Родительское собрание "Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения и негативных привычек школьника"
методическая разработка на тему

Марченко Лидия Александровна

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и своих детей. Взрослые должны скорректировать своё собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку - это основа родительского авторитета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения и негативных привычек школьника

Цель:  психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросу профилактики девиантного поведения в семье.

Вот они вечные истины эти:

Поздно заметили… Мимо прошли…

Не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли!

                                                    С.Давидович

Человек произрастает из семьи. Очень многое в его характере и способах реагирования определяют семейные взаимоотношения... Поэтому очень важно, чтобы семья была здоровая

Здоровая семья - это открытая система, где есть:

  1. Пространство для развития каждого Я и есть общее Мы;
  2. Есть ясные каждому члену семьи правила и традиции, однако эти правила гибки и могут быть изменены, если этого требуют новые условия;
  3. Изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;
  4. Общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;
  5. Самооценка всех членов семьи адекватная, присутствует само- и взаимоуважение.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и своих детей. Взрослые должны скорректировать своё собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку - это основа родительского авторитета.

Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители.

Дети обычно моделируют своё поведение по принципу семьи. Если они видят ссоры родителей и проявление насилия у себя дома, то считают, что это приемлемый вид поведения. А физические наказания влекут за собой снижение самооценки и недоверие к людям, что не может не сказаться на будущем наших детей.

Социальный ролик «Откажись от насилия»

В случае, когда в семье наблюдается дисгармоничное отношение, разводы, высокий уровень внутрисемейного насилия, низкий уровень материального обеспечения, алкоголизм родителей и т.п. , большая вероятность развития девиантного поведения.

Девиантное поведение - это  поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям. Девиантное поведение учащихся в настоящее время встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе. Эта ситуация поставила явление девиантного поведения в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия учащихся с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на его динамику.

Наиболее распространенные формы девиантного поведения:  

  • зависимость от ПАВ,
  • ранние сексуальные связи,
  • сетеголизм (зависимость от Интернета) и кибераддикция (зависимость от компьютерных игр)
  • Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра  приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оторвать от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.
  • реакция  эмансипации (стремление всегда и во всем поступать по-своему, самостоятельно,наперекор взрослым)
  • имитация (стремление подражать во всем),
  • реакция группирования со сверстниками (асоциальные ),
  • дромомания (бродяжничество).

Более подробно мы остановимся на первых двух формах девиантного поведения.

В общении с детьми родители зачастую, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.

Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают не слова и нравоучения, а поведение и реальные поступки родителей. Если родители употребляют ПАВ, то и дети скорее всего тоже станут зависимыми от ПАВ.

Диалог с родителями.

Что такое ПАВ?

Психоактивное вещество -  любое вещество, которое при введении в организм человека  может изменять его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции.

Пожалуйста, поднимите руки те, кто употребляет ПАВ.

В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются наркотиками. Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и другие.

Психоактивные вещества делятся на легальные и нелегальные.

К легальным психоактивным веществам  относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению (табак, все напитки, содержащие спирт, кофе, чай).

        К нелегальным психоактивным веществам  относятся вещества, употребление, распространение и хранение которых является противозаконным. К ним относятся:

1) производные дикорастущей конопли ( марихуана, гашиш, анаша и др.);

2) опиоиды (опий, героин, морфий и др.);

3) стимуляторы (эфедрон, экстази, кокаин, «винт», «первитин»);

4) галлюциногены (ЛСД, грибы определенного вида)

Еще раз, пожалуйста, поднимите руки те, кто употребляет психоактивные вещества

Психоактивные вещества, вызывающие зависимость:

  • Алкоголь
  • Никотин
  • Кокаин  и его синтетический аналог - крэк
  • Каннабиоиды (гашиш, анаша, марихуана)
  • Опиаты (опий, морфин, героин, промедол, кодеин, метадон)
  • Седативно-снотворные и анксиолитические средства (барбитураты, транквилизаторы)
  • Галлюциногены (ЛСД, псилоцибин)
  • Стимулирующие средства (амфетамин, кофеин, первитин - «Винт», экстази)
  • Анаболические стероиды
  • Летучие вещества – ингалянты (пары пятновыводителей, ацетона, толуола, клея, лаков, красок)

В основе формирования зависимости от ПАВ лежит  ПРИВЫКАНИЕ – невозможность исключить наркотик из своей жизни в связи с постоянной потребностью в нем.

Психологическими предпосылками начала употребления психоактивных веществ являются низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих. Психологические проявления зависимости от психоактивных веществ - усиление негативных эмоций, отрицание наличия проблемы, изоляция.

Упражнение « Зависимость от ПАВ»

Психоактивные вещества, в том  числе и наркотики, вызывают психическую и физическую зависимость. Они чрезвычайно токсичны для организма и формируют хронические болезни. Человек рожден свободным от патологической зависимости, его выбор, право и ответственность сохранять всегда эту свободу.

Социальный ролик «Зависимость от ПАВ»

Умейте радоваться без алкоголя,

Мечтать без наркотиков,

Общаться без интернета

И нервничать без сигареты

Следующая форма девиантного поведения, которую мы сегодня рассмотрим, это ранние сексуальные связи.

Зачастую, родители не считают необходимым обсуждать с детьми вопросы касающиеся сексуальной сферы. И даже не задумываются, что это может негативно сказаться на жизни и здоровье их детей.

