сценарий родительского собрания
методическая разработка на тему

Бывальцева Светлана Эдуардовна

Просвещение родителей по психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_roditelskogo_sobraniya.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания

Тема: «Стили семейного воспитания»

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности  ребенка.

Задачи:

  •  информировать родителей о существующих стилях воспитания;
  • показать родителям важность и значимость семейного воспитания;
  • способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями;
  • содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;
  • организовать творческое и активное участие родителей в работе группы;
  • помочь родителям  определить  свой  стиль воспитания детей в семье;
  • дать практические рекомендации по воспитанию детей.

Предварительная подготовка:

  • Подготовка презентации «Стили семейного воспитания».
  • Анкеты для родителей (Приложение 1).
  • Встреча проходит в классе.
  • Столы расставлены полукругом для работы в группах.
  • Для каждой группы на столе раздаточный материал: бумага А4.

 Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Стили семейного воспитания»,бланки анкет для родителей,  бумага А4.

Тип родительского собрания:

Тематическое родительское собрание - практикум  с мультимедийным сопровождением.

Участники: социальный педагог, родители, классный руководитель.

Ход собрания:

Этапы  собрания

Ход собрания

1.Организационный этап:

- вступительное слово  социального педагога;

- сообщение темы, цели собрания;

-включение родителей в деятельность;

2 этап

Основной

1.Анкетирование родителей

(Приложение 1)

2.Упражнение-энергизатор (деление на группы)

3. Знакомство со стилями семейного воспитания.

Характеристика стилей семейного воспитания. Мини-лекция.

Добрый вечер, уважаемые родители.

Тема нашего собрания «Стили семейного воспитания» (Слайд 1).

Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении  задач воспитания. Родители и педагоги воспитывают одних и тех же детей. Результат деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Все родители воспитывают в меру своего понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Тема сегодняшнего собрания поможет понять, что семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений детей. Чем лучше будут родители понимать, кого они хотят воспитать и как это сделать, тем успешнее будет их воспитательная деятельность.

Мы с вами познакомимся с видами  семейного воспитания, поработаем в группах; попробуем проверить себя на знание стилей семейного воспитания,  проведя анкетирование, а значит, определим, какие стили семейного воспитания преобладают в вашем родительском коллективе.

Итак, на столе у вас лежат бланки анкет.  Прошу вас ответить на вопросы. Далее подсчитать количество ответов, которых у вас получилось больше «а», «б» или «в»,  и ознакомиться с результатами, которые приведены ниже.  

Время для работы 5 минут.

К анкетам мы еще  вернемся, а сейчас хотелось бы немного с вами поиграть. Попрошу всех встать и образовать круг.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Пираты» (Приложение 2).

(В ходе игры участники разбиваются на группы, в которых они впоследствии будут работать).

Попрошу всех занять места согласно образовавшихся групп.

Стиль семейного воспитания – это определенный тип поведения родителя со своим ребенком, от которого зависит не только то, каким вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и  родителя спустя несколько лет. (Слайд 2)

Выделяют несколько типов воспитания. Основные из них: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический, опекающий. Стиль семейного воспитания играет огромную роль на становление самооценки и характера ребенка. (Слайд 3)

Рассмотрим кратко каждый стиль воспитания.

Демократический стиль. Девиз этого стиля воспитания: «Вместе». Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива. Особенности воспитания  демократического стиля: учет возрастных  особенностей, потребностей  нужд; взаимная забота и ответственность; равноправие; учет интересов и желаний;  поддержка и помощь.

Формирующиеся черты характера ребенка: доброжелательность, открытость, инициативность, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие. (Слайд 4)

Авторитарный стиль.

Девиз этого стиля воспитания: «Делай, как сказано». Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, Золушка, паинька. Особенности авторитарного стиля воспитания: ограничение свободы выбора, самостоятельности; жесткая система запретов, санкций, наказаний; игнорирование нужд, желаний, потребностей; высокие требования, много обязанностей, отсутствие поддержки; деспотизм, тирания, эмоциональное отвержение.

Формирующиеся черты характера: тревога, одиночество, комплексы неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, мстительность, агрессивность, обида, озлобленность. (Слайд 5)

Стиль воспитательных отношений: Гиперопека.

Девиз этого стиля воспитания: «Вместо». Роль ребенка в семье: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный.

Особенности воспитания: освобождение от трудностей и неприятных обязанностей; покровительство; преувеличение талантов и способностей; не регламентируется поведение; удовлетворение прихотей.

Формирующиеся черты характера: иждивенчество, нетребовательны к себе, капризность, нерешительность, безынициативность, эгоцентризм, агрессивность, жесткость. (Слайд 6)

 Стиль воспитательных отношений: Гипоопека.

Девиз этого стиля воспитания: «Живи, как хочешь». Роль ребенка в семье: козел отпущения, путающийся под ногами, беспризорник.

Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике;  вседозволенность или жесткие требования; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; упреки во всех своих бедах.

Формирующиеся черты характера: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий, грубость, гневность, агрессивность, мстительность,  отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость. (Слайд 7)

Хаотический стиль воспитания: Девиз этого стиля воспитания: «После меня хоть потоп». Роль ребенка в семье: козел отпущения, шестерка, беспризорник.

Особенности воспитания: отсутствие единого подхода к воспитанию ребенка; вседозволенность или жесткие требования; противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств; не регламентируется поведение ребенка; отсутствие конкретных требований к ребенку.

Формирующиеся черты характера: нет самоконтроля, чувства ответственности за себя и других людей, импульсивность, агрессия, тревожность, неуправляемость, неуверенность в себе. (Слайд 8)

Прослушав краткую характеристику стилей воспитания, ознакомившись с результатами анкет, вы, наверно, поняли, что в вашей семье  все стили имеют место быть, либо у вас индивидуальный стиль.  В чистом виде тот или  иной стиль воспитания встречается очень редко.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей.

3 этап

Закрепление полученных знаний

Игра-методика «Делаем ворон»

Сейчас мы поиграем в игру, чтобы закрепить ту информацию, которую вы услышали. Каждая образовавшаяся группа – это семья.   Нужно выбрать главу семьи. Главы семей вместе с ведущим выходят из комнаты, где им дается задание. Задание: каждая семья делает из бумаги ворон. Первому главе нужно подбадривать всех членов семьи, поддерживать, говорить, какой ты молодец, у тебя все хорошо получается. Второй глава, наоборот, должен постоянно упрекать своих членов семьи, указывать на недостатки, говорить, что ты ничего не умеешь, не так делаешь, у тебя плохо получается. А третий глава, дав задание, «умывает руки», ничем не помогает, не подбадривает.

После того, как группы выполнят задание, выбираем самую лучшую ворону.

Затем происходит обсуждение: что чувствовал каждый член семьи, когда выполнял работу? Было ли ему комфортно?  Что мешало выполнять задание?

Какой стиль воспитательных отношений был в каждой группе?

Участники игры  подводят итог:  ребенку  будет комфортно в той семье, где придерживаются девиза «Вместе», т.е. в семье с демократическим стилем воспитания.  

4 Заключительный этап

Каждый родитель желает  вырастить своего ребенка счастливым, здоровым, успешным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей.

Оттого, какой стиль воспитания выберут мама и папа, зависит характер ребенка, его уверенность в себе и будущие успехи.

Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Вы всегда можете обратиться к нам за помощью, за советом. Мы - школа, учителя тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью.

Закончить свое выступление хочу словами Э. Эриксона: «Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился,  и отменить эффект прошлого опыта невозможно». (Слайд 9)

Рефлексия

-Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

- Что было самым неожиданным?

- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил.
  2. ДереклееваН.И. Родительские собрания 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,252с.-Педагогика. Психология. Управление
  3. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003.
  4. https://my.1september.ru/university/module/
  5.  http://festival.1september.ru/articles/515683/
  6. http://easyen.ru/load/kl_ruk/roditelskie_sobranija/5_stilej_semejnogo_vospitanija/231-1-0-6869
  7. Развитие теории личности Э.Эриксона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания.

1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...

Сценарий родительского собрания

Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...

Сценарий родительского собрания по профориентации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?»       « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...

Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"

Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...