Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Насекомые»
учебно-методический материал на тему
Уважаемые коллеги!
Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей.
1.Игра «О чем сегодня будем говорить?»
Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.
(Выставляется картинка луга.)
Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.
Назови одним словом тех , кто изображен на картинке. (Это насекомые.) Перечисли известных тебе насекомых. Знаешь ли ты, где они живут? ( Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.)
Логопед: Но что- то я не вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.
2.Загадки о насекомых.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает.
(Муха)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит-стрекочет.
(Стрекоза)
Не зверь, не птица,
Нос как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
(Комар)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Муравьи)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо.
(Оса)
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать …
(Сверчок)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда ползу
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)
-О ком были загадки?
3.Игра «Угадай кто?»
Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Проводится с помощью выставленного картинного материала.
Порхает (кто?) - …. (Бабочка)
Прыгает (кто?) - … (Кузнечик)
Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает
Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так , как будто их много.
4.Игра « Один - много»
Цель: образование существительных в форме множественного числа.
Бабочка, а много … (Бабочек)
Кузнечик, а много … (Кузнечиков)
Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.
Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.
5.Игра: « Что делает, что делают?»
Цель: образование формы множественного числа глаголов .
Бабочка порхает , а бабочки … (Порхают.)
Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)
Оса жалит, а осы … (Жалят.)
Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)
Комар звенит, а комары… (Звенят.)
Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)
Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)
Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)
Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)
Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)
6.Игра «Подбери признак»
Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
Бабочка (какая?)- красивая, разноцветная, полезная, большая.
Комар (какой?) – кровососущий, вредный.
Муравьи (какие?)- полезные, трудолюбивые, маленькие.
Муха (какая?) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.
Пчела (какая? ) – полезная, трудолюбивая, медоносная ( мед носит ).
7.Игра « Назови ласково»
Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Комар - комарик, стрекоза – стрекозка ,пчела – пчелка , жук – жучок , муравей – муравьишко.
и т. д.
8.Игра « На полянке»
Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи ( использование предлогов в , на , по , с , под , над ) .
Выставляется большая картинка с изображением колокольчика и паутинки и шесть предметных картинок ( жук , муравей , паучок , бабочка , стрекоза , гусеница ). Для того чтобы дети использовали разные предлоги , рекомендуется приклеить «липучки» над колокольчиком , в чашечке , колокольчика , на стебель колокольчика , под листок , на паутинку.
Логопед просит детей сказать, где находятся насекомые.
- Жук на колокольчике.
-Бабочка над колокольчиком.
-Паучок под листочком.
- Муравей бежит по травинке.
-Стрекоза в чашечке колокольчика.
-Гусеница на стебле колокольчика.
А теперь поиграем в игры:
9. « Кого не стало?», « Что изменилось?», «Кто появился?»
Цель: развитие зрительного внимания.
(С использованием этой же наглядности).
10.Игра «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Логопед сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».
Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)
11.Игра «Бывает - не бывает»
Цель: понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.
Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.
12.Игра: «Кто как передвигается?»
Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а гусеница …
Паук ползает, а пчела …
Кузнечик прыгает , а комар …
Таракан ползает, а стрекоза …
Бабочка порхает, а муха …
13.Игра « Насекомые-великаны»
Цель: употребление слов с увеличительными оттенками.
Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не таракан, а тараканище.
14.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
15. Физминутка Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза - очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
16. Игра « Сколько насекомых на цветке»
Цель: согласование числительных с существительными.
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья.»
17. Игра « Мой рассказ о насекомом»
Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.
Инструкция: «Посмотри внимательно на схему» Ответь на вопросы:
1.Кто это?
2. Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?
3. Какие части тела у него есть?
4. Где живет?
5. Как называется его дом?
6. Как развивается?
7. Какую роль играет в окружающем мире?
На примере насекомого: пчела.
18. Игра «Кто улетел с полянки?»
Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.
Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки. (С лесной полянки улетела пчела и т. д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya.docx | 109.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме « Насекомые »
Рузаевка 2015
Уважаемые коллеги!
Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей.
Подготовила: учитель-дефектолог
Потапова Людмила Михайловна МБДОУ №7
1.Игра «О чем сегодня будем говорить?»
Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.
(Выставляется картинка луга.)
Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.
Назови одним словом тех , кто изображен на картинке. (Это насекомые.) Перечисли известных тебе насекомых. Знаешь ли ты, где они живут? ( Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.)
Логопед: Но что- то я не вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.
2.Загадки о насекомых.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает.
(Муха)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит-стрекочет.
(Стрекоза)
Не зверь, не птица,
Нос как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
(Комар)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Муравьи)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо.
(Оса)
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать …
(Сверчок)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда ползу
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)
-О ком были загадки?
3.Игра «Угадай кто?»
Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Проводится с помощью выставленного картинного материала.
Порхает (кто?) - …. (Бабочка)
Прыгает (кто?) - … (Кузнечик)
Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает
Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так , как будто их много.
4.Игра « Один - много»
Цель: образование существительных в форме множественного числа.
Бабочка, а много … (Бабочек)
Кузнечик, а много … (Кузнечиков)
Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.
Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.
5.Игра: « Что делает, что делают?»
Цель: образование формы множественного числа глаголов .
Бабочка порхает , а бабочки … (Порхают.)
Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)
Оса жалит, а осы … (Жалят.)
Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)
Комар звенит, а комары… (Звенят.)
Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)
Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)
Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)
Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)
Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)
6.Игра «Подбери признак»
Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
Бабочка (какая?)- красивая, разноцветная, полезная, большая.
Комар (какой?) – кровососущий, вредный.
Муравьи (какие?)- полезные, трудолюбивые, маленькие.
Муха (какая?) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.
Пчела (какая? ) – полезная, трудолюбивая, медоносная ( мед носит ).
7.Игра « Назови ласково»
Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Комар - комарик, стрекоза – стрекозка ,пчела – пчелка , жук – жучок , муравей – муравьишко.
и т. д.
8.Игра « На полянке»
Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи ( использование предлогов в , на , по , с , под , над ) .
Выставляется большая картинка с изображением колокольчика и паутинки и шесть предметных картинок ( жук , муравей , паучок , бабочка , стрекоза , гусеница ). Для того чтобы дети использовали разные предлоги , рекомендуется приклеить «липучки» над колокольчиком , в чашечке , колокольчика , на стебель колокольчика , под листок , на паутинку.
Логопед просит детей сказать, где находятся насекомые.
- Жук на колокольчике.
-Бабочка над колокольчиком.
-Паучок под листочком.
- Муравей бежит по травинке.
-Стрекоза в чашечке колокольчика.
-Гусеница на стебле колокольчика.
А теперь поиграем в игры:
9. « Кого не стало?», « Что изменилось?», «Кто появился?»
Цель: развитие зрительного внимания.
(С использованием этой же наглядности).
10.Игра «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Логопед сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».
Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)
11.Игра «Бывает - не бывает»
Цель: понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.
Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.
12.Игра: «Кто как передвигается?»
Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а гусеница …
Паук ползает, а пчела …
Кузнечик прыгает , а комар …
Таракан ползает, а стрекоза …
Бабочка порхает, а муха …
13.Игра « Насекомые-великаны»
Цель: употребление слов с увеличительными оттенками.
Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не таракан, а тараканище.
14.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
15. Физминутка Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза - очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
16. Игра « Сколько насекомых на цветке»
Цель: согласование числительных с существительными.
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья.»
17. Игра « Мой рассказ о насекомом»
Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.
Инструкция: «Посмотри внимательно на схему» Ответь на вопросы:
1.Кто это?
2. Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?
3. Какие части тела у него есть?
4. Где живет?
5. Как называется его дом?
6. Как развивается?
7. Какую роль играет в окружающем мире?
На примере насекомого: пчела.
18. Игра «Кто улетел с полянки?»
Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.
Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки. (С лесной полянки улетела пчела и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями....
Упражнения на формирование лексико- грамматических форм глаголов во французском языке
Упражнения нацелены на формирование лексико- грамматических форм глаголов во французском языке...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: « Весна »
Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...
Игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР 5 - 6 лет по теме: "Животные Севера и Юга"
Перечисленные игры и упражнения помогут специалистам, воспитателям, родителям успешно вести работу по формированию грамматического строя речи, обогащения словаря, развитию связной речи....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Дидактические игры и упражненияпо формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый ...
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
ПриветствиеСобрались все дети в круг!Я твой друг и ты мой друг!Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!Загадки:У меня они все разные:Ситцевые и атласные,И для дома, и для сада,Для театра и пар...