Включение родителей в коррекционно – развивающий процесс, как одна из форм работы по повышению родительской компетенции
статья на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
«Включение родителей в коррекционно – развивающий процесс, как одна из форм работы по повышению родительской компетенции»
Семинар
Подготовила зам. директора Жилкина Е.С.
Февраль, 2017
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна
без определенного специального образования родителей.
Вся работа учреждения должна быть направлена на то,
чтобы родители из пассивных наблюдателей стали
активными участниками воспитания и обучения своих детей.
А.Р. Малер
Роль семьи в современном обществе невозможно переоценить. Она влияет не только на развитие каждого отдельного человека, но и на социальное, экономическое и культурное развитие всего общества в целом. Являясь важнейшим общественным институтом, уникальной подсистемой государства, семья способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Практически каждый человек когда-то становится родителем. Качественное, осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье последующих поколений.
Сегодня трудно не согласиться с тем, что российская семья переживает кризис: большое количество детей рождаются вне брака, семьи распадаются, молодые мамы отказываются от новорожденных. В России около 2-х миллионов бездомных детей, ежегодно от насилия в семье умирают более 2000 женщин и детей. Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры (культуры родительства, коммуникативной, сексуальной культуры и других ее аспектов) в среднестатистической семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей порождают многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения.
Родители, у которых рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попадают в трудную жизненную ситуацию. При этом у родителей может возникать или отрицание болезни или, напротив, преувеличение значимости болезни. Одни из родителей испытывают постоянное чувство вины по отношению к ребёнку, применяя попытки«искупить вину» в виде чрезмерного внимания, гиперопеке, другие же не в состоянии адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять своего ребенка таким, каков он есть, с его особенностями в развитии.
Задача семьи – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности.
Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных действий родителей и всех участников коррекционного процесса. С первого знакомства с семьёй ребёнка-инвалида необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству, а также объём коррекционной работы, который они готовы освоить.
Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) можно разделить на три группы:
Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей - педагогически развитые семьи. Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок .
Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей. Уклад семьи часто противоречивый. Родители обладают определенными знаниями в области педагогики, но они отрывочны, недостаточно осмысленны, между взрослыми и детьми часто возникают конфликты.
К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Эта группа родителей очень не однородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту. Для родителей характерны безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений, равнодушие две последние группы представляют собой «проблемные» семьи, которые часто встречаются в нашей работе.
Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов школы с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в образовательном процессе. Родители должны заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, врач, социальный работник, педагог.
Повышение родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания ведётся в нескольких направлениях:
1. Информационное направление. В ходе этой работы родители получают всю необходимую информацию об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в образовательном учреждении; о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями, об обязанностях родителей.
2. Педагогическое направление. Родители узнают от учителя-дефектолога о правилах организации жизни ребёнка, правилах организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п.
3. Психологическое направление. Родителям предоставляется информация об особенностях психической деятельности детей, их поведения. Учитель и психолог знакомит родителей с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе, с перспективами развития ребенка.
4. Медицинское направление. Родители узнают о причинах и профилактики психоневрологических, глазных заболеваний, о недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача.
5. Социально-правовое направление. В результате работы в этом направлении происходит ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком, правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных вопросов, помощь в осуществлении контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами, а также сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.
Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Беседы: коллективные и индивидуальные.
2.Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
3.Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
4.Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате комплексной работы со специалистами постепенно повышается родительская компетентность, формируется активная родительская позиция.
Рекомендации:
Как повысить эффективность коррекционно – развивающей работы?
Приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития творческих способностей.
Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот убедить в успешности усвоения им определенных знаний и умений.
Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
1 этап
Информационно – аналитический (подготовительный)
Выяснение образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах творческого развития ребенка (анкетирование)
Подбор методических материалов.
Сбор данных об особенностях развития каждого ребенка.
Анализ особенностей семьи, выявление характерных черт семейного воспитания и выработка индивидуального подхода к каждому.
Подбор методов и наглядного материала для работы с учетом индивидуального психофизического развития детей.
Установление единых требований к ребенку воспитателя и родителей.
2 этап
Основной (практический)
Разработка и внедрение системы методических мероприятий по вопросам коррекции развития.
Оформление консультаций для родителей.
Закрепление и автоматизация материала полученных во время коррекционных занятий творческих умений и навыков.
Направления работы с родителями
Нетрадиционные формы с родителями
Познавательные направления
Высокоэффективные методы и приемы работы с родителями
Наглядно – информационное направления
Досуговое направление в работе с родителями.
Совершенствование методов и приемов работы с родителями
Оформление стендов и других наглядных материалов
Анкетирование родителей
Экспресс - опрос
Использование компьютерных технологий
Моделирование игровых и проблемных ситуаций
Выявление передового опыта семейного воспитания
Участие родителей в педагогических советах
Советы и рекомендации по интересующей проблеме
Выставки детских работ
3 этап
Заключительный (контрольно–диагностический)
Сравнительный анализ компетентности в вопросах творческого развития детей в начале периода обучения и в конце периода обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: одна из форм работы с родителями.
Текст выступления на педагогическом совете, посвящённом обсуждению темы "Работа с родителями"....
Взаимодействие участников коррекционного – развивающего процесса с родителями (или лицами, их заменяющими) по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии.
Взаимодействие участников коррекционного – развивающего процесса с родителями (или лицами, их заменяющими) по созданию условий ...
Детско-родительский клуб , как одна из форм работы с семьей.
С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за...
Программа тренинговых занятий по повышению родительской компетенции "Грамотный родитель - счастливый ребёнок"
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Склонность к девиантному поведению неред...
Родительское собрание: одна из форм работы с родителями
Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа с взрослыми».Особенно нелегко классному руководителю общаться с большой группой пап и мам на традиционны...
Сотрудничество педагогов коррекционного учреждения с родителями в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Основной составляющей педагогической деятельности в коррекционно-развивающем процессе является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и форм...
Родительское собрание: одна из форм работы с родителями
Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа с взрослыми»....