сценарий родительского собрания
методическая разработка на тему
Просвещение родителей по психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_roditelskogo_sobraniya.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка родительского собрания
Тема: «Стили семейного воспитания»
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Задачи:
- информировать родителей о существующих стилях воспитания;
- показать родителям важность и значимость семейного воспитания;
- способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями;
- содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;
- организовать творческое и активное участие родителей в работе группы;
- помочь родителям определить свой стиль воспитания детей в семье;
- дать практические рекомендации по воспитанию детей.
Предварительная подготовка:
- Подготовка презентации «Стили семейного воспитания».
- Анкеты для родителей (Приложение 1).
- Встреча проходит в классе.
- Столы расставлены полукругом для работы в группах.
- Для каждой группы на столе раздаточный материал: бумага А4.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Стили семейного воспитания»,бланки анкет для родителей, бумага А4.
Тип родительского собрания:
Тематическое родительское собрание - практикум с мультимедийным сопровождением.
Участники: социальный педагог, родители, классный руководитель.
Ход собрания:
Этапы собрания | Ход собрания |
1.Организационный этап: - вступительное слово социального педагога; - сообщение темы, цели собрания; -включение родителей в деятельность; 2 этап Основной 1.Анкетирование родителей (Приложение 1) 2.Упражнение-энергизатор (деление на группы) 3. Знакомство со стилями семейного воспитания. Характеристика стилей семейного воспитания. Мини-лекция. | Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашего собрания «Стили семейного воспитания» (Слайд 1). Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Родители и педагоги воспитывают одних и тех же детей. Результат деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Все родители воспитывают в меру своего понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Тема сегодняшнего собрания поможет понять, что семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений детей. Чем лучше будут родители понимать, кого они хотят воспитать и как это сделать, тем успешнее будет их воспитательная деятельность. Мы с вами познакомимся с видами семейного воспитания, поработаем в группах; попробуем проверить себя на знание стилей семейного воспитания, проведя анкетирование, а значит, определим, какие стили семейного воспитания преобладают в вашем родительском коллективе. Итак, на столе у вас лежат бланки анкет. Прошу вас ответить на вопросы. Далее подсчитать количество ответов, которых у вас получилось больше «а», «б» или «в», и ознакомиться с результатами, которые приведены ниже. Время для работы 5 минут. К анкетам мы еще вернемся, а сейчас хотелось бы немного с вами поиграть. Попрошу всех встать и образовать круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Пираты» (Приложение 2). (В ходе игры участники разбиваются на группы, в которых они впоследствии будут работать). Попрошу всех занять места согласно образовавшихся групп. Стиль семейного воспитания – это определенный тип поведения родителя со своим ребенком, от которого зависит не только то, каким вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и родителя спустя несколько лет. (Слайд 2) Выделяют несколько типов воспитания. Основные из них: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический, опекающий. Стиль семейного воспитания играет огромную роль на становление самооценки и характера ребенка. (Слайд 3) Рассмотрим кратко каждый стиль воспитания. Демократический стиль. Девиз этого стиля воспитания: «Вместе». Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива. Особенности воспитания демократического стиля: учет возрастных особенностей, потребностей нужд; взаимная забота и ответственность; равноправие; учет интересов и желаний; поддержка и помощь. Формирующиеся черты характера ребенка: доброжелательность, открытость, инициативность, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие. (Слайд 4) Авторитарный стиль. Девиз этого стиля воспитания: «Делай, как сказано». Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, Золушка, паинька. Особенности авторитарного стиля воспитания: ограничение свободы выбора, самостоятельности; жесткая система запретов, санкций, наказаний; игнорирование нужд, желаний, потребностей; высокие требования, много обязанностей, отсутствие поддержки; деспотизм, тирания, эмоциональное отвержение. Формирующиеся черты характера: тревога, одиночество, комплексы неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, мстительность, агрессивность, обида, озлобленность. (Слайд 5) Стиль воспитательных отношений: Гиперопека. Девиз этого стиля воспитания: «Вместо». Роль ребенка в семье: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный. Особенности воспитания: освобождение от трудностей и неприятных обязанностей; покровительство; преувеличение талантов и способностей; не регламентируется поведение; удовлетворение прихотей. Формирующиеся черты характера: иждивенчество, нетребовательны к себе, капризность, нерешительность, безынициативность, эгоцентризм, агрессивность, жесткость. (Слайд 6) Стиль воспитательных отношений: Гипоопека. Девиз этого стиля воспитания: «Живи, как хочешь». Роль ребенка в семье: козел отпущения, путающийся под ногами, беспризорник. Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике; вседозволенность или жесткие требования; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; упреки во всех своих бедах. Формирующиеся черты характера: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий, грубость, гневность, агрессивность, мстительность, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость. (Слайд 7) Хаотический стиль воспитания: Девиз этого стиля воспитания: «После меня хоть потоп». Роль ребенка в семье: козел отпущения, шестерка, беспризорник. Особенности воспитания: отсутствие единого подхода к воспитанию ребенка; вседозволенность или жесткие требования; противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств; не регламентируется поведение ребенка; отсутствие конкретных требований к ребенку. Формирующиеся черты характера: нет самоконтроля, чувства ответственности за себя и других людей, импульсивность, агрессия, тревожность, неуправляемость, неуверенность в себе. (Слайд 8) Прослушав краткую характеристику стилей воспитания, ознакомившись с результатами анкет, вы, наверно, поняли, что в вашей семье все стили имеют место быть, либо у вас индивидуальный стиль. В чистом виде тот или иной стиль воспитания встречается очень редко. Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. |
3 этап Закрепление полученных знаний Игра-методика «Делаем ворон» | Сейчас мы поиграем в игру, чтобы закрепить ту информацию, которую вы услышали. Каждая образовавшаяся группа – это семья. Нужно выбрать главу семьи. Главы семей вместе с ведущим выходят из комнаты, где им дается задание. Задание: каждая семья делает из бумаги ворон. Первому главе нужно подбадривать всех членов семьи, поддерживать, говорить, какой ты молодец, у тебя все хорошо получается. Второй глава, наоборот, должен постоянно упрекать своих членов семьи, указывать на недостатки, говорить, что ты ничего не умеешь, не так делаешь, у тебя плохо получается. А третий глава, дав задание, «умывает руки», ничем не помогает, не подбадривает. После того, как группы выполнят задание, выбираем самую лучшую ворону. Затем происходит обсуждение: что чувствовал каждый член семьи, когда выполнял работу? Было ли ему комфортно? Что мешало выполнять задание? Какой стиль воспитательных отношений был в каждой группе? Участники игры подводят итог: ребенку будет комфортно в той семье, где придерживаются девиза «Вместе», т.е. в семье с демократическим стилем воспитания. |
4 Заключительный этап | Каждый родитель желает вырастить своего ребенка счастливым, здоровым, успешным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Оттого, какой стиль воспитания выберут мама и папа, зависит характер ребенка, его уверенность в себе и будущие успехи. Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Вы всегда можете обратиться к нам за помощью, за советом. Мы - школа, учителя тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Закончить свое выступление хочу словами Э. Эриксона: «Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл. Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и отменить эффект прошлого опыта невозможно». (Слайд 9) |
Рефлексия | -Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня? - Что было самым неожиданным? - Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи? |
Список литературы:
- Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил.
- ДереклееваН.И. Родительские собрания 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,252с.-Педагогика. Психология. Управление
- Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003.
- https://my.1september.ru/university/module/
- http://festival.1september.ru/articles/515683/
- http://easyen.ru/load/kl_ruk/roditelskie_sobranija/5_stilej_semejnogo_vospitanija/231-1-0-6869
- Развитие теории личности Э.Эриксона
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания.
1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...
Сценарий родительского собрания
Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...
Сценарий родительского собрания по профориентации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?» « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...
Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"
Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...