Организация помощи родителям в Центре диагностики и консультирования
статья на тему
Статья о том, какую помощь могут оказать специалисты Центра родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_pomoshchi_roditelyam_v_tsentre_diagnostiki_i_konsultirovaniya.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация помощи родителям в Центре диагностики и консультирования
Бакулина Ирина Владимировна,
учитель-дефектолог
Семья для ребенка является первым и главным социальным институтом. Полноценное участие родителей в жизни малыша помогает им:
-преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
-относиться к ребенку как к равному;
-понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сделал сегодня хуже, чем вчера, нужно радоваться его успехам и поддержать в случае неудачи;
-знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
-проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
-установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Работа специалистов Центра диагностики и консультирования учреждения направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации воспитательной и обучающей работы с ребенком. Высокий уровень содержания работы соответствует достижениям современной педагогической науки. Но помощь будет тем продуктивнее, чем активней в ней участвуют родители. Поэтому специалисты Центра стараются подвести их к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, т.к. развитие и коррекция личностных качеств ребенка невозможны без изменений его взаимодействий со взрослыми в семье.
Организация помощи родителям или лицам, их заменяющим, в Центре диагностики и консультирования проводится в двух направлениях:
-первое – изучение индивидуальных особенностей ребенка в целях разработки индивидуальной программы для проведения педагогической работы с ребенком и с последующим включением в этот процесс родителей;
-второе - психолого-педагогическая поддержка самих родителей.
ЦДК ставит перед собой основную цель работы с семьей - включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка, становление их полноправными участниками образовательного процесса.
Главной задачей работы специалистов нашего учреждения является изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для нормализации его эмоционального и психического состояния.
В ходе образовательного процесса также выделяются следующие конкретные задачи:
-выявление позиции родителей по отношению к ребенку (принятие – отторжение), способов взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные – неадекватные);
-оказание педагогической помощи родителям;
-оказание психологической помощи в разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;
-повышение уровня компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;
-обоснование педагогического прогноза;
-определение типа образовательного дошкольного и школьного учреждения;
-разработка индивидуального образовательного маршрута.
В настоящее время специалисты Центра используют следующие психолого-педагогические формы работы с родителями:
-консультативно-рекомендательную;
-лекционно-просветительную.
После первичного психолого-медико-педагогического обследования с участием дефектолога, логопеда, психолога, врача – детского психиатра для родителей проводится консультация, где они получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможностей их обучения, а также рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.
На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей. В ходе лекций они получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы.
В ближайшей перспективе при Центре планируется открытие групп кратковременного пребывания детей с ОВЗ, не имеющих возможности посещать детский сад. (ГКП). В таких группах будут созданы специальные условия для формирования возрастных психологических новообразований, ведущей деятельности, коррекция и предупреждение отклонений в развитии ребенка. К таким специальным условиям относятся:
-адекватные способы общения взрослых с ребенком;
-предметно-развивающая среда;
-материально-техническое оснащение;
-разработка индивидуальной программы обучения и развития.
В связи с этим расширятся виды оказываемой специалистами помощи родителям. Центр предлагает:
-практические занятия для родителей;
-организацию «круглых столов», родительских собраний;
-детские утренники и праздники, мероприятия с участием родителей.
На практических занятиях родители получат знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности, подготовки руки к письму и т.д.
Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, проблемах, об опыте воспитания в семье, семейных традициях… Во время таких встреч родители смогут получить полезную информацию, а также обозначить круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы. Беседы могут проводиться и на индивидуальных занятиях и, как правило, носят личный характер. Специалист выслушает маму, ее семейные проблемы, предложит варианты разрешения некоторых проблем. Здесь обязательна встреча с психологом.
Совместные мероприятия и праздники помогут сформировать у родителей потребность общения с ребенком, чувствительность по отношению к нему. У родителей формируется адекватная позиция взрослого по отношению к ребенку, умение решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия, эмоциональность взаимодействия, уверенный стиль воспитания. Такие мероприятия способствуют обучению родителей наблюдению, умению замечать появление нового в развитии ребенка, делать выводы.
Формирование уверенного и спокойного стиля воспитания достигается путем повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей.
Формы организации занятий с детьми и их родителями могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками образовательного процесса, результат которого зависит от многих причин, и особенно от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Специалисты Центра доверяют родителям, готовы создавать условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушиваться к их мнению.
Поэтому роль родителей как равноправных участников образовательного процесса существенно меняется: они включаются в жизнь детского коллектива группы, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получить более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции, индивидуального образовательного маршрута.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Советы родителям по организации помощи ребенку при выполнении домашних заданий по истории
памятка родителям...
Центр диагностики и консультирования как ресурс успешной профилактический работы с несовершеннолетними: опыт работы.
В статье приведен опыт профилактической работы МБОУ "ЦДК Локус" с несоврешеннолетними и родителями...
Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ
Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ...
Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
laquo;ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ
Резензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ...