Педагогическая мастерская для родителей
материал (9 класс) по теме
Выявляем профессиональные склонности подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_masterskaya_dlya_roditeley_9_kl._vyyavlyaem_professionalnye_sklonnosti_podrostka.docx | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская
«Выявляем профессиональные склонности подростка»
(для родителей учащихся девятых классов)
Цель: определить вместе с родителями способы выявления профессиональных склонностей подростков.
Задачи:
- проанализировать вместе с родителями профессиональные интересы, склонности, направленность ребёнка;
- совместно с родителями найти способы помощи детям в профориентации.
Категория участников: педагог (возможно совместно с педагогом-психологом), родители.
Этапы
- Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы
- Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде упражнений, игр, дискуссии.
- Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Предварительная работа:
анкетирование учащихся (Приложение 1)
Материалы и оборудование:
- Стулья (расставленные по кругу)
- Доска и мел
- Несколько ватманов и фломастеры
- Памятки для родителей (Приложение 2)
Ход собрания:
- Вступительное слово педагога. «Уважаемые родители, мы собрались в этой педагогической мастерской для того, чтобы вместе ответить на вопрос: как выявить профессиональные склонности ребёнка и помочь ему в дальнейшем выбрать подходящую профессию?
- Упражнение «Приятно познакомиться»
Участники, сидя в кругу, по очереди называют свою профессию соседу слева (например, «я врач»), тот в свою очередь отвечает фразой «Приятно познакомиться» и сообщает кто он по профессии своему соседу слева и т.д.
- Сообщение о результатах тестирования детей. Педагог в индивидуальной форме сообщает результаты теста «Определение профессиональных склонностей».
- Мини-лекция «Выбор профессии» (психолого-педагогическое просвещение родителей).
Главные факторы профессионального самоопределения подростка – его интересы, склонности, способности. Отсутствие выраженных интересов и склонностей влечет за собой затягивание и откладывание профессионального самоопределения подростков. Их выбор часто оказывается случайным, не соответствующим внутренним потребностям, совершенным под влиянием внешних обстоятельств или как попытка подражания родителям, сверстникам. Это ведет к неудовлетворенности избранной профессией и в дальнейшем – к смене профессиональной деятельности.
При выборе профессии важно сочетание содержательных (интерес к профессии) и адаптивных (престижность профессии, заработная плата и т.д.) мотивов.
Часто интерес формируется под влиянием ситуации при наличии соответствующих внутренних установок личности.
Особую роль в формировании и развитии интересов играют учебная деятельность, а также занятия различными видами внешкольной и внеклассной работы. Однако, раннее выявление профессиональных интересов и склонностей не гарантирует успешности профессионального самоопределения. За содержательной стороной будущей профессии подросток часто не видит реальных условий, в которых протекает избранная им деятельность. Увлекаясь самим процессом труда, забывает, например, о том, что моряки очень подолгу не бывают дома, работа врача связана с ненормированным рабочим днем, работники из сферы обслуживания должны не только хорошо делать свое дело, но и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
- Игра «Интересы моего ребёнка» (осознание родителями многообразия интересов своих детей).
Родители, передавая друг другу мяч, называют интересы своего ребёнка, которые возникали в разные периоды его детства. Необходимо, чтобы у каждого участника была возможность назвать несколько интересов и увлечений ребёнка (как можно больше).
Обсуждение:
- Какие эмоции у вас возникли в ходе игры?
- Можете ли вы использовать свои знания об интересах ребёнка для помощи в профессиональном самоопределении?
- Упражнение «Способы выявления профессиональных склонностей» (поиск решения проблемы)
Участники делятся на несколько групп (в одной группе должно быть 4 – 5 человек).
Каждой группе выдаётся по ватману, на котором участники записывают способы выявления профессиональных склонностей, используя информацию, полученную на собрании.
Затем каждая группа презентует свой список.
- Подведение итогов.
Родители делятся своими впечатлениями, эмоциями. Предлагается ответить на вопросы:
- Насколько полезной была полученная информация?
- Как вы будете применять эту информацию?
По окончании собрания родителям раздаются памятки (Приложение 2)
Источники:
Приложение 1
Опросник «Определение профессиональных склонностей»
(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.
После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка результатов.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Бланк ответов «Профессиональные склонности»
Класс : _________________ Фамилия Имя : __________________________________
| I | II | III | IV | V | VI |
1 | а |
|
| б |
| в |
2 |
| а |
| б | в |
|
3 | а | б |
| в |
|
|
4 |
|
| а |
| б | в |
5 | а | б | в |
|
|
|
6 | а | б |
|
|
| в |
7 |
| а | б | в |
|
|
8 | а |
|
|
| б | в |
9 |
| а |
| б | в |
|
10 |
|
|
| а | б | в |
11 | а | б | в |
|
|
|
12 |
|
| а | б | в |
|
13 | а |
|
|
| б | в |
14 |
| а |
| б | в |
|
15 | а |
| б |
| в |
|
16 | а |
| б |
|
| в |
17 |
|
|
| а | б | в |
18 | а | б | в |
|
|
|
19 |
|
| а |
| б | в |
20 | а |
| б |
|
| в |
21 |
| а | б | в |
|
|
22 |
| а | б | в |
|
|
23 |
| а |
| б |
| в |
24 | а |
|
|
| б | в |
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Памятка родителей по выбору ребёнком будущей профессии
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)
Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...
Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".
Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...
Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет
Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Педагогическая мастерская для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».
Педагогическая мастерская для родителей «Поощрение и наказание детей в семье». Цель: формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и нака...
«Софизмы в математике» Педагогическая мастерская Сапрыкина М.Ю. ГОУ № 177 Педагогическая мастерская как разновидность проблемного метода обучения
Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобре...