Статья. Инновационные формы работы с родителями.
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.
Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог Медкова М.А.
ГБОУ СОШ №359
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Инновационные формы работы с родителями
На рубеже XX – XXI веков Россия переживала и продолжает переживать аномический кризис. В современном российском обществе аномия выражается в дезорганизации, дисфункциональности основных социальных институтов, патологии социальных связей и взаимодействий.
Аномия – критическое состояние общества, при котором старые нормы перестали действовать, а новые еще не установились, старые ценности девальвировались, а новые находятся в процессе формирования.
Это выражается в тенденции роста рискованного, агрессивного поведения на разных этапах онтогенеза.
Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков могут быть разными:
- Насилие в семье;
- Психический статус ребенка;
- Влияние СМИ и окружения.
Но важнейшее место в современных условиях занимает пренебрежение нуждами детей. Это неисполнение родителем обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее серьезный риск этого.
ВИДЫ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ
- Физическими потребностями;
- Медицинскими нуждами;
- Потребностью в образовании;
- Психологическое пренебрежение (невыполнение потребности ребенка в поддержке, внимании и любви).
НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ И НАСИЛИЯ
- На поведенческом уровне – это фундаментальная неспособность управлять собой в стрессовой ситуации, неспособность управлять агрессией, что ведет к криминальному поведению в будущем;
- Снижение, вплоть до отсутствия, умения сочувствовать и сопереживать другим;
- Снижение способности к рациональному мышлению;
- Отставание в физическом и психическом развитии.
Также имеет место недостаточная осведомленность родителей в области возрастных психологических особенностей детей. Недооценка или переоценка возможностей и способностей ребенка уже в этом возрасте сказываются на дальнейшем развитии личности.
Поэтому ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями – установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Семья является ближайшим окружением ребенка и оказывает решающее влияние на развитие и формирование его личности. Никакая динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого процесса, если значимые для ребенка взрослые не видят истинного смысла этих изменений, а кроме того и не пытаются изменить собственные установки, эмоциональные и поведенческие реакции. Только уверенные в себе, социально адаптированные родители могут понять и помочь разрешить личностные проблемы ребенка.
Именно поэтому эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. Очень важно создать коллектив родителей-участников, родителей-партнеров.
ПАРТНЕР Умеет решать проблемы. Активная позиция. Высокий уровень включенности в школьную жизнь. | ||||
УЧАСТНИК Понимает проблему, стремиться ее решить, но не знает, как. | ||||
ПОСЕТИТЕЛЬ Проблему видит, формулирует, но не решает. | ||||
ПРОХОЖИЙ Не видит проблем, равнодушен. |
Существует три основных направления сотрудничества: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
- родительские классы;
- конференции;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания;
- тренинги.
В данном направлении школа активно сотрудничает с внешними партнерами: Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Фрунзенского района», ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Специалисты данных организаций оказывают помощь детям, подросткам, семье, педагогам, специалистам службы сопровождения в создании условий максимально благоприятствующих полноценному развитию ребенка.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дней творчества детей и их родителей;
- открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;
- шефской помощи.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей класса в работе совета школы;
- участие родителей класса в работе родительского комитета.
Интересной и достаточно новой формой с родителями являются родительские вечера. Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив, а начать нужно с 1-го класса, когда только формируется родительский коллектив. Тематика может быть самой разнообразной: «Праздники нашей семьи» или «Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?».
Очень важным является тесное сотрудничество начальной и средней школы. Преемственность традиций, методов работы. Подхватывание результатов, наработок начальной школы средней школой.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги (родительские классы). Многие родители хотят изменить своё отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным, но не всегда это получается без помощи психолога.
Классные руководители всегда стараются проводить родительское собрание нестандартно, насыщенно, информативно. Оно будет всегда интересным, если будут использованы в работе фотосессии детей и интервьюирование с последующей видео-презентацией.
Используя инновационные формы работы, родители берут на себя ответственность за воспитание детей, и в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Привлекать родителей к совместной деятельности можно и через семейные праздники, творческие вечера, «Дни именинников», различные посиделки, концерты «Минута славы», конкурсы «Дары осени», «Лучшая новогодняя игрушка». Некоторые мероприятия можно проводить не только в стенах школы, но и за её пределами (школьные туристические слеты, проводимые традиционно каждый год спортивные олимпиады.).
Каждый год проводятся «Летние маршрутные экспедиции» с детьми средней школы и их родителями с 2013 года(Адыгея – (плато Лаго – Наки, г. Фишт, Оштен), Таманский полуостров, национальный парк Приэльбрусье, Крым, Хибины, национальный парк «Красноярские столбы», природный парк Ергаки (Саяны)..).
Активное участие школа, учащиеся и родители принимают участие в благотворительных мероприятиях, проводимых в нашем городе. Мы сотрудничаем с Автономной некоммерческой организацией «Центр содействия социальным и благотворительным проектам «Огонек добра»»: помогаем интернатам для детей с ослабленным зрением, приютам для животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы с родителями
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:психолого-педагогическое просвещение родителей;вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;учас...

"Инновационные формы работы с родителями"
Инновации стремительно внедряютс в нашу жизнь. Что же такое инновация? Какие формы инновации существуют и как их можно применить на практике....

Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В РАМКАХ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ".
Выступление на международном семинаре "Инновационное образование" в г. Вильнюс, Литва, 24 января 2014 года.В статье рассказывается об интерактивном расследовании по событиям войны 1812 года. Инновацио...

Инновационные формы работы с родителями при подготовке детей к школе
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в ш...

Инновационные формы работы с родителями
Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Семья является ближайшим окружением ре...

Статья на тему: "Современные и инновационные формы работы с родителями"
laquo;Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей».В.А. Сухомлинский...