Я вам предлагаю познакомиться со сказкой о двух молодых людях Ефросинье и Ануфрие.

Упражнение «Ефросинья и Ануфрий»

Жили-были на свете молодые люди, обозначим их так: Ефросинья и Ануфрий. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чистых и доверительных отношений, такой настоящей любви.

Все, что было в прошлом, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьезные отношения, да и было их совсем не много. Ефросинья была целомудренной воспитанной девушкой и у нее никогда еще не было сексуальных отношений. А у Ануфрия раньше были близкие отношения с 2-мя девушками.

Но одна из бывших подруг Ануфрия была легкомысленной, из-за этого они и расстались. Вторая его девушка просто уехала в другой город и бросила его. И у тех, в общем-то посторонних людей, тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом.

       Если расширять эту схему дальше, то люди, которых мы изобразим, наверняка не знакомы главным героями. Ефросинья и Ануфрий, скорее всего, даже не слышали о них. А зачем о них вспомнили мы? Потому что, вступая в сексуальные отношения с Ануфрием наша милая Ефросинья одновременно будет контактировать с микрофлорой всех его предыдущих партнёров.

Кроме того, кто-то из 17 изображённых на схеме людей мог быть чем-то инфицирован, например ВИЧ-инфекцией, и не знать об этом. Таким образом, человек, предполагающий,  что он не рискует своим здоровьем, и что он ведет вполне упорядоченную личную жизнь, в наше время может подвергать себя заражению ИППП. Единственный выход - это верность единственному(ой) супругу(е) на всю жизнь и воздержание до брака.

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

И в заключение хотелось бы вам дать некоторые рекомендации при общении с детьми

  • любите своего ребенка и пусть он не усомнится в этом
  • принимайте своего ребенка таким, какой он есть,-со всеми достоинствами и недостатками
  • опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности
  • создавайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым
  • не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания
  • помните, что воспитывают не слова, а личный пример
  • не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален
  • не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите
  • помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения и негативных привычек» МБОУ- СОШ№4 х.Малоорловский 2018 г.

Слайд 2

Вот они вечные истины эти: Поздно заметили… Мимо прошли… Не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли! С.Давидович

Слайд 3

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросу профилактики девиантного поведения в семье.

Слайд 4

Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители.

Слайд 5

23.1.18 Социальный ролик «Откажись от насилия»

Слайд 6

Девиантное поведение - это поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общества, деятельности, обычаям, традициям.

Слайд 7

зависимость от ПАВ; ранние сексуальные связи; сетеголизм и кибераддикция; реакция эмансипации; имитация; реакция группирования со сверстниками; дромомания (бродяжничество).

Слайд 8

Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают не слова и нравоучения, а поведение и реальные поступки родителей.

Слайд 9

Психоактивное вещество - любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции.

Слайд 10

К легальным психоактивным веществам относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению (табак, все напитки, содержащие спирт, кофе, чай).

Слайд 11

К нелегальным психоактивным веществам относятся вещества, употребление, распространение и хранение которых является противозаконным (производные дикорастущей конопли, опиоиды, стимуляторы, галлюциногены).

Слайд 12

ПАВ, вызывающие зависимость: Алкоголь Никотин Различные наркотические средства

Слайд 13

ПРИВЫКАНИЕ – невозможность исключить наркотик из своей жизни в связи с постоянной потребностью в нём.

Слайд 14

23.1.18

Слайд 15

23.1.18

Слайд 16

23.1.18

Слайд 17

Психологическими предпосылками начала употребления ПАВ являются: низкая самооценка; трудности в общении со сверстниками и взрослыми; отсутствие навыков решения личностных проблем; неумение противостоять давлению окружающих.

Слайд 18

Психоактивные вещества вызывают психическую и физическую зависимость. Они чрезвычайно токсичны для организма и формируют хронические болезни.

Слайд 19

Социальный ролик «Зависимость от ПАВ»

Слайд 20

Умейте радоваться без алкоголя, Мечтать без наркотиков, Общаться без интернета И нервничать без сигареты…

Слайд 21

Ранние сексуальные связи

Слайд 22

«Ефросинья и Ануфрий»

Слайд 25

Вступая в сексуальные отношения с Ануфрием Ефросинья одновременно будет контактировать с микрофлорой всех его предыдущих партнёров.

Слайд 26

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

Слайд 27

принимайте своего ребенка таким, какой он есть; создавайте условия для успеха ребенка; помните, что воспитывают не слова, а личный пример не сравнивайте своего ребенка с другими детьми; помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы

Слайд 28

Берегите своих детей!

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.

В  данной  статье  содержатся рекомендации   социальному  педагогу,  классному  руководителю   по ранней профилактике девиантного поведения  среди...

Программа профилактики девиантного поведения младших школьников

В основном воспитательная работа по кор­рекции девиантного поведения направлена на то, чтобы поста­вить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, за­мещение, вытесне...

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

Мы,учителя,  делаем всё возможное, чтобы взамодействие родителей  со школой  было эффективным. Перед нами стоит одна общая цель- счастье подрастающей личности.В своей школе мы расширили...

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения

Родительский лекторий на темуРоль семейного общения в профилактике девиантного поведения" "...

Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков.

Семья играет большую роль в жизни своего ребенка. Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет их  ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь....

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...