Нравственное формирование личности подростка
статья (6 класс) на тему
Подростковый возраст - это особая пора, когда совершается переход от детства к взрослости. Современный подросток много знает, у него есть свои любимые занятия, он стремится определить и утвердить свое собственное отношение ко всему, с чем встречается в жизни, - к школе, учебным предметам, труду, искусству, но прежде всего к окружающим людям, их поступкам, поведению, требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_formirovanie_lichnosti_podrostka.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное формирование личности подростка
Подростковый возраст - это особая пора, когда совершается переход от детства к взрослости. Современный подросток много знает, у него есть свои любимые занятия, он стремится определить и утвердить свое собственное отношение ко всему, с чем встречается в жизни, - к школе, учебным предметам, труду, искусству, но прежде всего к окружающим людям, их поступкам, поведению, требованиям.
Было бы большой ошибкой пренебрегать правом подростка на свои собственные взгляды, представления, чувства на том основании, что еще неустойчивы, порой прямолинейны и полярны его нравственные суждения, неоправданно резки и недостаточно обоснованы моральные оценки, подвержены резким колебаниям чувства.
Очень важно, чтобы в закономерном процессе постоянной устремленности подростка к самостоятельности и независимости формировались и закреплялись существенные нравственные ориентиры. Именно в подростковом возрасте создаются благоприятные возможности для воспитания ценностных ориентаций, тех нравственных координат, которые составляют основу нравственного формирования личности.
Нравственное воспитание осуществляется всей системой общественного воспитания в цивилизованном обществе - это урок и туристический сбор, хорошая книга и театральный спектакль. В этой целостной системе воспитательных влияний исключительно велико влияние семьи. Поведение подростка и его отношение к окружающему во многом зависят от нравственного климата в семье, взглядов и поведения родителей, характера общения и отношений между членами семьи.
Разговоры родителей по поводу происходящего в стране и за рубежом, о своей профессии и своем труде, оценка ими коллег по работе, в общем, любое, даже мимоходом высказанное одобрение или осуждение тому, чему они стали невольными свидетелями, - все фиксируется, оценивается, принимается или отвергается подростком, оказывал подчас незаметное, но неизгладимое влияние на его духовное развитие.
Родителям надо учитывать, что в подростковом возрасте уже не может быть бездумного подражания примеру окружающих. Именно в опыте собственной жизни и поступков вырабатываются моральные оценки, усваиваются, закрепляются нравственные суждения, понимание моральных норм и требований - все, что составляет основу нравственных убеждений подрастающего человека.
Вместе с тем нравственные суждения подростка нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны. Сплошь и рядом он отождествляет упорство и упрямство, смелость и лихачество, гордость и заносчивость. Это приводит к ошибочным поступкам. Убежденность, основанная на истинных знаниях, требует от подростка собственных решений и определенных поступков. Хорошо, если ваш сын не только на словах осуждает грубость и несправедливость, но и вступается за слабого, за несправедливо обиженного.
Но не так уж редко между нравственными знаниями и поведением подростка обнаруживается разрыв: хорошо знал и понимал сущность моральных требований, он поступает вопреки им. Глубоко убежденный в том, что лгать нехорошо, он лжет, чтобы избежать наказания. Горячо осуждая несправедливость, не находит в себе смелости выступить против более сильного обидчика и до поры до времени старается остаться в стороне.
В подростковом возрасте это расхождение убеждений и реального поведения обычно искренне переживается самим подростком, хотя нередко эти переживания скрываются за внешней бравадой, особенно если взрослые постоянно напоминают о таком несоответствии. А не лучше ли помочь советом, вселить веру в себя, напомнить не о срывах, а о тех маленьких победах над собой, которые обязательно есть в напряженной внутренней жизни и поступках подростка. Надо постоянно помнить, что он живет богатой эмоциональной жизнью, его многое задевает, волнует, трогает, хотя внешне он может казаться равнодушным и спокойным. Особенно не любит подросток громких слов, ненужного пафоса. Это богатство эмоциональной жизни - условие его нравственного роста.
Родителям следует быть особенно внимательными к тем переживаниям, которые вызывают у подростка события окружающей жизни. Что волнует вашего сына или дочь? Умеют ли они бескорыстно радоваться успеху друга или их радуют лишь собственные удачи, а успех товарища вызывает зависть и раздражение? А может быть, они испытывают злорадное чувство по поводу неудач другого? Характер этих переживаний, словно лакмусовая бумажка, проявляет существенные стороны нравственного мира подростка.
В семье создаются особые возможности для воспитания гуманного отношения к людям - отзывчивости, симпатии, заботы, сочувствия. Эти чувства обязательно возникают в дружной семье, где отношения пронизаны любовью, добротой, заботой друг о друге.
Усвоение подростком нравственных норм должно претворяться в определенном, нравственном стиле поведения. Нравственные черты личности проявляются в поступках, которые побуждаются желаниями, стремлениями, потребностями, т.е. различными мотивами. Мотив - побудительная причина, основание выбора поступка. Решение поступить так, а не иначе нередко представляет собой результат сложной борьбы мотивов, побуждений, стремлений, переживаний. Подчас это столкновение в сознании подростка разных, противоречивых мотивов, одни из которых связаны, например, с его стремлением к удовольствию, к любимому и приятному занятию, а другие мотивы - это осознание долга, обязанностей, выполнение которых требует напряжения сил, отказа от личного удовольствия.
В школе, в семье подросток постоянно ставится перед необходимостью нравственного выбора между желаемым и должным, когда нравственное выступает как должное. В подобных ситуациях нужна моральная стойкость, чтобы сделать правильный выбор. Такие ситуации могут быть обычными, житейскими и, казалось бы, малозначащими. Но они значимы в нравственном формировании, ибо требуют усилия, а не бездумного подчинения обстоятельствам: закончена подготовка домашних заданий и можно позаниматься с компьютером, но нужно помочь матери в хозяйственных делах; хочется послушать музыку с любимыми композициями на плеере, но надо навестить больную родственницу.
К сожалению, нередко в семье подросток не принимает сам то или другое решение, не делает выбора, а вынужден действовать по приказу и принуждению. Так, мать просто приказывает сыну немедленно отложить в сторону плеер и идти к родственнице. Мальчик подчиняется, но делает это с нежеланием и раздражением. Здесь нет выбора по собственной инициативе, а поступок, совершенный по принуждению, не способствует утверждению нужных мотивов. Иной воспитательный результат приносит выбор, сделанный свободно и означающий победу над собой, утверждение мотива - принести людям радость.
Правильный собственный выбор способствует моральному росту подростка, вызывает положительные чувства, вырабатывает привычку правильно действовать в аналогичных случаях. Помочь сделать правильный выбор - это значит отказаться от давления, принуждения, приказа, заменив их, если можно, просьбой, советом, разъяснением.
Здесь мы подошли к существенной проблеме в нравственном воспитании личности - к проблеме воздействия словом. Как часто родители жалуются на то, что их повзрослевшие дети перестают понимать обращенные к ним слова: слово-у6еждение, слово-прось6у, слово-укор или порицание. Да, бывает и так. Но - происходит это в тех случаях (разумеется, если вообще не нарушен контакт подростка с родителями), если словом действуют неумело. Об этом, кстати, говорят и сами подростки: "твердят одно и то же тысячу раз", "надоели со своими поучениями", "учат, учат без конца - даже дома быть противно".
Между тем слово взрослого обладает большой воспитательной силой. Но " ...беда в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к единственному, не похожему на другие, человеческому сердцу".
В.А. Сухомлинский считал, что для подростка характерна такая особенность: чем больше у него интерес к явлениям окружающего мира, тем тоньше чувствительность к убеждающему слову. Использование безграничного богатства жизненных ситуаций для того, чтобы вызвать нужное чувство, использование в определенные моменты самого нужного слова - одно из условий становления моральной культуры подростка.
А сколько возможностей для нравственного становления личности представится в том случае, если родители внимательно отнесутся к некоторым школьным занятиям, помогут сыну или дочери по-новому увидеть обычное.
Вот традиционная тема домашнего сочинения: "Орден в твоем доме". Сколько счастливых открытий сделает школьник, если старшие члены семьи помогут ему в этом. Трудно найти семью на просторах бывшего СССР, где бы не было свидетельств подвига старших. И это действительно открытие для подростка, новое видение "обычного".
А разве нельзя использовать в семье такие средства нравственного воспитания, которые помогают объединить детей и взрослых в общем переживании? Это - семейные традиции, традиционные формы организации жизни в семье: тут и ставшие нормой просмотры, а потом обсуждения телевизионных передач, DVD-фильмов, прочитанных книг, интернет-сайтов, совместное проведение дней отдыха, экскурсии, походы, поездки за рубеж, прогулки родителей вместе с детьми.
Традиции в семье тесно связаны с традициями общественной жизни, с влиянием школы. Взять, к примеру, даты различных национальных праздников. С детства ребенок привык видеть, как преображается его родной город или поселок, готовясь к празднованию: он видит, какими нарядными становятся площади и улицы, украшаются здания, идет подготовка к праздничным гуляниям.
Как важно, чтобы и в семье подросток участвовал в совместной предпраздничной уборке квартиры, увидел отношение родителей к празднику, как к особому дню, испытал радость общения с ними. Культура проведения праздников в семье - это важное средство нравственного становления личности подростка.
Нельзя переоценить значение и бытовых праздников, как, например, день рождения вашего сына или дочери. С этим днем обычно связано ожидание подарка. Какого? К сожалению, так уж повелось, что дети ждут "ценный", "дорогой" подарок (велосипед и мобильный телефон, дорогое платье, часы, кольцо и другие украшения, нередко довольно крупные суммы денег и многое другое) и расценивают его часто в чисто денежном выражении. А жаль! Редко подарком оказывается книга или оригинальная безделушка, или связанные бабушкой рукавички - то, что дорого как знак внимания и дарится с уверенностью, что это будет правильно воспринято.
Во всем этом проявляется культура отношений в семье, уровень и характер потребностей, которые в значительной мере определяют и уровень нравственных качеств личности подростка.
Процесс нравственного становления зависит от возраста, подчиняется общим закономерностям возрастного развития. Вместе с тем это процесс индивидуального развития, в котором проявляется своеобразие и неповторимость личности. Посмотрите, как непохожи друг на друга 13 – 14-ти летние подростки, которые собрались сегодня у вашего сына, как по-разному они ведут себя.
Индивидуальное своеобразие заключается также в большей или меньшей податливости воспитательному воздействию, в скрытности или открытости мотивов поступков, в богатстве и яркости чувств, в характерных способах поведения. Но это не противоречит тому, что у каждого подростка следует воспитывать единство убеждений и поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"
В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....
Роль Мировой художественной культуры в развитии нравственных качеств личности подростка
В статье рассматриваются вопросы формирования эстетического чувства, эстетического развития подростков в процессе ознакомления с произведениями искусства, что одновременно является и...
«Духовно-нравственное формирование личности подростка через УУД на уроках обществознания».(8 класс)
В очень сложный жизненный период подростка, период признания или непризнания, поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных пре...
«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...
Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...
Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...
Статья на тему "Морально-нравственное развитие личности подростков"
В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, проис...
- Мне нравится (1)