"Лексико-грамматические игры"
консультация по теме

Горбатенко Оксана Викторовна

          Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества

         В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
        Речевые игры, способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
       Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.

Игра «Один - много»

      Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательные именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже. 
Упражнения:
Мяч мячи много мячей
Кукла — 
Кубик — 
Пирамидка — 
Машинка — 
Стол столы много столов
Стул — 
Кровать — 
Диван — 
Шкаф — 
Кресло — 
Тумбочка — 
Столик —столики много столиков
Стульчик — 
Кроватка — 
Диванчик — 
Шкафчик — 
Полочка —

Игра «Назови ласково»

     Цель: учить детей правильно- форм имен существительных и му образованию и употреблению имен прилагательных, уменьшительно-ласкательных
Упражнения:
Яблоко — яблочко
Груша — 
Слива— 
Лимон — 
Ананас — 
Апельсин — 
Добрый слон — добренький слоник
Зубастый крокодил — 
Ленивый бегемот — 
Быстрая обезьяна — 
Страшный лев — 
Высокий жираф —

Игра «Вершки и корешки»

     Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других — то, что растет в земле (корешки).
Вершки- Корешки
Капуста
Морковь
Баклажан
Свекла
Картофель
Кабачок
Помидор
Репа
Огурец
Редис

Игра «Съедобное - несъедобное»

    Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Съедобный-Несъедобный
Боровик
Поганка
Лисичка
Мухомор
Масленок
Рыжик
Сыроежка
Опенок

Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья?»

    Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен
существительных. 
Гнездо грача — грачиное гнездо 
Гнездо скворца — 
Гнездо журавля — 
Гнездо ласточки — 
Перо у гуся — гусиное 
Перо у утки — 
Перо у курицы — 
Перо у индюка —

Игра «Кто с кем?»

    Цель: учить правильному употреблению имен существительных единственного числа в творительном падеже и согласованию их с глаголами настоящего времени.
На картинках изображены родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Внимательно рассмотри рисунки и ответь, кто с кем на них изображен и какие действия выполняет.

Игра «Что из чего сделано?»

    Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.
Шуба из меха — меховая шуба
Платье из ситца — 
Носки из шерсти — 
Перчатки из кожи — Халат из шелка —

Игра «Посчитай: 1-2-5»

    Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.
Автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов
Самолет — 
Поезд — 
Лодка — 
Электричка — 
Машина — 
Трамвай —

Игра «Кто где живет?»

    Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
Нора (чья?) — лисья нора
Берлога (чья?) — 
Логово (чье?) — 
Дупло (чье?) —

Игра «Кто внимательный?»

    Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.
Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным.
Дети учатся….школе.
Дети гуляют…школой.
Дети вышли….школы.
Дети идут…….школе.
Дети зашли…..школу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2015 г. - Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста" предназначен для специалистов системы коррекционно-р...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков...

Лексико-грамматическая игра "Я знаю" по УМК Н.Ю. Горячевой

Лексико-грамматическая командная игра "Я знаю" завершает учебный курс для 2-го класса. Игра проводится с целью оценки знаний учащихся.Материал представлен темами: "Family", "Parts of body", "Clothes",...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Насекомые»

Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...

Игра с кубиками (изучение и закрепление лексико-грамматических категорий, автоматизация звуков)

Учебный материал предназначен для занятий с детьми дошкольного возраста.В нем содержится материал для изготовления пособия "Кубики". С его помощью Вы сможете организовать с детьми такие игры, как:Назо...

Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

В данной консультации дана характеристика словарного запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня, а также приведены примеры игр с Су-Джок массажёром для развития лексико-грамматических ...