Центр диагностики и консультирования как ресурс успешной профилактический работы с несовершеннолетними: опыт работы.
статья на тему
В статье приведен опыт профилактической работы МБОУ "ЦДК Локус" с несоврешеннолетними и родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_doklad.docx | 63.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр диагностики и консультирования как ресурс успешной профилактический работы с несовершеннолетними: опыт работы.
Миллер Ю.А. ,
Р. Адыгея, г. Майкоп
- Введение. Актуальность проблемы
В настоящее время социальные условия и запросы современного общества определяют траекторию модернизации системы образования, основанную на механизме перехода на новые стандарты образования. Образовательное учреждение в современных условиях развития общества должно быть конкурентоспособным, что определяет актуальность проблемы создания системы управления качеством образования.
«Будущее любой страны заключается в ее детях». Известная истина, часто повторяющаяся в педагогической литературе. Если посмотреть вокруг – мир полон детей. Приходя в мир, ребенок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Жизнь идет и вместе с обособленностями развития у ребенка появляются так же и социально-психологические трудности. А у родителей и педагогов возникают многочисленные вопросы.
Психологическое сопровождение подростков, целью которого является снижение риска девиантного поведения, профилактика и преодоление социальной и школьной дезадаптации, является одним из приоритетных направлений психологической службы в системе образования.
Дети и подростки в силу неблагополучной семейной ситуации или личностных особенностей могут испытывать трудности при адаптации в образовательном учреждении. В таких случаях у них снижается учебная мотивация, уровень развития коммуникативных навыков, часто наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. И тогда подросток становится «трудным».
Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи, юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (Блонский П.П. Трудные школьники. М. 1930, Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929г, Выготкий Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М. 1936г., Мясинцев В.П. Трудные дети в массовой школе. Л. 1933 и др.)
Сегодня существует множество подходов к классификации детей «группы риска». Мы ориентируемся на обобщенную классификацию, предложенную С.В. Титовым 2008г.
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска.
Зона риска | Группа риска | |
Одаренные дети | Дети, организованные по специальному типу одаренности в научные сообщества, кружки, секции и т.п. | -социально-лидерски одаренные, - эстетически и художественно одаренные, - спортивно и физически одаренные |
Дети с проблемами в обучении и развитии | -слабообучаемые, но «сохраненные», - хронически не успевающие по всем учебным дисциплинам, -с несформированной учебной мотивацией | - подростки, не усвоившие программу начальной школы (на уровне письма и чтения). |
Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды | - дети-инвалиды, -дети с хроническими заболеваниями, - психосоматически ослабленные (часто болеющие ети) | - наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка |
Дети из проблемных и неблагополучных семей | - семьи с детьми-инвалидами, - семьи с родителями-инвалидами, - неполные семьи. | -неблагополучная семья, отказавшаяся от исполнения родительского долга |
Педагогически запущенные дети | - дети с низким уровнем культуры (обученности, воспитанности), - дети с девиантным, агрессивным, асоциальным поведением | - дети с явными признаками аддиктивного поведения, неуправляемые дети |
Мы, психологи считаем, что причины асоциального поведения могут быть разными. А как педагоги-психологи мы читаем, что необходимо целостную картину детских проблем, для того, чтобы обеспечить продуктивную помощь детям с разными нуждами. Однако не всегда педагоги общеобразовательных учреждений составить и реализовать целевые комплексные программы, соответствующие условиям общеобразовательной школы, учитывающие индивидуальные особенности детей на основе дифференцированной деятельности. А с учетом кадрового психологического дефицита в школах это бывает сделать практически невозможно. И тогда возникает актуальность психологической службы на базе центров.
- Основная часть. Технологии работы МБОУ «ЦДК Локус» в системе профилактики асоциального поведения.
Согласно новым стандартам общего образования (ФГОС ОО) предполагается создание новой системы работы с проблемами дезадаптации: первичная и вторичная профилактическая работа, психологическое сопровождение совместной продуктивной деятельности подростка и взрослого, развитие волонтёрской и социально-ответственной деятельности среди учащихся школ.
В рамках технологии, которая предполагает совестную работу двух специалистов (педагога-психолога и социального педагога) четко определены педагогические и психологические задачи. С одной стороны подростки приобретают знания и навыки, начальные правовые знания, с другой стороны – развивают коммуникативные навыки, учатся справляться с агрессивными тенденциями собственной личности, понимают себя, учатся видеть свои сильные стороны (ресурсы) и опираться на них, быть инициативным и ответственным, получают возможность расширить пространство для успешной социализации и включиться в социально-ответственную деятельность. При этом процесс предполагает не изучение некоторой суммы знаний и навыков, а решение подростками задач и овладение универсальными компетенциями на уровне действия и возможности принятия самостоятельного решения.
Технологий работы с детьми «группы риска» достаточно, однако они все рассчитаны на определенную территорию, опыт работы с ОУ, семейный опыт и традиции. Кроме того, по мнению Г. Баридиера, М.Р. Битяновой, О.С. Газман, В.Г. Маралова и др. психолого-педагогическое сопровождение сегодня востребовано в системе общего образования, в сфере дополнительного оно не получило должного практического применения. Педагогический коллектив МБОУ «ЦДК Локус» в качестве инновационной идеи позиционирует необходимость реализацию трёхуровневого психолого-педагогического сопровождения как способа включения взрослого в процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия (ребенка, педагога, психолога, родителя, методиста, администрации). ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В этот период (2011-2012гг.) на территории муниципального образования «Город Майкоп» реализовывается городская целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011 – 2014- 2016г.г.)». , которая нас подтолкнула к созданию программы «Сопровождение и профилактика подростков «Группы риска».
Цели программы:
- Определение роли влияния различных факторов в формировании поведения у подростков, также психологической квалификации проблем, наблюдаемых при этом, в определении их содержания, динамики и механизмов возникновения и возможностей профилактики и коррекции.
- Создание системы психолого-педагогического сопровождения подростков с нарушением поведения.
- Создание условий для нормального личностного развития этих подростков и их социализации.
Задачи программы:
- предупреждение возникновения проблем в развитии подростков с нарушением поведения;
- помощь (содействие) подросткам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- развитие психологической культуры подростков, родителей;
Решение задач психолого-педагогического сопровождения подростков с отклоняющимся поведением не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с подростком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
В связи с этим психологическое сопровождение целесообразно ориентировать на:
• необходимость специальной организации деятельности учащихся,
включающей получение знаний о себе (образе «Я»). Эта работа должна осуществляться в трех направлениях:
- диагностическом;
- просветительском;
- консультативном;
• работу с педагогами и их совместную деятельность с психологом;
• консультирование родителей обучающихся, посвященное психологиче-ским особенностям того или иного вида деятельности. Оно проводится как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
Через включение подростка в активную деятельность у него появляется мотивация к изменению своего поведения на более продуктивное и социально одобряемое.
Однако, работая по программе «Сопровождение и профилактика подростков группы риска» мы поняли, что данные формы и методы работы можно использовать и с «обычными» детьми, педагогами, родителями. Пришлось доработать технологию, включить новые направления, использовать весь педагогический и материальный потенциал учреждения. З
Данную технологию-систему можно представить следующим образом ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика детей по методике СОП, проводимая в 2010 году в общеобразовательных учреждениях показала, что большинство детей склонны к социально желательным ответам, однако процент отклонений от нормы поведения в интервале 12-19% от общего числа диагностируемых.
Обработка данных по СОП и анкете | ||
всего | школ | классов |
8000 | 21 | 213 |
В дальнейшем в течение 2 лет велась большая работа с ОУ (педагогами, родителями, учащимися). Было проведено большое количество методических обучающих семинаров для специалистов, направленных на обучение навыкам, приемам работы с детьми.
В 2013г. была проведена повторная диагностика СОП. Однако уже не все общеобразовательные учреждения приняли участие в повторно в диагностике. Нас интересовало выборочное исследование (контрольная группа). Показатели до 60 являются нормой. Мы видим, что отклонения от нормы наблюдаются только у одного ученика и только по социально желательным ответам.
Сводка результатов МБОУ СОШ 18 по методике «Склонность к отклоняющему поведению» (СОП) 2012-2013 учебный год.
Таким образом, профилактическая работа с подростками общеобразовательными учреждениям строится по разделам:
- Развитие коммуникативных навыков у подростков.
- Коррекция агрессивного поведения подростков.
- Профилактика употребления психоактивных веществ подростками.
- Профориентация подростков.
- Успешность адаптации к обучению в среднем звене.
- Развитие школьной мотивации (в процессе разработки).
- Профилактика суицидального поведения.
- Профилактика жестокого обращения (для родителей).
№ | Раздел работы | Вид работы | Форма работы | Запрос рейтинг популярности |
1. | Развитие коммуникативных навыков у подростков | групповая | Тренинговые занятия | 2 |
2. | Коррекция агрессивного поведения подростков | Групповая индивидуальная | Тренинги Диагностика, консультирование | 1 |
3. | Профилактика употребления психоактивных веществ | групповая | тренинги | 1 |
4. | Профориентация подростков | Индивидуальная групповая | Диагностика тренинги | 3 |
5. | Успешность адаптации к обучению в среднем звене | Групповая Индивидуальная Работа в ОУ | Тренинги Консультирование Диагностика Собеседование с социальным педагогом, педагогом-психологом ОУ, Диагностика | 4 |
6. | Развитие школьной мотивации | Работа в ОУ | В процессе разработки | |
7. | Профилактика суицидального поведения | Индивидуальная групповая | Консультирование Родительский лекторий | |
8. | Профилактика жестокого обращения | Групповая | Родительский лекторий |
Исходя из опыта работы с ОУ можно говорить о том, что «Центр диагностики консультирования» является важным звеном в системе профилактической работы с подростками. Адекватная сложность занятий позволяет ребенку почувствовать собственную успешность, а программа занятий, основанная на принципе от простого к сложному позволяет создать ситуацию успеха. Поиски себя, принятие ответственности подростка одна из задач подросткового возраста. Именно это служило базой для составления программ занятий.
№ | Программы занятий | Цель курса | Задачи курса | Кол-во занятий, целевая аудитория |
1. | Развитие коммуникативных навыков у подростков | развитие навыков успешной межличностной коммуникации подростков. |
| 4 занятия, подростки 12-17 лет |
2. | Коррекция агрессивного поведения подростков | Коррекция неадекватных форм поведения через формирование и закрепление способов эффективного взаимодействия с окружающим миром. |
| Программа рассчитана на 8 часов: 4 занятия по 2 часа |
3. | Профилактика употребления психоактивных веществ | Предупреждение употребления подростками ПАВ; Формирование позитивного отношения к собственному здоровью; Формирование активной жизненной позиции. |
| Программа рассчитана на 8 часов: 4 занятия по 2 часа |
4. | Профориентация подростков | формирование позитивной мотивации к профессиональному самоопределению. |
| 2 занятия, 1 диагностика Подростки 15-17 лет |
Количество посетивших занятий увеличивается. Это говорит о том, что ОУ, педагоги, родителя видят и понимают всю значимость нашего труда.
Количество учащихся ОУ, посетивших МБОУ «ЦДК Локус» по профилактическим вопросам.
- Заключение.
В последнее время сами подростки все чаще сами принимают решение о важности тех или иных технологий и необходимости их посетить .В ходе таких занятий происходит постепенное снижение роли взрослого и повышение ответственности подростков, которые начинают проявлять собственную активность и ответственное поведение. Процесс взросления индивидуален, зависит от ребенка, его семьи, географии места проживания (город, село, хутор). В рамках данной профилактической работы не только поддерживается стремление подростка быть взрослым, но и оценивается уровень развития навыков самостоятельности. Это позволяет специалистам лучше понять, где находиться цель работы, как ее достигнуть, какие трудности и проблемы необходимо преодолеть, позволяет выработать критерии эффективности работы.
Таким образом, профилактическая работа у учащимися помогает эффективно решать сложные психолого-педагогические проблемы подростков, повышает качество психологической помощи, информированность участников образовательного процесса и снижает количество детей, находящихся в группе риска.
Литература:
- Социально-педагогические технологии работы с «трудными детьми»/авт.-сост. М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2013.-232с.
- Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги/ авт.-сост. И.А. Устюгова.- Волгоград: Учитель, 2013г.-148с.
- Материалы Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие-2012. Сочи. 2012г.
- Иванова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение как одно из средств управления качеством дополнительного образования детей и молодежи. Научно-методический журнал Методист. №2 2011г. стр. 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование интерактивных форм и методов в профилактической работе с несовершеннолетними
В этой работе представлена класссификация интерактивных форм и методов, примеры мероприятий проводимых в нашей школе....
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Организация помощи родителям в Центре диагностики и консультирования
Статья о том, какую помощь могут оказать специалисты Центра родителям детей с ограниченными возможностями здоровья...
Статья на тему «Зарубежный опыт ведения профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями».
Статистика правонарушений, законодательная база и информация о ведении профилактической работы с подростками за рубежом....
Презентация "Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями"
В данной презентации даются основные понятия системы профилактики, правовая основа деятельности органов и учреждений системы профилактики...
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
laquo;ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ
Резензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ...