Для родителей 1 класс
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей 1 класса
Учитель-дефектолог! Кто он? Чем занимается? Такие вопросы часто задают родители. Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Учитель - дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами учитель-дефектолог в узком смысле - это коррекционный педагог.
Каким категориям детей необходимы занятия с учителем - дефектологом?
1. Дети с нарушением интеллекта;
2.Дети с задержкой речевого развития;
3.Дети с задержкой психомоторного развития;
4.Дети с сенсорными нарушениями (слуха и зрения);
Ставят диагнозы врачи из медико-психолого-педагогической комиссии, а дефектологи определяют пути, средства, методы, приемы развития ребенка. Вместе с тем дефектолог может определить речевое недоразвитие (или какие-то другие нарушения) и предложить мероприятия по его преодолению.
Мифы о работе дефектолога: Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка. Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.
Рекомендации дефектолога родителям
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
8. Если ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин мяч», «Круглый мяч» и т.д.
10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Советы родителям:
1) не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам;
2) самостоятельно не учите читать детей, не зная прогрессивных методик;
3) помните, если ваш ребенок особенный, и вы заинтересованы в его развитии, тогда помощь учителя – дефектолога позволит вашему ребенку адаптироваться в социальной, учебной, бытовой среде и максимально компенсировать отклонения в развитии.
Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия?
Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед работает с детьми, которые имеют проблемы с речью ( устной и письменной) , произношением, т.е. ставит звуки, которые дети не произносят или произносят неправильно. Вместе с постановкой звуков логопед занимается еще и всесторонним развитием ребенка. Это, прежде всего, развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления.Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
При каких симптомах нужно обращаться к логопеду:
- если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издает забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду примерно в 1 год.
- если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно — в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.
- если ребенок в 1,5-3 года «все понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» ; не ждите пока «сам заговорит», лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия.
- если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» — это может быть не «баловство», а серьезное речевое нарушение.
- если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, т. е. искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками» в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.
- если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом – после второй учебной четверти сходите к школьному логопеду: возможно, у ребенка логопедические или психологические проблемы.
- если у ребенка после какой-либо травмы (падение, ушиб,«легкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом — пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек — проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, т.к, это могут быть симптомы серьезной черепно-мозговой травмы и афазия…
В целом, в логопедии действует правило: чем раньше начать лечение, тем меньше проблем будет в будущем.
Самый ответственный период становления речи — от 2,5 до 5 лет. Многие родители задаются вопросом, стоит ли показывать малыша логопеду? Определить, все ли в порядке, может только специалист, поэтому лучше посетить логопеда в 3 года всем. Логопед не только исправляет дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, развить умение связно составлять рассказ, подготовить ребенка к усвоению грамоты для предстоящего обучения в школе.
Начиная с 3-х лет необходимо хотя бы один раз в год проходить профилактический осмотр у логопеда. Кстати, если ребенок ходит в сад, то логопед осматривает детей каждый год вместе с другими врачами. И вы можете поинтересоваться у воспитателей, что логопед записал в медицинской карте. Если у вас домашний ребенок, сходите в поликлинику к логопеду самостоятельно.
На что обратить внимание у своего ребенка:
-если в 3-3,5 года:
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова;
или Вы совсем не понимаете его речь
(при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
-если в 4 года:
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй
(при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
-если в 5-6 лет:
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
15 советов родителям по развитию речи ребенка
♦ СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.
♦ СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).
♦ СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
♦ СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.
♦ СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.
♦ СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.
♦ СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.
♦ СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
♦ СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональноепересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).
♦ СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.
♦ СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.
♦ СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.
♦ СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
♦ СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
♦ СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
1. С первых проявлений речи (в 2-3 месяца), необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка.
2. Следует поддерживать появляющийся у ребенка лепет. Родители могут разговаривать с ребёнком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им.
3. К шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др.
4. С семи до десяти месяцев следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка.
5. С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие (например, деревянные бусы) Можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: «Дай игрушку! «Садись!» и т.д.
6. При разговоре с ребёнком необходимо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит.
7. Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: «Это что? Это собачка – «ав-ав». Дай собачку!» и т.д. То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных. Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания.
8. После двух лет следует отучать ребёнка пользоваться «детскими» словами, желательно употреблять обычные: кошка, корова, собака и т. д., помогать ему вместо жестов пользоваться словами. В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов.
9. Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать.
10. Инсценирование сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.
Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей - является тесное взаимодействие специалистов и родителей. Чем теснее будут взаимодействовать родители, дефектолог и логопед, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Нет одинаковых детей, поэтому и задания очень индивидуальны. Не списывайте чужих заданий!
- Хвалите за старание, а не за результат.
- Не уставайте напоминать ребенку, чтобы он правильно произносил звуки, которые может.
- Не ставьте в пример своему ребенку других детей: их достижения могли им ничего не стоить.
-Каждый ребенок имеет право на свой темп развития. Только не дайте ему потерять веру в себя.
Ребенок – это личность и необходимо уважать и любить его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.
Помните! Ребенок поступает, делает, так как он видит! А не так как он слышит.
И сколько бы вы ему не говорили что это или то..., делать надо так...,
он будет делать так, как делаете это вы...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие «Я -ПЕШЕХОД» с участием родителей класса
Тематическое занятие «Я -ПЕШЕХОД» с участием родителей класса. Данное занятие предназначено для более ответственного подхода взрослых к воспитанию детей. Ведь первостепенная задача - ...
План работы с родителями класса на 2017-2018 учебный год
План работы с родителями класса на 2017-2018 учебный год....
План работы с родителями класса
План работы с родителям класса на учебный год...
Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса
В статье рассказываю о том, какие формы организации совместной деятельности с родителями и детьми использую в своей работе как классный руководитель....
статья "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"
Статья содержит описание новых форм организации совместной деятельности детей и родителей класса....
Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса".
Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"....
Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса
В статье рассмотрены формы организации совместной деятельности обучающихся и их родителей...