Скоро в школу
консультация на тему

Сиско Надежда Осиповна

Часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_inf_na_sayt.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сиско Н.О учитель-логопед   МБДОУ № 218

Скоро в школу

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.  Хорошим средством для развития  умственных и речевых способностей у дошкольников являются словесно-логические игры и упражнения.

  • Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут  картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
  • Понимание грамматической конструкции предложений.

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

  • Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."

  • Сравнение двух или более предметов.

Назовите общие признаки:

  • яблока и арбуза;
  • кошки и собаки;
  • стола и стула;
  • ели и сосны;

Чем отличается:

  • ручка от карандаша;
  • рассказ от стихотворения;
  • сани от телеги;
  • осень от весны;
  • дерево от кустарника;
  • лиственное дерево от хвойного дерева.
  • К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы; колесо - ?

Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?

  • Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.

  • Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.
  • покупать –
  • открывать –
  • помнить –
  • встречать –
  • толстый –
  • мелкий –
  • полный –
  • знаменитый –
  • голодный –
  • брать -
  • Логические задачи:
  • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
  • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
  • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
  • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
  • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
  • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
  • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Игры и игровые упражнении дают  родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 1994.
  3. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры, тесты. – Волгоград: Братья Гринины, 1998.
  4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Скоро в школу".

Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школь...

"Скоро в школу"

Итоговое занятие в подготовительной группе....

«Скоро в школу»

Эта информация специально для тех родителей, чьи дети готовятся пойти в первый класс. В ней вы найдете практические советы и рекомендации, способы диагностики, применимые в домашних условиях. Сможете ...

Консультация для родителей. "Скоро в школу"

Считая месяцы, оставшиеся до сентября, родители испытывают всё большую тревогу. Тревожит разное: мелочи – как малыш справится с тугими пуговицами на рубашке и неужели придётся стричь его золотые кудри...

Скоро в школу.

Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе».Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности».Дать представление о понятиях «речь», «слов...

Скоро в школу.

что нужно знать о готовности ребёнка к обучению в школе, речевая готовность...