НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
статья по математике
в статье раскрыто определение нетрадиционных организационных форм урока, также представлено исследование, проведённое в МБОУ Гимназии №32 города Кургана, для выявления зависимости между видом нетрадиционного урока и типологией проводимого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kof-82_muhamedyanova_statya.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372.851
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Мухамедьянова Эльвина Гарифьяновна
Студент
ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»
Аннотация: в статье раскрыто определение нетрадиционных организационных форм урока, также представлено исследование, проведённое в МБОУ Гимназии №32 города Кургана, для выявления зависимости между видом нетрадиционного урока и типологией проводимого урока
Ключевые слова: процесс обучения, образовательные стандарты, классно – урочная система, учебная деятельность, организационные формы, нетрадиционные формы урока, типология уроков
NON-TRADITIONAL FORMS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE MATHEMATICS LESSON
Mukhamed’yanova El’vina Garif’yanovna
Abstract: the article reveals the definition of non – traditional organizational forms of the lesson, also presents a study conducted at the MBU Gymnasium No. 32 of the city of Kurgan to identify the relationship between the type of non-traditional lesson and the typology of the lesson
Key words: the learning process, educational standards, classroom system, educational activities, organizational forms, non – traditional forms of lessons, typology of lessons
Процесс обучения требует от преподавателя знания преподаваемого материала, грамотного использования разнообразных форм организации учебного процесса и постоянного совершенствования и изменения их в соответствии с образовательными стандартами ФГОС.
Организационная форма обучения или форма организации обучения является эффективным использованием структуры уроков разных типов. Исторически наиболее распространенными формами организации учебной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально – групповое обучение [5, с. 240]. Развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой возникновение форм массового обучения детей. Одной из первых таких форм явилась организация группового (коллективного) обучения детей и является зародышем классно – урочной системы обучения [5, с. 241].
В настоящее время классно – урочная система обучения является наиболее устойчивой, широко распространенной в школах, но далеко не единственной формой обучения [5, с. 243]. Формы организации учебной деятельности на уроке учащихся раскрываются через взаимодействие педагога и ученика при решении различных образовательных задач.
Наряду с уроками, в школе применяются и другие организационные формы учебной деятельности, такие как факультатив, самостоятельная домашняя работа, лабораторный практикум и другие. Так как урок является основной формой организации учебной деятельности учащихся, то целесообразно рассмотреть нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся в рамках классно – урочной системы, которая в свою очередь имеет традиционные и нетрадиционные организационные формы.
В научной литературе есть много подходов к понятию нетрадиционной организационной формы, в нашей статье мы рассмотрим нетрадиционные организационные формы урока, как отход от четкой структуры комбинированного подхода традиционных организационных форм и сочетание разнообразных нестандартных методических приемов в рамках урока.
Проблема организации и проведения нетрадиционных уроков математики занимает значительное место в системе образования и её изучением занимались многие учёные, такие как: К. Д. Ушинский, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Гальперина и другие. В связи с актуальностью темы, мы провели исследование в МБОУ Гимназия №32 города Кургана. И обработав полученные результаты, мы разработали классификацию нетрадиционных форм организации деятельности учащихся, используемых учителями на уроках математики, и показали зависимость между выбором вида нетрадиционного урока и типом подготавливаемого урока.
Во время прохождения практики в МБОУ Гимназия №32 города Кургана нами было проведено анкетирование среди учителей гимназии и личная беседа с учителями математики. Учителям было предложено пройти анкетирование, состоящее из 11 вопросов. В опросе участвовало 5 респондентов, при участии в опросе, респонденты проявили активность и заинтересованность темой исследования. Также респонденты поделились личным опытом проведения нетрадиционных уроков, что помогло выявить виды нетрадиционных уроков математики, проводимых чаще всего.
В ходе опроса отслеживались следующие показатели: использование учителями гимназии нетрадиционных форм урока, частота использования, виды проводимых нетрадиционных уроков, зависимость выбора вида нетрадиционных уроков от типа подготавливаемого урока, количество времени подготовки к нетрадиционным формам урока, возникающие трудности, зависимость выбора вида нетрадиционного урока от типологии урока.
Анализ результатов анкетирования показал, что все опрошенные респонденты (100%) используют нетрадиционные формы урока математики и проводят их в соответствии с ФГОС. Причём, наиболее часто на практике респонденты используют такие нетрадиционные формы урока, как: деловая игра (30%), ролевая игра (30%), урок – викторина (20%), урок – зачёт (20%), урок – путешествие (5%), защита проектов (5%).
Все опрошенные считают, что выбор нетрадиционной формы урока зависит от возрастных особенностей учащихся, от темы подготавливаемой темы и уровня знаний учащихся.
Также в ходе обработки результатов было выявлена следующая взаимосвязь между типологией урока и видом нетрадиционного урока:
- при проведении урока открытия новых знаний респонденты используют следующие виды нетрадиционных уроков: урок – лекция, урок – беседа, урок – конференция, проблемный урок, мультимедиа – урок, урок – игра;
- при проведении уроков систематизации знаний респонденты используют следующие виды нетрадиционных уроков: урок – конференция, обзорные лекция, урок – беседа, урок – конкурс, диспут, урок – экскурсия, урок – игра;
- при проведении урока развивающего контроля респонденты используют следующие виды нетрадиционных уроков: урок – викторина, урок – зачёт, письменные и устные работы, урок – конкурс, урок – тестирование, защита проектов:
- при проведении урока рефлексии можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: ролевая игра, урок – сочинение, урок - практикум, деловая игра, комбинированный урок:
Также было выявлено, что на подготовку нетрадиционных форм урока математики уходит разное количество времени, у некоторых респондентов 40 минут (20%), у некоторых подготовка занимает несколько часов (30%), несколько дней (40%), бывает, что подготовка доходит до двух недель (10%).
В ходе анкетирования и личных бесед респонденты отметили, что они проводят уроки математики в нетрадиционной форме не так часто, как им хотелось бы. Связано это с тем, что при подготовке к нетрадиционным урокам математики они сталкиваются со следующими проблемами: нехватка времени (50%), нежелание учащихся (20%) и затруднения в поиске материала (30%).
Проанализировав полученные результаты опроса учителей Гимназии №32, нами разработана следующая классификация, показывающая взаимосвязь между типологией проводимого урока математики и видом нетрадиционных уроков. Типология урока подобрана в соответствии с ФГОС [1], а виды нетрадиционных уроков подобраны в соответствие с результатами опроса учителей математики (табл. 1).
Таблица 1
Виды нетрадиционных уроков для каждого типа урока
Тип урока | Виды нетрадиционных уроков: |
Урок открытия нового знания | Урок – лекции, урок – путешествие, урок – экспедиция, проблемный урок, урок - экскурсия, урок - беседа, урок - конференция, мультимедиа – урок, урок – игра. |
Урок рефлексии | Урок – сочинение, урок – практикум, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
Урок систематизации знаний | Урок – конкурс, урок – конференция, урок – экскурсия, консультация, урок - игра, диспут, обзорная лекция, беседа. |
Урок развивающего контроля | Письменные и устные опросы, урок – викторина, защита проектов, урок – конкурс, урок – тестирование. |
В заключение хотелось бы отметить, что нетрадиционные организационные формы обучения математике позволяют педагогу максимально вовлечь учащихся в активную учебную деятельность, активизируют мыслительные процессы, развивают интерес к математике. Для учителя нетрадиционный урок – это возможность лучше понять и узнать учеников, дать оценку их индивидуальным особенностям, также это возможность самореализации для педагога, использование творческого подхода к своей работе, воплощение собственных задумок и идей [7].
Нетрадиционными уроками принято считать: уроки – викторины, уроки – конкурсы, деловые игры, КВН, «аукционы идей», олимпиады, защиты проектов и др. Подготовка и проведение таких уроков требует от преподавателя огромной затраты сил, времени для подготовки и поэтому учителя редко используют их в своей практике. Учителя с большим опытом работы в школе отмечают, что сочетание традиционных и нетрадиционных организационных форм занятий приводит к успеху.
Список литературы
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - №12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - № 5408.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: книга для учителя. / Я.И. Груденов. – Москва: «Просвещение», 1990.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие / В.К. Дьяченко – Москва: «Педагогика», 1989.
- Кметюк С.В. Нестандартные формы закрепления знаний // Математика в школе. 1993. № 4.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебное издание. / И.Ф. Харламов. – 7-е издание. – Минск: «Университетское», 2002.
- Виды современных организационных форм обучения [Электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/6310195/page:2/
- Традиционные и нетрадиционные организационные формы уроков математики [Электронный ресурс] http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650809/
© Э. Г. Мухамедьянова, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.
Статья, описывающая различные формы организации учебной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках математиеки....
Применение различных форм организации учебной деятельности учащихся на уроках физики.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:Фронтальная,Индивидуальная,Групповая...
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики
На уровне понятий обобщается материал при рассмотрении, например, видов взаимодействий или сил, видов движений и пр. Очень важны обобщающие уроки, в которых обобщение проводится на основе рассмотрения...
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики...
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке.
В дааной статье перечислены основные формы учебной деятельности и даны характристики ....
«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...
Доклад "Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики"
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики...