Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке.
статья на тему

Путинцева  Елена Валерьевна

В дааной статье перечислены основные формы учебной деятельности и даны характристики .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_organizatsii.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

    Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке.

 Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения Они отличаются друг от друга количеством ю учащихся и способами организации работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе В процессе рассказа, объяснения, показа и под он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих.  Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиеся.

Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала При проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими заданиями различной с сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учеников.

Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учащихся На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, т темп работы Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий Если же снизить темп, то ц е негативно скажется на сильных учащихся последних удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной работы.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, пишет эссе , реферат, доклад , составляет презентации и т.д. Индивидуальным задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой, рабочей тетрадью.

Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения- создание и обобщение пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классе.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности т.

Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, е ого оценка касаются и интересуют только ученика и учителя Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащихся.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

1. Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работа вместе Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию.

2. Кооперативно-групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, которыми направляет деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения Главные итоги такого обсуждения становятся над банном всего класса и записываются всеми присутствующими на занятиях.

3. Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству.

5. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.

В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д. Важную роль она играет в реализации воспитательной функции обучения В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культур а ведение диалогу.

Возможности выбора формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока демонстрирует таблица:

Формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока

Этап урока

Форма групповой деятельности

Повторительно-учебная работа

Парная, звеньевая

Восприятие, осмысление и запоминание нового материала

Дифференцированное-групповая

Закрепление, обобщение и систематизация

 Парная, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая

Применение знаний

Парная, звеньевая, кооперативно-групповая

В своей практике использую активные методы обучения, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче. Поэтому при планировании учебной работы я планирую не только количество часов, но и обязательно формы занятий и виды деятельности учащихся. При деятельностном подходе в преподавании истории и обществознания активные формы и методы обучения помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на любом этапе развития:

  • 5 класс - рисунок, рассказ, историческое моделирование, историческое проектирование;
  • 6 - 7 класс - сообщение, анализ источников, анализ статистики и графиков, исторический проект, исследовательская работа;
  • 8 - 9 класс - сообщение, эссе, исторический проект, историческое моделирование, исследовательская работа;
  • 10 - 11 класс - проект, доклад, презентация, историческая справка, эссе, исследовательская работа."

Уроки, открывающие изучение той или иной темы, провожу в форме вводной беседы, а начиная с 9 класса лекции или прослушивания авторского текста на мультимедийном диске. Самостоятельная работа планируется в виде записей в тетрадях, это может быть план, схема, тезисы, конспект. На вводном уроке ставлю задачи изучения темы и проблемные вопросы, которые предстоит решить. Далее планирую самостоятельное изучение учащимися темы, используя для этого лабораторные работы, практикумы, уроки - конференции, диспуты, ролевые игры.

Лабораторные работы я организую при анализе исторических источников и провожу в этой форме уроки, посвященные переломным событиям. Использую исторические источники в процессе обучения не в традиционном информационно-цитатном плане, а в форме творческой-поисковой работы над текстом. При этом для решения поставленных перед учащимися задач ведущим приёмом является "вчитывание, вдумывание, вчувствование"  в содержание документа в целях выделения и использования имеющейся в нём информации. Работать с историческими источниками дети начинают с 5 класса.

Занятия в форме практикума предполагают решение серии познавательных задач (в группах и индивидуально), позволяющих охарактеризовать проблему, процесс, значительное явление или событие. В 5 - 8 классах на уроках практикумах учу детей работать с исторической картой, контурной картой, вести счёт лет в истории, пользуясь лентой времени, составлять описания памятника архитектуры, предметов быта. На уроках обществознания используя Российские законы рассматриваем те или иные ситуации из жизни.

Ролевые игры провожу при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции людей.

Конечно, данные формы занятий требуют от учителя большой подготовки: подбор литературы, источников, разработка алгоритмов исследования, дополнительные индивидуальные занятия с учащимися, поэтому с повестки дня не снимается традиционный комбинированный урок. Но при деятельностном подходе в обучении он не сводится к формуле " опрос - сообщение учителем новых знаний - закрепление их учащимися". Комбинированный урок выстраиваю в сочетании с разными видами самостоятельной работы учащихся.

В любом случае на уроке применяю деятельностный подход, предполагающий такие формы работы:

  • "учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
  • решение нравственных проблем на базе исторического материала;
  • установление исторических параллелей;
  • обсуждение проблем в группах;
  • разыгрывание сценок в группах (по материалам учебника);
  • знакомство с различными точками зрения на события;
  • изучение дополнительной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Статья, описывающая различные формы организации учебной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках математиеки....

Применение различных форм организации учебной деятельности учащихся на уроках физики.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:Фронтальная,Индивидуальная,Групповая...

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики

На уровне понятий обобщается материал при рассмотрении, например, видов взаимодействий или сил, видов движений и пр. Очень важны обобщающие уроки, в которых обобщение проводится на основе рассмотрения...

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

в статье раскрыто определение нетрадиционных организационных форм урока, также представлено исследование, проведённое в МБОУ Гимназии №32 города Кургана, для выявления зависимости между видом нетрадиц...

«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...

Доклад "Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики"

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики...