Центр диагностики и консультирования как ресурс успешной профилактический работы с несовершеннолетними: опыт работы.
статья на тему

Миллер Юлия Альбертовна

В статье приведен опыт  профилактической работы МБОУ "ЦДК Локус" с несоврешеннолетними и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_doklad.docx63.62 КБ

Предварительный просмотр:

Центр диагностики и консультирования как ресурс успешной профилактический работы с несовершеннолетними: опыт работы.

Миллер Ю.А. ,

Р. Адыгея, г. Майкоп

  1. Введение. Актуальность проблемы

В настоящее время социальные  условия и запросы современного общества определяют траекторию модернизации системы образования, основанную на механизме перехода на новые стандарты образования. Образовательное учреждение в современных условиях развития общества  должно быть конкурентоспособным, что определяет актуальность проблемы создания системы управления качеством образования.

«Будущее любой страны заключается в ее детях». Известная истина, часто повторяющаяся в педагогической литературе. Если посмотреть вокруг – мир полон детей. Приходя в мир, ребенок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Жизнь идет и вместе с обособленностями развития у ребенка появляются так же и социально-психологические трудности. А у родителей и педагогов возникают многочисленные вопросы.

Психологическое сопровождение подростков, целью которого является снижение риска девиантного поведения, профилактика и преодоление социальной и школьной дезадаптации, является одним из приоритетных направлений психологической службы в системе образования.

        Дети и подростки в силу неблагополучной семейной ситуации или личностных особенностей могут испытывать трудности при адаптации в образовательном учреждении. В таких случаях у них снижается учебная мотивация, уровень развития коммуникативных навыков, часто наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. И тогда подросток становится «трудным».

Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи, юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (Блонский П.П. Трудные школьники. М. 1930, Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929г, Выготкий Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М. 1936г., Мясинцев В.П. Трудные дети в массовой школе. Л. 1933 и др.)

Сегодня существует множество подходов к классификации детей «группы риска». Мы ориентируемся на  обобщенную классификацию, предложенную С.В. Титовым 2008г.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска.

Зона риска

Группа риска

Одаренные дети

Дети, организованные по специальному типу одаренности в научные сообщества, кружки, секции и т.п.

-социально-лидерски одаренные,

- эстетически и художественно одаренные,

- спортивно и физически одаренные

Дети с проблемами в обучении и развитии

-слабообучаемые, но «сохраненные»,

- хронически не успевающие по всем учебным дисциплинам,

-с несформированной учебной мотивацией

- подростки, не усвоившие программу начальной школы (на уровне письма и чтения).

Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды

- дети-инвалиды,

-дети с хроническими заболеваниями,

- психосоматически ослабленные (часто болеющие ети)

- наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка

Дети из проблемных и неблагополучных семей

- семьи с детьми-инвалидами,

- семьи с родителями-инвалидами,

- неполные семьи.

-неблагополучная семья, отказавшаяся от исполнения родительского долга

Педагогически запущенные дети

- дети с низким уровнем культуры (обученности, воспитанности),

- дети с девиантным, агрессивным, асоциальным поведением

- дети с явными признаками аддиктивного поведения, неуправляемые дети

        Мы, психологи считаем, что причины асоциального поведения могут быть разными. А как педагоги-психологи  мы читаем, что необходимо целостную картину детских проблем, для того, чтобы обеспечить продуктивную помощь детям с разными нуждами. Однако не всегда педагоги общеобразовательных учреждений составить и реализовать целевые комплексные программы, соответствующие условиям общеобразовательной школы, учитывающие индивидуальные особенности детей на основе дифференцированной деятельности. А с учетом кадрового психологического дефицита в школах это бывает сделать практически невозможно. И тогда возникает актуальность психологической службы на базе центров.

  1. Основная часть. Технологии работы МБОУ «ЦДК Локус» в системе профилактики асоциального поведения.

        Согласно новым стандартам общего образования (ФГОС ОО)  предполагается создание новой системы работы с проблемами дезадаптации: первичная и вторичная профилактическая работа, психологическое сопровождение совместной продуктивной деятельности подростка и взрослого, развитие волонтёрской и социально-ответственной  деятельности среди учащихся школ.

        В рамках технологии, которая предполагает совестную работу двух специалистов (педагога-психолога и социального педагога) четко определены  педагогические и психологические задачи. С одной стороны подростки приобретают знания и навыки, начальные правовые знания, с другой стороны – развивают коммуникативные навыки, учатся справляться с агрессивными тенденциями собственной личности, понимают себя, учатся видеть свои сильные стороны (ресурсы) и опираться на них, быть инициативным и ответственным, получают возможность расширить пространство для успешной социализации и включиться в социально-ответственную деятельность. При этом процесс предполагает не изучение некоторой суммы знаний и навыков, а решение подростками задач и овладение универсальными компетенциями на уровне действия и возможности принятия самостоятельного решения.

