Развитие мелкой моторики
консультация на тему
Консультация для родителей по теме: "Развитие мелкой моторики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики
Учитель-логопед Долганова В.Г.
Очень часто в беседах родители сетуют на то, что не представляют, как именно необходимо заниматься с детьми. Психологи успокаивают: мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Обняли малыша на ночь? Почитали сказку? Показали самолет в небе? Все это заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит – развиваться. Но, конечно, немаловажное значение в деле развития малыша играют и специальные занятия, и среди них на первом месте стоит развитие мелкой моторики рук дошкольников.
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей с задержкой речевого развития почаще играть в пальчиковые игры. Как обычно в домашних условиях мы развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, «Сороку-ворону», перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап и при подготовке к школе, к письму.
Если мы не хотим проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у трехлетки, можно проводить соответствующие развивающие занятия.
Методика мелкой моторики проста. Можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), играть в пальчиковые игры. Например, нежно поглаживая большой пальчик, скажите ему: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Теперь соедините большой пальчик с указательным и произнесите: «С этим пальцем в лес ходил». Прикоснувшись к среднему пальцу, скажите: «С этим пальцем щи варил». Повторив те же действия с оставшимися пальчиками, говорим: «с этим пальцем кашу ел, с этим пальцем песни пел», затем ребенок пробует повторить самостоятельно. Времени это много не занимает, зато польза огромная – ведь таким образом мы развиваем мелкую моторику! Отличная методика мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для ребенка (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся!
А вот еще несколько веселых упражнений:
- «Зайчики» - сжать оба кулачка Зайчик скачет прыг, да скок
вытягивают указательный и на зеленый, на лужок,
средний пальцы вверх как ушки. Травку кушает, молча слушает.
- «Цветок» - соединить ладони в На окне в горшочках
области запястья пальцы сопри- Поднялись цветочки,
касаются подушечками «Бутон», К солнцу потянулись,
раскрываются «цветок расцвел» Солнцу улыбнулись.
- «Человечки» - сжать оба кулач- Аты-баты, аты-баты
ка, вытягивают указательный по дороге шли солдаты.
и средний пальцы делая ими шаги.
- «Замок» - сплести пальцы, соеди- Ах как крепок наш замок,
нить ладони, стиснув их как мож- не пускает на порог.
но сильней.
- «Забор» - сплести пальцы, вытян- Попасть во двор
ув ладони в сторону. Не позволит нам забор.
- «Солнышко» - соединить ладони в Солнышко, солнышко золотое
донышко
области запястья, ладони раскрыть, Гори, гори ясно, чтобы не
пальчики вытянуть в виде «лучей» погасло
- «Комарик» - руки (поочередно) Ты комар над ушком не звени,
сжимают в кулачок, вытягивают Ночью наших деток не буди.
вверх указательный палец и со-
вершают им вращательные дви-
жжения.
- «Очки» - соединить большой и Чтоб могла нам бабушка
указательный пальцы обеих Книжку почитать,
рук, подняв остальные вверх, Ей очки придется надевать.
приставить к глазам
- «Бинокль» - соединить большой Наш отважный капитан,
и указательный пальцы обеих покорит и океан.
рук, остальные плотно к ним
прижать.
Важно не забывать, что развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".
«Согласно проведенным учеными исследованиям и наблюдениям, стало известно, что систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»
Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....