Статья "Музыка в повседневной жизни"
статья на тему

Ильина Екатерина Николаевна

Рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.doc28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Музыка как часть повседневной жизни.

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?

А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких ему людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух!

   Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвертой неделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками- создание материальной основы интеллекта- происходит у зародыша человека задолго до рождения. Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг еще не родившегося ребенка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, ее голос, удары сердца и звуки извне- музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребенок еще до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на все последующее развитие.

   Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух матерью до их рождения.

Музыка, звук  непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или  напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белью, коляска, стены комнаты, где находится ребенок, были яркими, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.

Малыш растет, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от нее удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства : радость, грусть, разочарование, тревогу.

А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние – чувство вины.

Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.

С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки. Приговорки, прибаутки, сказки, а позже былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляниях сопровождали его всю жизнь.

«Над новорожденным поют, поют при апогее его развития, на свадьбе, поют и при его погребении; поют идя с тяжелой денной работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда идя на штурм. Реальность песни заключается в истине высказанного чувства», - писал А.А.Фет. А несравненное воскресное общее пение в церкви во время службы?

Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина и дворянина, для которого вечерние домашние пения и музыцирование также были само собой разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.

Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируется правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)

Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...

элективный курс "Химия в повседневной жизни"

Программа элективногокурса предназначена для учащихся 10-11-х классов универсального профиля. Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии....

Правила безопасного поведения в повседневной жизни

Вопросы безопасности при проведении уроков особенно важны для занятий по физике и химии. На этих предметах изучаются явления, которые содержат в себе потенциальную опасность для человека. В то же врем...

Проценты в повседневной жизни

Презентация к научно - исследовательской работе по математике...

История повседневной жизни Англии XVI– начала XVIIвека через призму работ В. Шекспира.

Учащиеся 8-го класса представили статью, отражающую быт английского общества  XVI– начала XVIIвека на основе произведений В. Шекспира, а также дали выступление на открытом уроке, в...