Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ
статья по теме
Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации” освоение общеобразовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией (далее по тексту ГИА) выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. От того, какие результаты будут получены, зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_podgotovke_k_gia.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ
Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации” освоение общеобразовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией (далее по тексту ГИА) выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.
На основании «Закону об образовании в Российской Федерации” был разработан план подготовки учащихся к сдаче ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ выделены следующие направления:
1.Создание информационной среды в рамках подготовки выпускников к аттестации (стенды, собрания)
2.Создание условий для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации (выполнение программ, консультации, качество ведения уроков, спецкурсы)
3. Создание условий для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
4.Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Создание информационной среды в рамках подготовки выпускников к аттестации
При организации работы с родителями учеников:
1. Приоритетным направлением считается информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью провожу родительские собрания,
2. Оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ,в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА.
3. Родителей учащихся на родительских собраниях ознакомляю с нормативно- правовыми документами, а также с информацией по предварительному выбору предметов учащимися.
4. На собрании даю рекомендации педагога- психолога к подготовке и сдаче ГИА.
5. Ознакомляю с результатами мониторинговых работ по русскому языку, математике, предметам по выбору, с расписанием ОГЭ или ЕГЭ.
1. При организации работы с учащимися провожу инструктаж учащихся по процедуре проведения экзаменов.
2. Ввожу в практику учебных занятий системы контрольных и проверочных работ в тестовом варианте для тренировки учащихся.
3. Провожу пробные экзамены в форме ЕГЭ.
4. Анализирую результаты пробных экзаменов в тестовой форме.
5. Работаю с КИМами различной структуры и содержания в течение года.
6. Индивидуально работаю со слабоуспевающими учащимися в течение года.
7. Провожу групповые занятия по математике в рамках спецкурсов или элективных курсов.
8. В домашние задания включаю задания из контрольно-измерительных материалов ГИА, решаю демонстрационные варианты.
9. Беседую с учащимися и делаю вывод, владеют ли они методикой работы с тестами.
Из трех модулей учащиеся более затрудняются по модулю «Геометрия», задания 10,11,12. Модуль «Алгебра» - задания 5,8 и вторя часть задания 23. Модуль «Реальная математика»-задания 15,18 и 20.
Государственная итоговая аттестация—это неотъемлемая часть учебного процесса, его завершение. Она позволяет выявить общий уровень интеллектуального развития учащихся. Структура и содержание экзаменационной работы отвечают цели построения дифференцированного обучения в современной школе, которая включает две задачи:
- одна из них – формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования
- другая – создание для части школьников условий, способствующих получению повышенного уровня подготовки.
- Введение государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ и ЕГЭ вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям. Само содержание образования не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний.
- В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике, химии. В данной ситуации учителю приходится находить различные пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы(профильные) с углубленным изучением математики, такие как 11А, 10Б и 8А классы.
В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений. Многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого, для этого требуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке нужно отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
Задания при проведении экзамена по математике составлены в тестовой форме, значит учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, стремлюсь организовать работу с тестовыми заданиями, а также знакомлю с имеющимися сборниками тестовых заданий. Также знакомлю учащихся с алгоритмами решения задач на уроках – лекциях. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма, очень часто (каждый урок или через урок) провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказываю оперативную помощь консультантами или объясняю ещё раз, вызывая к доске. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе включает следующие компоненты:
1. Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
2. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
3. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике. 4. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя к качеству контроля, является необходимым условием повышения качества обучения. Не секрет, что в настоящее время контроль ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляю возможность отработать свои ошибки, и затем пересдать проверочную работу. Проверочные работы составляю в соответствии с требованиями к уровню знаний по данной теме. Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне. Такую систему контроля вводить лучше как можно раньше, но обязательно в 8 классе.
Проанализировав содержание экзаменационных работ выделяю следующие темы для итогового повторения:
1. Числа и числовые выражения.
2. Неравенства с одной переменной.
3. Линейные неравенства.
4. Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).
5. Задачи на проценты.
6. Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
7. Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.
8. Чтение графиков функций.
9. Дробно-рациональные выражения и уравнения.
10. Арифметическая и геометрическая прогрессия.
11. Чтение графиков и диаграмм.
12. Решение геометрических задач.
13. Статистика и вероятность
14. Задачи повышенного уровня сложности.
Как я строю работу по повторению материала в 9 классе.
В начале учебного года мною разработана рабочая программа дополнительных занятий по подготовке к ГИА, целью которой является актуализация знаний учащихся по основным темам курса. С целью реализации программы еженедельно провожу дополнительное занятие (спецкурс или элективный курс) по математике. Кроме этого в конце учебного года отвожу уроки для итогового повторения, которые я строю следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по одной теме. На дом задаются аналогичные задачи из открытого банка заданий ГИА. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем. После итогового повторения проводятся предэкзаменационные работы в условиях, приближенных к экзаменационным. Информация о выполнении пробных работ в форме ГИА в обязательном порядке довожу до сведения родителей.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является не только тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала, но и мотивация учеников и их родителей. Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым. Обучаю прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности. Следует учить школьников простым способам проверки результатов сразу после решения задания, а не откладывать на потом «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным. Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания, которые может решить «средний» ученик. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту. Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Использую сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ, задания открытого банка. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), тесты в режиме онлайн, которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам. Неотъемлемым элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при их заполнении во время предэкзаменационных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с учащимися на консультациях. Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»
Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....
Алгоритмизация мыслительной деятельности школьников при подготовке к решению задач ЕГЭ и ГИА. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ...
«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Часть 1. Вступительное слово. Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...
Методика подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Письменная часть.Рекомендации по подготовке учащихся.
Методика и технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Письменная часть....