Родительское собрание Соучастники образования
консультация (10 класс) на тему

Добоний Светлана Семёновна

В данной разработке показан пример взаимодействия се мьи и школы в вопросах воспитания детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

Ханты-Мансийского района: «Средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Петра Алексеевича Бабичева п.Выкатной»

                        Соучастники образования

                                               (родительское собрание)

                                                                 Подготовила и провела

                                                         педагог – психолог

                                                      Добоний Светлана Семёновна

                                             2016 г

Цель психологическая: принятие родителями  ответственности за образование детей.

Цель педагогическая: формирование навыков сотрудничества.

Форма проведения: деловая игра.

Размещение: несколько групп по 4-5 человек  высказывают свои мнения  и варианты выхода из «трудных» ситуаций. На следующем этапе производится их анализ, обобщение и принятие  как руководство к действию. Рассматриваются три аспекта: проблемный, эмоциональный, поведенческий.

Атрибуты: чистые листы бумаги, ручки, карандаши.

План

  1. Вступление.
  2. Тест-игра: «Какой вы родитель?», «Отношение к ребёнку», «Социограмма семьи».
  3. Сообщение (информация) «Почему ребёнок не хочет учиться? Ошибки родителей».
  4. Деловая игра: обобщение мнений и вариантов разрешения проблемных ситуаций.
  5. Заключение.

                                      СОДЕРЖАНИЕ

       Есть такая притча. Спросили мудрого крестьянина , как он распоряжается своими доходами? И он ответил: часть- свой долг отдаю, часть- в долг даю, часть- за окно бросаю, а часть- себе оставляю. Что означало: родителей содержу, в сына вкладываю, дочери помогаю, себя обеспечиваю.

С учётом эмансипации и индустриализации общества, где ролями мужчин и женщин в социуме овладевают представители противоположного пола (инженер, водитель, врач, учитель – уже давно обоеполые), второе и третье в притче можно объединить: «в долг даю» и сыну и дочери, т.е. вкладываю в детей. А с учётом первой фразы получим: то, что вложено в детей  ( « в долг даю») вернётся нам же «долг отдаю». Речь может идти не только о деньгах как о доходах, но и о духовном приобретении, об опыте человека.

Исследования доказали, что самое дорогое и выгодное вложение – в образование, ибо оно возвращается сторицей. Чем больше ребёнка образуешь, тем выше у него шансы получить престижную и высокооплачиваемую работу.

А образовывать  - это значит быть соучастником процесса образования!

Предлагаем вам тест-игру «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?!

1 этап. Тест «Какой вы родитель?»

Инструкция: отметьте те фразы, которые вы часто употребляете при общении с детьми (зачитывается фраза, даётся несколько секунд на обдумывание; если её часто употребляют, то говорится, сколько баллов нужно написать.):

Баллы

  1. Сколько раз тебе повторять?..............2
  2. Посоветуй мне, пожалуйста…………0
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала…..1
  4. И в кого ты такой уродился?..............2
  5. Какие у тебя замечательные друзья!..1
  6. Ну на кого ты похож?..........................2
  7. Я в твоё время………………………..2
  8. Ты моя опора и помощник…………..1
  9. Ну что за друзья у тебя?......................2
  10. О чём ты только думаешь?..................2
  11. Какая ты у меня умница!.....................1
  12. А как ты считаешь, сынок?.................0
  13. У всех дети как дети, а ты?.................2
  14. Какой ты у меня сообразительный!...1

Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра –это лишь намёк на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, никто не знает лучше вас самих.)

Если вы набрали от 5 до 6 баллов –вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности!

Сумма баллов 7-9 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития  на самого ребёнка.

10-14 баллов – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Кроме того, отношение родителей к ребёнку может быть самым разным: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражённое, общительное, уравновешенное, уверенное, обнадёживающее. Создавшаяся в семье система отношений к ребёнку называется родительскими установками.

2 этап. С помощью теста «Проверьте себя!» вам предлагается определить  (разумеется, упрощённо) свои установки и возможные их последствия для эмоционального развития ребёнка.

Инструкция: выберите одну из четырёх словесных характеристик своего ребёнка. Честно. Для себя.

  1. Ребёнок – центр всех моих интересов.
  2. Ненавижу детей. Не стану из-за них расстраиваться.
  3. Не хочу иметь такого ребёнка, какой он есть.
  4. Делаю всё для ребёнка, всего себя посвящая ему.

Интерпретация: согласно выбранной характеристике можно определить установку, способ общения и последствия в развитии ребёнка.

Словесная характеристика

Установка

Способ общения с детьми

Последствия в развитии ребёнка

1. Ребёнок – центр всех моих интересов

Благосклонность, доброжелательность и любовь

Ласковое обращение, непринуждённая игра

Чувство безопасности, нормальное развитие личности

2.Ненавижу детей. Не стану из-за них расстраиваться

Явное отчуждение

Отчуждение, избегание контактов, жестокость.

Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие.

3. Не хочу иметь такого ребёнка, какой он есть

Чрезмерная требовательность (максимализм)

Отсутствие похвал, системы поощрений, частая ругань

Подавленные желания, неуверенность в себе, страх

4. Делаю всё для ребёнка, всего себя посвящая ему

Чрезмерная опека

Торопливость, чрезмерное подстраивание под настроение ребёнка, ограничение его самостоятельности

Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность

3. этап. «Социограмма семьи»

        Инструкция: внутри большого круга нарисуйте членов вашей семьи в виде маленьких кружков. Подпишите их.

        Интерпретация

1.Сколько человек, столько привязок.

2. Размеры кружков для членов семьи (кто самый большой, тот самый значимый; маленький кружок- тревожность).

3.Состав: кто включен в состав семьи.

4.Расстояние между кружками (членами семьи)- степень эмоциональной близости.

5. Как нарисованы круги (если есть зачеркивание, жирные линии, обведенные – тревога).

6.Как подписаны: если «я»,»он»,»мужчина»,»женщина» - социальные роли; если имя – личность.

7.Кто первым нарисован, тот значим.

8.Уровень смещения:

        вверх – неудовлетворенность статусом;

        вниз – принужденность, недостаточная ценность;

        центр – норма;

        левая часть – негативное отношение.

        Надеемся, что с помощью этих не хитрых тестов вы получили некоторую информацию для размышления.

        Ребенок у которого не все ладится с учебой…Родители, которые перепробовали разные средства…Какие? Как в анекдоте:

         - Займитесь сыном!

         - Занимаюсь! И по хорошему, и бью!

        …От возмущения до отчаяния. Сколько – нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило не бывает.Они то обрушиваются с бранью, то вдруг решают, что школьнику надо просто объяснить его обязанности хорошо учиться, то вдруг у родителей просыпается надежда на какое – то чудо. Ну пусть не мы, родители, пусть кто – то еще – педагог психолог, может быть, врач – должен же кто – нибудь знать такое слово, такой решающий довод, после которого ребенок все поймет и на глазах переродится…

        Не хочется вас огорчать, но…такого слова нет. Есть слова и поступки.

        Где растет и формируется ребенок? – В семье. Кто для него самые значимые взрослые? – Родители. Какой возраст самый чувствительный к воспитанию? – До 7 лет.

        Вы тот, кому он верит, кого любит и слушает. От кого ждет помощи и ласки. От поучительной беседы ничего, кроме вреда, не следует. Он ждет, что вы станете, как само собой разумеющееся, соучастником его учебы. И для этого нужно не одно слово, а много слов, хороших слов – сначала нужно разобраться в том, что происходит со школьником, выяснить корни и понять причины.

        Сделаем маленький экскурс в психологическую науку. Ребенок родился. Без патологии. Теперь главными факторами, определяющими его дальнейшее развитие,будут деятельность и общение. Все многообразие человеческой деятельности сводят к трем основным ее видам – игре, учебе, труду. Все три одновременно присутствуют в жизни, но для школьника ведущей деятельностью является игра, для взрослого – труд, развитие. Тогда вопрос: откуда же берутся… не желающие учиться дети?

        После игр в детском саду выводить палочки и крючочки, вычислять и читать – ох, как сложно, а привлекательного в этом мало. Не судите с высоты вашего возраста, а встаньте на место ребенка. Или вспомните, как он писал эти пресловутые крючочки: не только работающая рука – вся фигура выражает напряжение. Мышцы скованы. Выводя линию, он помогает себе головой, ногами, высунутым языком…Учеба требует больших усилий.

        Тогда возникает следующий вопрос: а что, собственно побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью?

  1. Далеки цели, чтобы получить специальность и зарабатывать? Это не оправдано – для ребёнка оказывается действенной только короткая мотивация, с её близкими целями и видимыми результатами.
  2. Может быть, познавательные мотивы? Ему должно быть интересно всё узнавать? Или стремление ребёнка хорошо учиться поддерживается мнением окружающих?
  3. Оба мотива сильно преувеличены.

