Скоро в школу
консультация на тему
Часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole_inf_na_sayt.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Сиско Н.О учитель-логопед МБДОУ № 218
Скоро в школу
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Хорошим средством для развития умственных и речевых способностей у дошкольников являются словесно-логические игры и упражнения.
- Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
- Понимание грамматической конструкции предложений.
“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).
- Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."
- Сравнение двух или более предметов.
Назовите общие признаки:
- яблока и арбуза;
- кошки и собаки;
- стола и стула;
- ели и сосны;
Чем отличается:
- ручка от карандаша;
- рассказ от стихотворения;
- сани от телеги;
- осень от весны;
- дерево от кустарника;
- лиственное дерево от хвойного дерева.
- К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?
- Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
- Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.
- покупать –
- открывать –
- помнить –
- встречать –
- толстый –
- мелкий –
- полный –
- знаменитый –
- голодный –
- брать -
- Логические задачи:
- Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
- На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
- Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
- Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
- На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
- Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
- Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Игры и игровые упражнении дают родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Литература:
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 1994.
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры, тесты. – Волгоград: Братья Гринины, 1998.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Скоро в школу".
Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школь...
"Скоро в школу"
Итоговое занятие в подготовительной группе....
«Скоро в школу»
Эта информация специально для тех родителей, чьи дети готовятся пойти в первый класс. В ней вы найдете практические советы и рекомендации, способы диагностики, применимые в домашних условиях. Сможете ...
Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения
Актуализация знании родителей по проблеме психологической готовности к школе....
Консультация для родителей. "Скоро в школу"
Считая месяцы, оставшиеся до сентября, родители испытывают всё большую тревогу. Тревожит разное: мелочи – как малыш справится с тугими пуговицами на рубашке и неужели придётся стричь его золотые кудри...
Скоро в школу.
Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе».Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности».Дать представление о понятиях «речь», «слов...
Скоро в школу.
что нужно знать о готовности ребёнка к обучению в школе, речевая готовность...