Родительское собрание " Особенности речи детей 2 - 3 лет. Игры и упражнения, развивающие речевую активность."
консультация на тему

Хазикова Оксана Валерьевна

Цель собрания - познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3 - х лет, предложить игры и упражнения, способствующие более ускоренному развитию всех сторон речи детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_rech_detey_2-3_let.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

                              Родительское собрание:

                           «  Особенности речи детей 2-3 лет
                Игры и упражнения, развивающие речевую активность.»

                       

Цель : познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3-х лет, предложить игры и упражнения, способствующие более ускоренному развитию всех сторон речи детей данного возраста ;

Речь детей 2-х летнего возраста:

- Словарный запас колеблется от 100-300 слов
- Появляется фразовая речь
- К 2-м годам ребёнок употребляет двух-четырёхсловные  
 предложения
- Несовершенство произносительной стороны речи

Речь детей 3-х летнего возраста

- Словарный запас увеличивается в 3-4 раза (1200 слов)
- Ребёнок использует все части речи (кроме числительных, причастий и деепричастий)
- В речи ребёнка появляются простые и сложные предложения
- Ребёнок овладевает пересказом небольших сказок, текстов
- Правильно и чётко произносит гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э
- И согласные звуки: М,П,Б,Т,Д,Н,В,Ф,К,Г,Х,

2-3 года – период осмысленной речи, в который главное место занимает слово, а не звук. Ребенку важнее смысл слова, а не то, как оно звучит.    

- После 3-х лет идет активизация речевых механизмов, формируется фразовая речь.

- В этом возрасте у детей понимание речи преобладает над произношением.

- Речь носит название «физиологическое косноязычие» - т. е. незрелость, недоразвитие речевого слуха и мышц речевого аппарата в силу возраста

Пальчиковая гимнастика

Сочетание игры и упражнений для тренировки пальцев с рифмованными подсказками

Ладошки вверх,

Ладошки вниз.

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок

                      Игры с предметами домашнего обихода

   Достоинством этих игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: пуговицы, крупа, макароны, прищепки и т д.

                   Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

                                       «Что ты слышишь?»

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал(сигнал машины, щебет птиц, разговор прохожих).
Задания: Послушать звуки за окном: Что шумит? Кто смеётся? Что гудит? Какие звуки доносятся из коридора? (из кухни?). Дать послушать ребёнку аудиозапись со звуками леса, поля, города…

                                     «Угадай, что звучит?»

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п. (или любые другие звучащие игрушки)

Ход игры: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать

                       Упражнения, развивающие речевое дыхание

                                                  « Одуванчик»

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

                                                 « Снежинки»

    (материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

    Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

                                         « Бабочка, лети »

    (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка). Взрослый предлагает подуть на бабочек и посмотреть какая бабочка улетит дальше

                                        « Пускание корабликов»

Можно дуть, не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф», - тогда кораблик поплывет плавно спокойно. А можно изобразить резкий порыв ветра. Для этого губы следует сложить, как для произнесения звука «П», и подуть быстро и сильно – бумажный кораблик стремительно продвинется вперед или потерпит крушение в  «бурном» море.

                                        « Голоса животных»

Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

Работу над чистотой звука можно начинать в любом возрасте   Если в

3-летнем возрасте помочь ребенку поупражняться в артикуляционной гимнастике, окрепнет артикуляционный аппарат. Ребенок сам, без помощи логопеда в дальнейшем сможет выговорить звуки правильно.         

                                                                «Блинчик» 

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

                                              «Вкусное варенье» 

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

                                          «Чистим зубки» 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

                                            «Качели» 

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

                                            «Часики» 

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....

Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».

В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку....

Родительское собрание "Особенные дети"

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта...

Родительское собрание " Развитие речи детей среднего возраста с использованием мнемотехники"

Мнемотехника -система методов и приемов процесса запоминания материала. Широко используется в развитии и коррекции речи детей, решая таким образом множество задач....

Родительское собрание "Особенности развития сюжетно ролевой игры детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собрание"Особенности развития сюжетно ролевой игры детей младшего дошкольного возраста"...

Общешкольное родительское собрание: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности

Родительское собрание для родителей с целью ознакомления с разными способами взаимодействия и совместного интересного времяпровождения дома. Занимаясь обычными домашними делами совместо с детьми можно...