Инновационные формы работы с родителями
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Семья является ближайшим окружением ребенка и оказывает решающее влияние на развитие и формирование его личности. Никакая динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого процесса, если значимые для ребенка взрослые не видят истинного смысла этих изменений, а кроме того и не пытаются изменить собственные установки, эмоциональные и поведенческие реакции. Только уверенные в себе, социально адаптированные родители могут понять и помочь разрешить личностные проблемы ребенка.
Именно поэтому эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аномия – критическое состояние общества, при котором старые нормы перестали действовать, а новые еще не установились, старые ценности девальвировались, а новые находятся в процессе формирования На рубеже XX – XXI веков Россия переживала и продолжает переживать аномический кризис. В современном российском обществе аномия выражается в дезорганизации, дисфункциональности основных социальных институтов, патологии социальных связей и взаимодействий.
Это выражается в тенденции роста рискованного, агрессивного поведения на разных этапах онтогенеза Школьный возраст (осознание конечности жизни, появление понятия смерти): Не оправдание надежд амбициозных родителей; Перегрузки; Базальная тревога. Подростковый возраст (повышенное чувство справедливости, эмоциональность, склонность к экстремальным реакциям, сенсорная жажда): Конфликты в учебной, трудовой сферах; Конфликты в семьях; Конфликты в интимно-личностных отношениях; Незакаленность в житейских бурях и невзгодах приводит молодых людей к агрессии и даже суициидальным попыткам в случаях, когда более зрелые люди выбрали бы иную форму реагирования.
Два типа рискованного поведения I . ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РИСК –риск, приносящий пользу, способствующий развитию личности, преодолению страхов, адаптации в социуме и пр. Положительный риск –это и достижение целей, результатов, освоение нового, общение с людьми разного возраста и социальных групп, оспаривание авторитетов конструктивными способами, в том числе и демонстрацией самостоятельности, способности решать поставленные жизнью вопросы. II . ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РИСК – поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности: Употребление наркотиков, алкоголя; Нарушение закона; Пищевые расстройства; Незащищенный секс.
ЭКСТРИМ За последние 20 лет появилось более 30 видов спорта, получивших название «экстремальных». Экстремальность заключается в высокой вероятности нанесения вреда своему здоровью в случае неуспеха. Спортивные психологи пытаются ответить на вопрос, что же предопределяет увлеченность людей такими рискованными занятиями .
Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков Насилие в семье; Психический статус ребенка; Влияние СМИ.
МОТИВЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ СО СТОРОНЫ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами; Потребность дать выход подавленным чувствам; Потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования; Перенос собственного детского опыта, обусловленный потребностью идеализировать свое детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских воспитательных методов на своего собственного ребенка; Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.
ФАКТОРЫ РИСКА НАСИЛИЯ 1. Связанные с особенностями ребенка Гиперактивность , чрезмерная активность, сниженная способность к концентрации внимания; Нелюбимый или «нежеланный» ребенок; Физические и психические отклонения ребенка. 2. Связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также родительскими установками
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ ДЕТЕЙ Это неисполнение родителем обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее серьезный риск этого. ВИДЫ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ Физическими потребностями; Медицинскими нуждами; Потребностью в образовании; Психологическое пренебрежение (невыполнение потребности ребенка в поддержке, внимании и любви).
НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ И НАСИЛИЯ На поведенческом уровне – это фундаментальная неспособность управлять собой в стрессовой ситуации, неспособность управлять агрессией, что ведет к криминальному поведению в будущем; Снижение, вплоть до отсутствия, умения сочувствовать и сопереживать другим; Снижение способности к рациональному мышлению; Отставание в физическом и психическом развитии.
Работа с родителями повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела); участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Стартовая ситуация
Техники эффективного взаимодействия с родителями
Что может повлиять на обсуждение Факты Свое видение Уровень образования Стереотипы Настроение Опыт общения с ребенком
Эффективное взаимодействие с родителями факты цель в идение проблемы Рекомендации, осознание проблемы, пути решения проблема
Принятие совместных решений Родители и их видение проблемы Учитель и его видение проблемы Родители и их понимание проблемы Учитель и его понимание проблемы 1фаза 2фаза 3фаза
Необходимо реагировать на то, что родитель делает не совсем правильно Я не думаю, что это хорошее решение… Надо быть готовым, что родители не принимают нашу точку зрения. Сопротивление родителей – знак того, что это их волнует. Не занимать оборонительную позицию. Эффективное взаимодействие с родителями
Необходимо принять точку зрения родителей, говорить о конкретных фактах, простыми словами. Не обвинять родителей, так как для решения проблемы необходимо чувствовать поддержку, а не ощущать чувство вины. На первой фазе слушать, не смотря на свой темперамент. Эффективное взаимодействие с родителями
ПАРТНЕР Умеет решать проблемы. Активная позиция. Высокий уровень включенности в школьную жизнь. УЧАСТНИК Понимает проблему, стремиться ее решить, но не знает, как. ПОСЕТИТЕЛЬ Проблему видит, формулирует, но не решает. ПРОХОЖИЙ Не видит проблем, равнодушен.
