата в силу возраста
Пальчиковая гимнастика
Сочетание игры и упражнений для тренировки пальцев с рифмованными подсказками
Ладошки вверх,
Ладошки вниз.
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок
Игры с предметами домашнего обихода
Достоинством этих игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: пуговицы, крупа, макароны, прищепки и т д.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
«Что ты слышишь?»
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал(сигнал машины, щебет птиц, разговор прохожих).
Задания: Послушать звуки за окном: Что шумит? Кто смеётся? Что гудит? Какие звуки доносятся из коридора? (из кухни?). Дать послушать ребёнку аудиозапись со звуками леса, поля, города…
«Угадай, что звучит?»
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п. (или любые другие звучащие игрушки)
Ход игры: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать
Упражнения, развивающие речевое дыхание
« Одуванчик»
На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.
« Снежинки»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.
« Бабочка, лети »
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка). Взрослый предлагает подуть на бабочек и посмотреть какая бабочка улетит дальше
« Пускание корабликов»
Можно дуть, не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф», - тогда кораблик поплывет плавно спокойно. А можно изобразить резкий порыв ветра. Для этого губы следует сложить, как для произнесения звука «П», и подуть быстро и сильно – бумажный кораблик стремительно продвинется вперед или потерпит крушение в «бурном» море.
« Голоса животных»
Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.
Работу над чистотой звука можно начинать в любом возрасте Если в
3-летнем возрасте помочь ребенку поупражняться в артикуляционной гимнастике, окрепнет артикуляционный аппарат. Ребенок сам, без помощи логопеда в дальнейшем сможет выговорить звуки правильно.
«Блинчик»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Чистим зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-404107-1411708196.jpg)
родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"
Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-366546-1390489972.jpg)
Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».
В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-765594-1457442458.jpg)
Родительское собрание "Особенные дети"
Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта...
![](/sites/default/files/pictures/2025/02/07/picture-983431-1738949647.jpg)
Родительское собрание " Развитие речи детей среднего возраста с использованием мнемотехники"
Мнемотехника -система методов и приемов процесса запоминания материала. Широко используется в развитии и коррекции речи детей, решая таким образом множество задач....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/06/picture-1098809-1546794810.jpg)
Родительское собрание "Особенности развития сюжетно ролевой игры детей младшего дошкольного возраста"
Родительское собрание"Особенности развития сюжетно ролевой игры детей младшего дошкольного возраста"...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей»
конспект родительского собрания...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/18/picture-1364627-1637259429.jpg)
Общешкольное родительское собрание: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности
Родительское собрание для родителей с целью ознакомления с разными способами взаимодействия и совместного интересного времяпровождения дома. Занимаясь обычными домашними делами совместо с детьми можно...