Помогите малышу заговорить.
консультация на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

Консультация учителя-логопеда для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogite_malyshu_zagovorit.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как правило, родители озабочены речевым развитием детей. Часто от них можно слышать: «Мой ребенок не говорит, мой ребенок говорит шепотом», «Мой ребенок повторяет одни и те же слова».  Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило, не беспокоят родителей, наоборот, слишком богатый словарь ребенка вызывает у них гордость. Такие проблемы, как системные нарушения речи у детей со сниженным интеллектом, недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи у детей с апраксическими расстройствами, речевые нарушения у детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушение  иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие речи у детей со сниженным слухом, требуют своевременной помощи ряда специалистов. Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи  ребенка.

Основные задачи логопеда дошкольного учреждения – определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям , наметить план коррекционной работы с ребенком, выбрать профиль учреждения для дальнейшего обучения, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях. Для решения этих задач логопед проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и групповые занятия для ознакомления с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы, наблюдения за своим ребенком, за его поведением на занятии, качеством усвоения учебного материала. К сожалению, нередко родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие воспитательные и образовательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации – это преемственность в работе между логопедом и родителями, залог ее успешного решения, так как не только совместные усилия обеих сторон дают положительный результат.

Речь – сложная психическая функция. Не являясь  врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей деятельности в целом.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что после 3-х лет речь ребенка практически становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению,  но и отрицательно влияют на развитие личности.

Полноценно развитая речь возможна только при  хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому, взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.

Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать  собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребенку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за отсутствием их в собственной речи.

Учитывая тяжесть речевого дефекта ребенка, следует обращаться к нему к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с правильным грамматическим оформлением.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ним новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами  в речевой контакт. Задействуйте его эмоциональный фон. Для этого в домашних условиях существует масса  возможностей, например настольный кукольный театр или пальчиковые персонажи  (бибабо). Эмоционально окрашенная ситуация   побуждает стремление  к общению, но диапазон эмоций  может быть как положительный, так и отрицательным. Не избегайте детских слез, они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, следует не только пожалеть  его, но и дать ему возможность рассказать, что случилось. Иногда слово бо-бо – одно из первых достижений вашего ребенка. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьёзные  проблемы в развитии, индивидуален.

Обязательно следует учитывать психологические особенности и состояние  ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желание говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и  просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизирую и развивая произвольное внимание. Наиболее часто родителей волнует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основная роль в его исправлении принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить его комментировать ваши и свои действия, развивая планирующую и регулирующую функцию речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, умении  планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли  логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зависимости.

При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию  песенок, колыбельных. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействие с малышом развитие его речи может задерживаться, особенно это касается детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мам, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

Список использованной литературы.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.1996
  2. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие  речи  у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  3. Журнал «Логопед» №7, 2010г.// Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Как помочь ребёнку с нарушением в развитии заговорить?»

Этот вопрос волнует многих  мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка аморфных  слов  или не говорит вообще. Забота о своевременном формировании речи ...

Конспект коррекционно- развивающего занятия "Как индюк заговорил"

Конспект коррекционно- развивающего занятия "Как индюк заговорил"...

Исследовательская работа по русскому языку "Особенности языка лечебных заговоров потомственной сибирской целительницы Натальи Степановой"

В исследовании рассматривается неоднозначное отношение людей к такому явлению, как заговор.Автор работы пытается выяснить особенности языка заговоров потомственной сибирской целительницы Натальи Степа...

"Помогите заговорить!"(список методической литературы по стимуляции речевого общения)

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказат...

Консультация для родителей "Помоги малышу услышать музыку"

Какие родителям необходимо создать условия в семье для успешного музыкального развития малыша....

Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!»

Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!» 3 класс. 7 октября 2022 г....

Социальный проект "Помогая другим, помогаем себе"

Реализация проекта создает условия для вовлечение подростков в волонтерское движение....