Воспитание ответсвенного отношения к обучению
статья на тему
Содержание лекции построено на результатах предварительного анкетирования детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лекция - памятка | 37 КБ |
anketa_dlya_detey.docx | 11.26 КБ |
anketa_dlya_roditeley.docx | 11.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей.
Воспитание у школьников ответственного отношения к учению.
Основное по объёму место в жизни подростка занимает учебная деятельность, т.к. в современных условиях подросток – всегда школьник. Однако по сравнению с младшими школьниками характер учебной деятельности подростка существенно меняется. Это связано не только с увеличением объёма информации и с тем, что на смену одному педагогу приходит несколько учителей, предъявляющих далеко не всегда одинаковые требования. В эту пору проявляются новые формы обучения, серьёзно изменяется содержание учебного материала. Оно представляет собой теперь систематическое изложение основ наук.
В отличие от младших школьников, подростков характеризует более высокая норма учебного труда, связанная с новым отношением к знаниям, к учению, приобретающему в этот период личностный смысл. Часто в подростковом возрасте наблюдается противоречие: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к учению, жизнерадостно-наплевательским отношением к оценкам.
Подросток обычно остро переживает свои учебные неудачи, но его самолюбие иногда вызывает желание замаскировать подлинное отношение к этим неудачам, делая вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен, и даже бравирует этим.
Причины неуспеваемости школьника:
- запущенность материала;
- пробелы в знаниях;
- отсутствие привычки трудиться;
- отсутствие интереса к учению;
- интеллектуальная пассивность (которую часто принимают за тупость или неспособность к учению);
- неумение учиться (самая возможная причина неуспеваемости).
Именно последняя причина ставит наибольшие трудности перед педагогами и родителями. Таким образом, вырисовывается линия взаимодействия между педагогами и родителями при решении важной задачи – научить школьника учиться.
Учитель всегда находит время в классе, чтобы объяснить приемы правильной работы. Но как поняли ребята его объяснение, как они пользуются этими приемами при подготовке домашних заданий и пользуются ли вообще, это, как правило, остается вне поля зрения учителя. Совсем в ином положении по сравнению с учителем оказываются родители, наблюдающие за приготовлением школьником домашних уроков. У них есть полная возможность наблюдать весь процесс. И они могут оказать школьнику ту помощь, которую просто не в состоянии дать учитель.
Со стороны родителей важна помощь в организации учебной работы. Что можно посоветовать, если сын или дочь не могут усадить себя за уроки? В общих словах можно ответить так: предстоит нелегкая работа по формированию у школьника умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот. Важно выработать привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Надо приучать ребенка все необходимое выполнять с первого напоминания, ни на что не отвлекаясь. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающее уважительное отношение со стороны взрослых.
Очень важным моментом в деле выработки привычки к неукоснительности занятий является четкое установление времени для них. Уроки надо выполнять всегда в одно и то же время. Родители могут помочь правильно распределить день. Необходимо установить, сколько времени ребенку требуется для выполнения уроков по каждому предмету. Важно обратить внимание на то, каким приходит ребенок с прогулки: отдохнувшим, «со свежей» головой или возбужденным, уставшим настолько, что на уроки не остается сил. Учитывая все это, родители могут определить разумное соотношение времени на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей и т.п., чтобы одно не шло в ущерб другому.
Родители, которые заботятся о том, чтобы у их ребенка было фиксированное время и закрепленное место занятий, очень способствуют этим самым выработке привычки к обязательности выполнению уроков. Родители, не придающие этому значения, ставят школьников перед дополнительными трудностями, которые могут стать одной из причин нежелания учиться.
Важным компонентом учебной деятельности, которые обязательно должны быть сформированы у школьника, являются самооценка и контроль. Большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребёнка отвечать им устные уроки, просматривают его тетрадки; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы вовремя сел за уроки и выучил все, что задано. Но, оказывая помощь, родители должны помнить, что главная задача заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше. Ведь в подобной ситуации ребенок не будет чувствовать своей ответственности за качество выполнения домашних заданий.
Помощь родителей в учебной деятельности школьника – тот труд, в котором обнаруживаются разные грани семейной жизни, проявляется педагогическое кредо семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.
Методические рекомендации для учителя.
Разговор строится на основе предварительно проведенного среди детей и родителей анкетирования ( Приложения 1,2)
Используемая литература:
1) Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. – М.: Педагогика, 1988.
2) Лупоядова Л. Ю. Копилка классного руководителя – 2. Родительские собрания. 5-7 класс. – Брянск: Курсив, 2004.
3) Хасанов А.Е. Тесты для родителей. – Минск, 1999.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Анкета для детей
- По каким предметам ты испытываешь трудности в учении?_________________________________________________________
- Что именно затрудняет учение?____________________________________
-состояние здоровья (ты быстро устаешь на уроках)______________________
-у тебя дома есть своё рабочее место;________________________________
- у тебя нет необходимых принадлежностей и пособий для учебы;_________
- кто из старших тебе помогает;_______________________________________
- сверстники отрицательно влияют;_________________________________
- у тебя есть пробелы в ранее пройденном материале;____________________
-нет интереса к изучению предмета (какого?)___________________________
- не могу быстро читать, писать, выделять главное;_______________________
-трудно запомнить прочитанное, делать выводы, сравнения, ________________________________________________________________
- медленно делаю домашние задания________________________________
-слабо развиты некоторые качества личности (нет силы воли, внимания, быстро отвлекаюсь, трудно сосредоточиться;________________________
-особенности преподавания предмета учителем: быстро говорит, мало наглядности мало повторения, _____________________________________
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Анкета для родителей.
- По каким предметам чаще всего обращается за помощью ваш ребенок и можете ли вы ему помочь?________________________________________________________________
- Какие трудности при выполнении домашних заданий испытывает ваш ребенок?_____________________________________________________________________
-имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;_______________________________________________________________________
- не концентрирует внимание на усвоение главных целей темы или правил; знает правило, но не умеет его применить при решении задач и т.д.________________________________
- механически подгоняет решение под ответ или по шаблону применяет порядок решения предыдущих задач, упражнений;_________________________________________________
-не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;__________________________________________________________________
-слабо владеет навыками учебного труда: чтение, письмо, счет, работа с книгой, заучивание и т.д.;______________________________________________________________
-не знает требований к оформлению домашних заданий._____________________________
- Сколько времени в день тратится на выполнение домашних заданий?________________) - Как вы помогаете ребенку выполнять задания?_____________________________________________________________________
- усиливаете требовательность, проверяете качество работы;________________________
-ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного повторения;________
- заставляете повторять содержание предыдущих тем, необходимых для решения задачи;
- в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;_____________________
- добиваетесь того, чтобы ребенок сам нашел ошибку в решении или сами указываете ему на ошибку;___________________________________________________________
- помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т.д._______
- Приходится ли вам регулярно заставлять ребенка садиться за уроки или он сам приступает к их выполнению?___________________________________________________
- Каким образом стимулируете (поощряете) успешную учебу?________________________________________________________________________
- Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать вашему ребенку для улучшения его успеваемости?_________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.
Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....
Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"
В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам. Это исходит, прежд...
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью....
Нравственное воспитание учащихся через воспитание уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале
Одним из основных направлений в нравственном воспитании человека я считаю воспитание любви и уважения к Матери. По моему, человек, любящий и уважающий с...
«Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре»
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интерес...
Рабочая программа воспитателя школы - интернат "Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)"
Рабочая программа воспитателя...
Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре
Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации ...
- Мне нравится (1)