Работа над ценностными установками
Ценности – это то, что для нас важно и значимо; то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл; то, что определяет критерии выбора, при принятии самых разных решений; основа наших поступков, намерений и отношений .
«Личные ценности» ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, САМОЕ ВАЖНОЕ В ЖИЗНИ? Что делает Вас счастливыми? Шаг 1. Назовите 5 самых значимых лично для вас ценностей (индивидуально). Шаг 2. Объединитесь в пары, обсудите ценности, которые вы написали. Договоритесь о 3 главных для вашей пары. Шаг 3. Озвучьте результаты работы своей пары.
Экспериментальная теплица Подобно тому, как садовник выращивает растение: ухаживает за ним, поливает, удобряет, отгоняет от него вредителей, также родители заботятся о своем ребенке. Назовите те качества, которые Вам хотелось бы видеть в своих детях. Работа в группах. Каждая группа - экспериментальная теплица, сотрудники которой пытаются разработать рецепт, согласно которому можно развить в человеке то или иное качество. Необходимо разработать список рекомендаций. Можно указать положительные и отрицательные факторы «внешней среды», которые будут влиять на процесс воспитания.
Шкала ценностей Возьмите листочки бумаги и выпишите на каждом из них по одной ценности. Теперь нужно расставить ценности в определенной последовательности: от самой важной для вас на сегодняшний день, далее по убыванию степени важности. Возьмите 3-5 самых важных, приоритетных ценностей из вашего списка. О пишите каждую из них, что лично для вас она означает. Ответственность – это когда я … Семья для меня — это, прежде всего … Писать нужно только о том, чего вы хотите, поэтому исключите частицу «не» из описания .
Шкала ценностей Ответьте себе на вопросы: Как я пойму, что в моей жизни есть … (ценность)?! Что тогда я увижу? Что я чувствую? Что тогда я делаю? Н апишите практические шаги, свой план действий на ближайший месяц: Что я хочу делать, чтобы в моей жизни стало больше … (ценность)? Через какие практические действия и решения я могу реализовать свои жизненные приоритеты?
Притча про ценности жизни Перед началом лекции по философии у профессора на столе появились безобидные предметы: пустая банка, несколько камней, немного гальки и песок. Студенты были заинтригованы и терялись в догадках, что собирается продемонстрировать им профессор. Не говоря ни слова, профессор начал складывать в банку камни один за другим. Студенты были озадачены, но профессор продолжал молча, ничего не объясняя. Как только камни заполнили банку до горлышка, профессор спросил у студентов, считают ли они, что банка полная. Студенты единодушно ответили, что она полная . Тогда профессор взял гальку и стал складывать в банку. Маленькие камешки быстро проскальзывали среди больших и заполняли пустое пространство. И вновь профессор задал вопрос, полна ли банка. Студенты снова согласились, что она полная. Они уже догадались, что дальше сделает профессор, но пока еще не понимали для чего. Преподаватель взял песок и высыпал его в банку . Песок, как ожидалось, заполнил все оставшееся пространство. Профессор в последний раз спросил своих студентов, полная ли банка, на что студенты хором ответили «да». Тогда профессор объяснил, что банка – это аналог жизни, и большие камни в ней олицетворяют самые важные вещи для человека – здоровье, супругов, детей – все те вещи, которые делают нашу жизнь полной. А галька – это вещи, которые делают нашу жизнь комфортной – работа, дом, машина. И наконец, песок – это материя, которая действительно не имеет никакого значения. Если вы изначально поместите в банку песок, тогда не останется места для камней и гальки. Соответственно, загромождая вашу жизнь ничего не значащими вещами, вы не оставляете места для чего-то действительно ценного и важного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы работы с родителями
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:психолого-педагогическое просвещение родителей;вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;учас...
"Инновационные формы работы с родителями"
Инновации стремительно внедряютс в нашу жизнь. Что же такое инновация? Какие формы инновации существуют и как их можно применить на практике....
Статья "Инновационные формы работы с родителями"
Статья и презентация с фотографиями...
Инновационные формы работы с родителями при подготовке детей к школе
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в ш...
Статья. Инновационные формы работы с родителями.
Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.Эффективность воспитательной работы учи...
Проект "Инновационные формы работы с родителями в ДМШ"
С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Включение семь...
"Инновационные формы работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста". Презентация.
Сотрудничество родителей и педагогов становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия. ИННОВАЦИОННЫЕформы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение пр...