Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в школе
статья (5 класс) по теме
Почему у младших подростков снижается мотивация к обучению? А вслед за этим идёт снижение успеваемости, нежелание делать домашние задания. Возникают проблемы с взаимопониманим в семьях. Родители требуют и требуют. Обучающиеся уклоняются от своих обязанностей, падает их самооценка, уверенность в своих силах. И как результат неуды по предметам, нежелание учиться.
Данный материал полезен не только родителям, но и учителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Переходим в пятый класс
Ну что ж, Вас и Ваших детей можно поздравить с окончанием начальной школы. Это и событие и радостное, и в то же время влекущее за собой много сложностей. Переход из начальной школы в среднюю сопряжен с большой психологической нагрузкой.
- Во-первых, Вашего ребенка будут учить несколько различных учителей, а не один-два, как это было в начальной школе. Расставание с первым любимым учителем огорчит ребенка. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажется для ребенка так же большой неожиданностью. Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это.
- Во-вторых, ребята будут заниматься в разных кабинетах. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет. В средней школе для изучения каждого предмета есть свой кабинет. Добавьте сюда встречи на переменах со "взрослыми дядями", старшеклассниками. Для привыкания к этому нужно время.
- В-третьих, у Вашего ребенка может поменяться коллектив одноклассников, даже если Вы не меняли школу. Могут появиться новички в классе, или уйти из школы одноклассники. Смена коллектива даже для взрослого человека проходит болезненно, а что говорить о малыше?
Поэтому, уважаемые родители, на Ваши плечи ложится забота о том, как помочь своему ребенку преодолеть все эти трудности. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием - ему трудно. В это время он особенно нуждается в Вашей помощи.
- Обязательно узнайте о программе обучения в 5 классе, предполагаемой нагрузке, наличии дополнительных занятий у завуча или директора школы. Сопоставьте требования с возможностями. Помните, что 8 уроков подряд ничего хорошего вашему ребенку не принесут.
- Поинтересуйтесь, кто будет вести учебные предметы в классе Вашего ребенка. Пусть Вам заранее расскажут о требованиях педагога.
- Узнайте, существует ли в школе группа продленного дня. Уточните режим ее работы, организацию питания и расписание факультативов. Современные группы второй половины дня, как правило, отличаются от прежней "продленки". Именно здесь должны присутствовать эстетический и развивающий циклы.
- У ребенка начинаются выездные экскурсии. Поинтересуйтесь, есть ли у школы собственный экскурсионный транспорт.
- Наладьте контакт со школьным психологом, так как в период адаптации могут возникнуть нежелательные отклонения в поведении, с которыми Вы самостоятельно не справитесь. Вам потребуется помощь специалиста.
- Заранее познакомьтесь с воспитателем группы продленного дня. Это именно тот человек, который будет находиться с вашим ребенком большую часть времени. Откровенно расскажите ему о ребенке, о его привычках, особенностях, его слабостях. И обязательно оставьте ему все Ваши телефоны, и рабочий, и домашний.
- Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются в школу. Ребята кладут в ранец совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Поэтому, уважаемые родители, не поленитесь заглянуть в расписание уроков и проверить содержимое ранца. Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его внимание и воспитаете в нем самостоятельность.
- Подружитесь с родителями других детей. Тем самым Вы получите гораздо больше информации о школе, о делах класса , а также о жизни вашего ребенка в школе.
- И самое главное - никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета, когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы современной семьи Примеров проблем, с которыми сталкиваются современные семьи, достаточно. На разных стадиях жизненного цикла семьи проблемы различны. Разрушение института семьи потеря духовности и вседозволенность быстротечный ритм жизни смешение культур увеличение количества больных детей или нежелание супругов их иметь
Демографические проблемы семьи. Малодетность семьи - первая по значимости проблема По последним статистическим данным сегодня в России насчитывается около 42 миллионов семей - половина из этого количества не имеет детей у большинства - один ребенок количество же многодетных семей варьирует в районе от 3 до 5%.
Социальные и экономические проблемы семьи Кризис родительства , т.е. отказ отца и/или матери от выполнения своих родительских обязанностей, отказ от детей. Сегодня в России 0,6 млн. детей- сирот. При этом 90 % из них брошены родителями. Это говорит о забвении ими материнского и отцовского долга. Чаще всего причинами этого являются внебрачные связи молодых (и даже малолетних) женщин, обрушившаяся на многих людей бедность.
Разрушение института семьи Определенные роли мамы и папы уже не столь ясны и однозначны. Сегодня изменилось отношение в обществе к женщине, которая часто сегодня, не вступая в брак, рожают и самостоятельно растят ребенка. Распространены в настоящее время и гражданские браки. Заключаются они на основе договора. То есть люди могут жить несколько лет вместе, родить ребенка, но по факту семьей как таковой они не являются.
Растущая эмансипация женщин Все более активное участие женщин в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. Женщины сегодня стали настолько независимы от мужчин и материально, и морально, что это ведет к перераспределению социальных ролей. Большинство семейных женщин просто вынуждены работать, чтобы кормить семью. Отсутствие детей или не желание иметь их - вот еще одна отличительная черта многих (конечно, не всех) современных семей.
Потеря духовности и вседозволенность Молодые люди, вступают в брак. Но подчас они не ощущают истинных духовных обязательств, а лишь скрепляют отношения печатью в ЗАГСе. А все потому, что молодежь просто не боится потерять семью. Не способствует развитию духовных ценностей наше телевидение и другие средства массовой информации пропагандой свободны взглядов на отношения.
Столкновение разных культур в одной семье Это еще одна проблема именно современных ячеек общества. Разный менталитет, вероисповедание, отношение к событиям в мире и друг к другу. С появлением детей разногласия только усиливаются. Часто ребенок становится предметом (как ни странно это звучит) дележки между родителями при разводе.
Сегодня все больше увеличивается число больных детей и детей-инвалидов. Это связано и с экологическими проблемами, и с тем, что молодые люди недостаточно серьезно относятся к своему здоровью, и с многими другими причинами.
Быстротечный ритм жизни. Это еще одна проблема, которая сегодня как никогда актуальна. Много работать, больше зарабатывать - вот ценности современной молодежи. Откуда же здесь взять время на семью Итак, примеров проблем, с которыми сталкиваются современные семьи достаточно. Следует лишь помнить, что все они не фатальны и решаемы.
Пути решения семейных проблем В настоящее время необходимо всестороннее изучение названных проблем. На основе полученных данных следует обосновать научно- практические программы подготовки молодежи, к разработке жизненных стратегий, а также формирование положительных установок на построение адекватных семейно- брачных отношений. Приоритетной составляющей социально- экономического развития нашей страны должна стать эффективная единая политика в отношении семьи, детей и молодежи, отвечающая главным ориентирам социального развития
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников
- Начинается подростковый период. Выброс гормонов вызывает то понижение, то повышение работоспособности, чередование хорошего настроения и ухода во внутренние переживания. В период снижения настроения и упадка энергии может появиться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, труду. На этой почве происходят срывы в учебе, ссоры со сверстниками и взрослыми. Все это говорит об импульсивности, неумении продумывать свои действия, их последствия. Поэтому следует максимально щадить слабую нервную систему детей, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе.
- Занятия спортом или прогулки. Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка.
- Делать домашнее задание вместе с ребенком (но не за него). Выполнение домашнего задания не должно занимать более 2.5 часов. Домашнее задание должно составлять 1/3 объема выполненного в классе.
- Происходят некоторые сдвиги в мышлении. Их уже не удовлетворяет внешнее восприятие предметов, им нужно понять суть, причинно-следственные связи. Не менее важной задачей является развитие навыков самостоятельной деятельности, чувства долга и ответственности за свои поступки.
- Постоянно разговаривать о морально-нравственных принципах поведения в обществе.
- Сохранять телесный контакт (массаж на ночь, обнимать).
- Формирование позитивной учебной мотивации («Учиться нужно, учеба – это хорошо»). Очень важно стимулировать познавательные потребности, формировать желание узнавать новое.
- Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».
- Необходимо учитывать следующие особенности пятиклассников: стремление к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми; важность мнения окружающих, стремление к самоутверждению, в периоды спада настроения возможно стремление к обособлению.
- Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
- Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
- Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Рекомендации для родителей пятиклассников
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
- Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
- Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
- Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
- Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
- Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают что–то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
- Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
- Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
- Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
- Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
- ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка его учебных делах, желательно обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"
Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...
Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени общего образования".
Выступление на педагогическом свете с презентацией "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени основного общего образования""...
Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе
Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы....
Адаптация учащихся 6, 7 классов к условиям совместного обучения в школе I,II вида.
О создании успешных условий в учебном процессе для учеников совместного обучения....
Справка по итогам ВШК «Адаптация учащихся 5-х классов при переходе из школы первой ступени на вторую».
Материал будет полезен начинающим завучам при работе с учащимися с ОВЗ....
Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»
Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...
Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.
Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....