Нам, родителям, кажется, что дети должны хотеть учиться в школе. На самом деле они в безвыходном положении. Они приходят в школу, потому что их заставили. Цитата из частного письма: «Школа – это место, куда тебя загоняют, где тебе дают работу и отравляют жизнь, если ты эту работу не выполнишь…». Хотят за ребёнка родители, учителя, авторы учебников. Все они хотят помочь: одни пишут учебники, вторые занимаются дополнительно, третьи не пускают на улицу, пока ребёнок  не выполнит правильно и чисто все упражнения. А это трудно. Вот это очень важный момент нашего рассуждения – учиться трудно.  Недаром народная мудрость зафиксировала это в пословице «Ученье горько, но плоды его сладки». Вот из-за того, что горько, многие готовы отказаться от ожидающих его в будущем сладких плодов. Поэтому следует учиться наблюдать эти трудности, вычленять их и подбирать правильный психологический подход.

Итак, трудности в учёбе.

Центральный момент:  если ребёнок с детства приучен делать то, что требуется, и тогда,  когда требуется, а не то, что ему хочется, то, поступив в школу, он справится с различными учебными трудностями: если не приучен, то будет пытаться уклониться от выполнения упражнения, решения задачи, любого интеллектуального напряжения. Для таких мир поделён надвое: взрослые – мучители, дети – мученики. Способ мучения – уроки. Это следствие несформированной усидчивости. А если не сформирован какой- либо навык, то его надо формировать, а не объяснять как это плохо.

Пример: мальчик списывает с образца. Плохо. Ещё раз. Плохо. Ещё раз, ещё, и ещё… Всё равно плохо.

Девочка учит стихотворение. Наедине. Никто не мешает. Не учится. Ещё. Ещё и ещё. Не выучено.

В чём причина? Достаточно было проследить, как дети это делали. Они это делали неверно. Мальчик смотрел только на образец, а не в свою тетрадь, девочка читала всё сразу, а не по нескольку строк. Достаточно было подсказать приём работы – всё бы встало на свои места.        

Вторая причина нежелания учиться  - интеллектуальная пассивность. Считать в уме, писать, читать – надо напрягаться. Если не  освоишь, будешь от всех отставать, перестанешь понимать, появится нежелание учиться. «Заберите меня из школы. Я туда больше не пойду!» И родители склонны винить учителя. А причина в них самих  - не помогли ребёнку найти правильный приём работы.

   Родители часто объясняют  своё поведение занятостью и незнанием. Неправда. Это, скорее, ненужность. Да, можно оправдываться усталостью, домашними делами, но время вспять повернуть нельзя. Нельзя сделать то, что не было сделано вовремя (то, что касается учёбы ребёнка). Особенно, если в семье отдаётся предпочтение телевизору, болтовне с соседями, картам или бутылке. Ум ребёнка «погибнет». Ребёнок же будет утверждаться через драки, алкоголь, наркотики.

    Вернёмся к урокам. Учитель объяснил и проверил. Выполнение домашнего задания – домашнее. Это значит с родителями или под контролем родителей.

                          Типичные ошибки родителей

  1. Контролируют вместо тог, чтобы помогать. (Плохо – лишить сладкого за ужином!)
  2. Подменяют помощь выполнением задания за ребёнка. (Сами решают задачи, вставляют буквы… «Тебе понятно?»
  3. Взрослый не решает, а прямо указывает на допущенные ошибки. (Отсюда небрежное выполнение, без напряжённости и скрупулёзности вычислений. «Родители исправят!»)
  4. Подсказки - прямые и косвенные. Ребёнок их ждёт, вымогает, принуждает, имитируя «непонимание».
  5. Дезориентирующая оценка. Это следствие отсутствия контакта с учителем. Должен быть принцип единства требований со стороны учителя и родителей. (Родители: «Хорошо! Молодец!» Учитель же написал: «Грязно!»)

Чтобы воспитать ребёнка и тем более обучить , нужно стать соучастником его учёбы, надо знать хотя бы основные психологические моменты.

Причины неуспеваемости можно поделить на две группы:

первая – допущенные ошибки воспитательного характера,

вторая – элементарное неумение учиться, несформированность учебной деятельности.

           Основные направления помощи школьнику

Выработка привычки к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков (ни телевидение, ни день рождения, ни гости, что бы ни случилось – уроки должны быть сделаны всегда и сделаны хорошо). В Древнем  Риме существовала хорошая пословица: «Правосудие должно свершиться, даже если погибнет мир!». Неукоснительное выполнение домашних заданий должно стать привычкой, тогда учебные трудности будут спокойно преодолеваться . Этого можно достичь:

  1. Через отношение к урокам, как к важному и серьёзному делу, которое не должно прерываться ни выносом мусора, ни походом в магазин, ни даже ужином, ни телепередачей. Уроки должны иметь высокий статус.
  2. Путём привития в семье уважения к умственному труду. Здесь большую роль играет личный пример: чтение газет и книг, их обсуждение.
  3. Через чётко установленное время для занятий. Нервно-психологическая организация ребёнка 7-9 лет пластична и довольно хрупка. Неопределённое время порождает состояние дискомфорта и негативного отношения к занятиям. Начальный период – период включения очень сложный, трудный и неприятный. Постоянство времени, отводимого для занятий, в значительной мере способствует тому, чтобы период включения в работу был максимально коротким  и облегчённым. Отсутствие установки вырабатывает реакцию на занятия как на мучения.
  4. Через необходимость постоянного места для выполнения уроков. Это имеет психологическое обоснование. На привычном месте возникает желание приступить к работе и повышается концентрация внимания. Кстати о внимании. Существуют два повода его отвлечения:

- игровой – случайно оказавшаяся на столе машинка или солдатик;

- деловой – заточить карандаш, найти линейку, вставить стержень в ручку…

Чтобы этого избежать, следует ввести чёткое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет к ним отношения, и приготовлено всё, что нужно для работы;

  1. Путём оптимизации общего времени для приготовления уроков. Когда ребёнок работает вполсилы, время выполнения уроков растягивается на 4-5 часов, тогда когда в среднем нужно 4-2,5 часа. Не остаётся времени ни на прогулки, ни на книги, ни на встречи. Эти привычки должны вырабатываться так же, как привычка у малыша чистить зубы.

                              Подводные камни нежелания учиться:

- принуждение, давление, пренебрежение порождают состояние безысходности и ввергают в отчаяние;

- конфликты семейные и с самим школьником;

высмеивание, тыкание, шпыняние порождают «месть» -отказ;

- невнимание к внутреннему миру школьника: его проблемам, победам, неудачам, друзьям и делам. Ему обидно: он отчуждён, так зачем учиться?

Этот материал обобщённый, но вернёмся к вашим детям, вспомним о них, , любимых, и подумаем, как же мы им можем помочь.

                                   ДЕЛОВАЯ ИГРА

 Рядом сидящие, объединитесь в группы по 4-5 человек. Кроме того, необходимо выбрать трёх экспертов. Группы совещаются по 3 минуты, затем высказывают свои мнения и варианты выхода из «трудных» ситуаций. Группа экспертов обобщает  и зачитывает обобщённые ответы.

1. Проблемный аспект:

 Вопрос 1: «Зачем ребёнку учиться?»

(Учиться необходимо, чтобы…)

Вывод: У нас есть цель!

2. Эмоциональный аспект

Вопрос 2: «Мой ребёнок самый замечательный».

(Потому, что…)

Вывод: Мы их любим!

3. Поведенческий аспект

Вопрос 3: «Я тебе помогу».

(Давай сделаем так…)

Вывод: Я знаю как и могу ему помочь!

Вопрос 4: «Почему ребёнок говорит неправду?»

(Потому, что…)

Вопрос 5: «Если ребёнок не ладит с братом или сестрой…»

(Необходимо…)

Заключение. Судя по вашим мнениям и вариантам, вы мудрые – мудрые родители. Дело за малым: воплотить в жизнь то, что вы знаете. Мало дать совет, надо уметь им воспользоваться.

Инструкция

  1. Терпение. Спокойствие. Настойчивость.
  2. Радость от общения. Искренняя заинтересованность делами ребёнка.
  3. Вера в успех ребёнка. От «мы против друг друга» к «мы против  трудностей»

И помните: он ваш! У него, кроме вас, больше никого нет. Берегите его! Помогите ему. Станьте соучастником его образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Закон образования"

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся.  Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обуча...

Родительское собрание "Закон образования"

Статья 43. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся...

Родительское собрание «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках».

Форма: мастерская общенияОбсудить с родителями нужно ли детям дополнительное образование.Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок?Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребе...

Родительское собрание: "Инклюзивное образование"

В презентации представлена анкета и слайды на тему "Инклюзивного образования"....

Родительское собрание "Дополнительное образование как пространство успешной социализации ребенка"

Формы проведения родительского собрания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом....

ПРОТОКОЛ №4 Родительского собрания «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках»

ПРОТОКОЛ №4Родительского собрания«Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках»...