Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса
статья

Ирина Гладышева

В статье рассмотрены формы организации совместной деятельности обучающихся и их родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса

Отличительной чертой Российской школы всегда была тесная взаимосвязь образования и воспитания. Нет сомнения, что необходимо дать детям знания, но не менее важно создавать условия для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной личности; личности духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях. Школа должна способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, страны; формировать общечеловеческие нормы гражданской морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения.

Роль классного руководителя в деле воспитания трудно переоценить. Именно он занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

По моему мнению, у классного руководителя есть две основные задачи:

1) создать условия для формирования классного коллектива (учить детей работать в команде);

2) создать пространство, где комфортно каждому ученику (учить детей принимать друг друга, помогать, поддерживать).

Высшей целью для себя я считаю создание классной семьи.

Но членами классного коллектива являются не только ученики и классный руководитель, но и родители учеников.

Задача классного руководителя - выстроить конструктивные взаимоотношения с родителями, чтобы вовлечь их в классную жизнь.

К сожалению, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

И если в начальной школе большинство родителей хотят взаимодействовать со школой, легко идут на контакт, активно участвуют в жизни ребенка, то уже в средней школе классный руководитель сталкивается с тем, что родители не проявляют такого желания помогать классному руководителю, как это бывает в начальных классах.

Для того, чтобы родители захотели принимать участие в классной и школьной жизни, классный руководитель должен проводить целенаправленную системную работу.

Прежде всего классному руководителю необходимо изучить семьи, с которыми он работает. Это возможно сделать с помощью анкетирования, индивидуальных бесед.

Классный руководитель помогает родителям получить недостающие знания по вопросам воспитания. Для этого на родительские собрания приглашаются такие специалисты, как врачи, психологи.

К сожалению, многие родители не любят родительские собрания, так как как часто слышат там негативные отзывы о своём ребёнке или о проблемах чужих детей.  Им скучно и неинтересно.  Поэтому я стараюсь сделать родительские собрания такими, чтобы родители получали возможность знакомиться с жизнью класса: демонстрирую фото, видео, рассказываю о совместных мероприятиях.  Мы обсуждаем то, что касается всех. Все спорные вопросы решаем индивидуально. Современные способы связи (например, группа родителей класса в Вайбере) помогают оперативно информировать родителей обо всех классных делах.

         Когда родители понимают, что школа - это место, где хорошо и интересно детям, легче организовать совместную деятельность детей и их родителей.

         В процессе учебы мы часто привлекаем родителей к проведению классных часов.  Популярны такие классные часы, как “Что значит быть женщиной?” или “Настоящий мужчина. Какой он?” Родители проводят и классные часы, посвященные выбору профессии.

В пятых-шестых классах мы приглашаем родителей на чаепития, посвященные празднованию Нового года и 8 марта. Иногда родители являются зрителями, чаще участниками.

         В седьмых-восьмых классах мы проводим совместные интеллектуальные игры, где ученики и родители являются членами команд. Очень популярна среди моих учеников игра “Счастливый случай”.

          Всегда с интересом проходят спортивные мероприятия, где участвуют дети и родители. Это и традиционные соревнования “Мама, папа, я - спортивная семья”, и “Кросс наций”.

В нашей школе традиционно проводятся Рождественские и Пасхальные благотворительные ярмарки, в которых дети принимают участие вместе с родителями.  Семьи имеют возможность продемонстрировать свои хобби, продать изделия, изготовленные вместе, на ярмарке А деньги идут на помощь нашим подшефным детям с особыми возможностями здоровья.

         Мы привлекаем родителей к подготовке учеников к конкурсам. Когда мы с классом участвовали в патриотической программе “Полный вперёд”, родители оказали нам необходимую помощь.  Папы-военные учили ребят маршировать, выполнять перестроения. Нередко мы занимались по выходным или по вечерам.

         Родители нашей школы и класса участвует в социальных ученических проектах. Когда ученицы нашего класса организовывали и проводили вечер встречи выпускников, родители, которые сами являлись выпускниками нашей школы, оказали неоценимую помощь для реализации этого проекта.

         Ежегодно в нашей школе проводятся акция “Сдай макулатуру, Спаси дерево!”, которая объединяет родителей и детей. Классы целый год собирают макулатуру, соревнуются между собой.

         Кроме того, в школе проводятся недели добра. Дети совместно с родителями покупают корм для животных из приюта, приносят кабачки и тыквы со своих участков для помощи животным из зоопарка.

С учениками мы очень любим изучать историю родного края, знакомиться с достопримечательностями.  Родители всегда сопровождает нас в этих поездках, часто помогают в организации экскурсий.

Большое воспитательное значение имеет совместное участие в акции Бессмертный полк, когда дети вместе с родителями шествуют с фотографиями своих дедов и прадедов. Это позволяет прочувствовать связь поколений, укрепить взаимоотношения в семье.

Дистанционное обучение, связанное с пандемией коронавируса, оказалось новым вызовом при организации совместной работы детей и их родителей. Ограничения очного общения открыли для нас новые возможности. Мы проводили совместные классные собрания родителей и обучающихся в режиме онлайн. На платформе Дискорд мы провели традиционную совместную игру “Мы помним” Мы гордимся!”, посвященную Великой Отечественной войне.

Подводя итог, хочется сказать, что работа по организации совместной деятельности детей и родителей класса крайне важна. Существует немало форм организации такой работы. Важно грамотно сочетать традиционные, проверенные временем, и новые формы работы.

Многое зависит от позиции классного руководителя, от его умения создать такую среду, где будет комфортно и ученикам, и их родителям. Когда родители видят, что в классе создаются условия для формирования дружного классного коллектива, они всегда готовы оказывать содействие классному руководителю и принимать активное участие в жизни класса и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей."

Статья по итогам совместного занятия детей и родителей в студии мультипликации "Капитошка"...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Творческая мастерская»

Иногда взрослые ломают голову: чем же заняться с ребенком? Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут, рассчитанный на возраст 5 -7 лет, который поможет Вам ответить на этот вопрос. Ответом мож...

Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса

В статье рассказываю о том, какие формы организации  совместной деятельности с родителями и детьми  использую в своей работе как классный руководитель....

статья "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"

Статья содержит описание новых форм  организации совместной деятельности детей и родителей класса....

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса".

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"....

Практика организации совместной деятельности детей и взрослых в условиях культурно – просветительского пространства "Природа и экология Енисейской Сибири"

Практика организации совместной деятельности детей ивзрослых в условиях культурно – просветительскогопространства"Природа и экология Енисейской Сибири"...