        Технологий  работы с детьми «группы риска»  достаточно, однако они все рассчитаны на определенную территорию, опыт работы с ОУ, семейный опыт и традиции.  Кроме того, по мнению Г. Баридиера, М.Р. Битяновой, О.С. Газман, В.Г. Маралова и др.  психолого-педагогическое сопровождение сегодня востребовано в системе общего образования, в сфере дополнительного оно не получило должного практического применения. Педагогический коллектив МБОУ «ЦДК Локус» в качестве инновационной идеи позиционирует необходимость реализацию трёхуровневого психолого-педагогического сопровождения как способа включения взрослого в процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия (ребенка, педагога, психолога, родителя, методиста, администрации). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В этот период (2011-2012гг.) на территории муниципального образования «Город Майкоп» реализовывается городская целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011 – 2014- 2016г.г.)». , которая нас подтолкнула к  созданию  программы «Сопровождение и профилактика подростков «Группы риска».

Цели программы:

  1. Определение роли влияния различных факторов в формировании поведения у подростков, также психологической квалификации проблем, наблюдаемых при этом, в определении их содержания, динамики и механизмов возникновения и возможностей профилактики и коррекции.
  2. Создание системы психолого-педагогического сопровождения подростков с нарушением поведения.
  3. Создание условий для нормального личностного развития этих подростков и их социализации.

Задачи программы:

  • предупреждение возникновения проблем в развитии подростков с нарушением поведения;
  • помощь (содействие) подросткам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • развитие психологической культуры подростков, родителей;

        Решение задач психолого-педагогического сопровождения подростков с отклоняющимся поведением не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с подростком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

        В связи с этим психологическое сопровождение целесообразно ориентировать на:

• необходимость специальной организации деятельности учащихся,

включающей получение знаний о себе (образе «Я»). Эта работа должна осуществляться в трех направлениях:

- диагностическом;

- просветительском;

- консультативном;

• работу с педагогами и их совместную деятельность с психологом;

• консультирование родителей обучающихся, посвященное психологиче-ским особенностям того или иного вида деятельности. Оно проводится как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

        Через включение подростка в активную деятельность у него появляется мотивация к изменению своего поведения на более продуктивное и социально одобряемое.

        Однако, работая по программе «Сопровождение и профилактика подростков группы риска» мы поняли, что данные формы и методы работы можно использовать и с «обычными» детьми, педагогами, родителями. Пришлось доработать технологию, включить новые направления, использовать весь педагогический и материальный  потенциал учреждения. З

        Данную технологию-систему  можно представить  следующим образом ПРИЛОЖЕНИЕ  2

                Диагностика детей по методике СОП, проводимая в 2010 году в общеобразовательных учреждениях показала, что большинство детей склонны к социально желательным ответам, однако процент отклонений от нормы поведения  в интервале 12-19% от общего числа диагностируемых.

Обработка данных по СОП и анкете

всего

школ

классов

8000

21

213

В дальнейшем в течение 2 лет велась большая работа с ОУ (педагогами, родителями, учащимися). Было проведено большое количество методических обучающих семинаров для специалистов, направленных на обучение навыкам, приемам работы с детьми.

В 2013г. была проведена повторная диагностика СОП.  Однако уже не все общеобразовательные учреждения приняли участие в повторно в  диагностике.   Нас интересовало выборочное исследование (контрольная группа).  Показатели до 60 являются нормой. Мы видим, что отклонения от нормы наблюдаются только у одного ученика и только  по социально желательным ответам.

Сводка результатов МБОУ СОШ 18 по методике «Склонность к отклоняющему поведению» (СОП) 2012-2013 учебный год.

        Таким образом, профилактическая работа с подростками общеобразовательными учреждениям строится  по разделам:

  1. Развитие коммуникативных навыков у подростков.
  2. Коррекция агрессивного поведения подростков.
  3. Профилактика употребления психоактивных веществ подростками.
  4. Профориентация подростков.
  5. Успешность адаптации к обучению в среднем звене.
  6. Развитие школьной мотивации (в процессе разработки).
  7. Профилактика суицидального поведения.
  8. Профилактика жестокого обращения (для родителей).

Раздел работы

Вид работы

Форма работы

Запрос

рейтинг популярности

1.

Развитие коммуникативных навыков у подростков

групповая

Тренинговые занятия

2

2.

Коррекция агрессивного поведения

подростков

Групповая

индивидуальная

Тренинги

Диагностика, консультирование

1

3.

Профилактика употребления психоактивных веществ

групповая

тренинги

1

4.

Профориентация подростков

Индивидуальная

групповая

Диагностика

тренинги

3

5.

Успешность адаптации к обучению в среднем звене

Групповая

Индивидуальная

Работа в ОУ

Тренинги

Консультирование

Диагностика

Собеседование с социальным педагогом, педагогом-психологом ОУ,

Диагностика

4

6.

Развитие школьной мотивации

Работа в ОУ

В процессе разработки

7.

Профилактика суицидального поведения

Индивидуальная

групповая

Консультирование

Родительский лекторий

8.

Профилактика жестокого обращения

Групповая

Родительский лекторий

        Исходя из опыта работы с ОУ можно говорить о том, что «Центр диагностики консультирования» является важным звеном в системе профилактической работы с подростками.  Адекватная сложность занятий  позволяет ребенку почувствовать собственную успешность, а программа занятий, основанная на принципе от простого к сложному позволяет создать ситуацию успеха. Поиски себя, принятие ответственности подростка одна из задач подросткового возраста. Именно это служило базой для составления программ занятий.

Программы занятий

Цель курса

Задачи курса

Кол-во занятий, целевая аудитория

1.

Развитие коммуникативных навыков у подростков

развитие навыков успешной межличностной коммуникации подростков.

  1. Расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения;
  2. Отработать навыки понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  3. Овладение навыками эффективного слушания;
  4. Активизировать процесс самопознания и самоактуализации.

4 занятия, подростки 12-17 лет

2.

Коррекция агрессивного поведения

подростков

Коррекция неадекватных форм поведения через формирование и закрепление способов эффективного взаимодействия с окружающим миром.

  1. Снижение эмоционального напряжения.
  2. Формирование умения различать неуверенность, уверенность и агрессивность.
  3. Формирование адекватной самооценки.
  4. Обучение релаксации.

Программа рассчитана на 8 часов: 4 занятия по 2 часа

3.

Профилактика употребления психоактивных веществ

Предупреждение употребления подростками ПАВ;

Формирование позитивного отношения к собственному здоровью;

Формирование активной жизненной позиции.

  1. Дать подросткам объективную информацию о действии химических веществ на организм;
  2. Сориентировать их на способность сделать свой собственный выбор;
  3. Дать возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни, сохранению психологического и физического здоровья;
  4. Сформировать рефлекторную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности.

Программа рассчитана на 8 часов: 4 занятия по 2 часа

4.

Профориентация подростков

формирование позитивной мотивации к профессиональному самоопределению.

  • знакомство учащихся с миром профессий;
  • определение профессиональных предпочтений подростков, осознание своих склонностей  к той или иной деятельности;
  • формирование целеполагания;
  • определение жизненных приоритетов, осознание актуальных на данный момент времени задач.

2 занятия,

1 диагностика

Подростки 15-17 лет

        Количество посетивших занятий увеличивается. Это говорит о том, что ОУ, педагоги, родителя видят и понимают всю значимость нашего труда.

Количество учащихся ОУ, посетивших МБОУ «ЦДК Локус»  по профилактическим вопросам.

  1. Заключение.

В последнее время сами подростки все чаще сами принимают решение о важности тех или иных технологий и необходимости их посетить .В ходе таких занятий происходит постепенное снижение роли взрослого и повышение ответственности подростков, которые начинают проявлять собственную активность и ответственное поведение. Процесс взросления индивидуален, зависит от ребенка, его семьи, географии места проживания (город, село, хутор). В рамках данной профилактической работы не только поддерживается стремление подростка быть взрослым, но и оценивается уровень развития навыков самостоятельности. Это позволяет специалистам лучше понять, где находиться цель работы, как ее достигнуть, какие трудности и проблемы необходимо преодолеть, позволяет выработать критерии эффективности работы.

Таким образом, профилактическая работа у учащимися  помогает эффективно решать сложные психолого-педагогические проблемы подростков, повышает качество психологической помощи, информированность участников образовательного процесса и снижает  количество детей, находящихся в группе риска.

Литература:

  1. Социально-педагогические технологии работы с «трудными детьми»/авт.-сост. М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2013.-232с.
  2. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги/ авт.-сост. И.А. Устюгова.- Волгоград: Учитель, 2013г.-148с.
  3. Материалы Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие-2012. Сочи. 2012г.
  4. Иванова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение как одно из средств управления качеством дополнительного образования детей и молодежи. Научно-методический журнал Методист. №2 2011г. стр. 34

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование интерактивных форм и методов в профилактической работе с несовершеннолетними

В этой работе представлена класссификация интерактивных форм и методов, примеры мероприятий проводимых в нашей школе....

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

Организация помощи родителям в Центре диагностики и консультирования

Статья о том, какую помощь могут оказать специалисты Центра родителям детей с ограниченными возможностями здоровья...

Статья на тему «Зарубежный опыт ведения профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями».

Статистика правонарушений, законодательная база и информация о ведении профилактической работы с подростками за рубежом....

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

laquo;ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ

Резензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ...