Помогите малышу заговорить.
консультация на тему
Консультация учителя-логопеда для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как правило, родители озабочены речевым развитием детей. Часто от них можно слышать: «Мой ребенок не говорит, мой ребенок говорит шепотом», «Мой ребенок повторяет одни и те же слова». Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило, не беспокоят родителей, наоборот, слишком богатый словарь ребенка вызывает у них гордость. Такие проблемы, как системные нарушения речи у детей со сниженным интеллектом, недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи у детей с апраксическими расстройствами, речевые нарушения у детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушение иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие речи у детей со сниженным слухом, требуют своевременной помощи ряда специалистов. Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребенка.
Основные задачи логопеда дошкольного учреждения – определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям , наметить план коррекционной работы с ребенком, выбрать профиль учреждения для дальнейшего обучения, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях. Для решения этих задач логопед проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и групповые занятия для ознакомления с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы, наблюдения за своим ребенком, за его поведением на занятии, качеством усвоения учебного материала. К сожалению, нередко родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие воспитательные и образовательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации – это преемственность в работе между логопедом и родителями, залог ее успешного решения, так как не только совместные усилия обеих сторон дают положительный результат.
Речь – сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей деятельности в целом.
Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что после 3-х лет речь ребенка практически становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.
Полноценно развитая речь возможна только при хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому, взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.
Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребенку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за отсутствием их в собственной речи.
Учитывая тяжесть речевого дефекта ребенка, следует обращаться к нему к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с правильным грамматическим оформлением.
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ним новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте его эмоциональный фон. Для этого в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр или пальчиковые персонажи (бибабо). Эмоционально окрашенная ситуация побуждает стремление к общению, но диапазон эмоций может быть как положительный, так и отрицательным. Не избегайте детских слез, они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, следует не только пожалеть его, но и дать ему возможность рассказать, что случилось. Иногда слово бо-бо – одно из первых достижений вашего ребенка. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьёзные проблемы в развитии, индивидуален.
Обязательно следует учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желание говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизирую и развивая произвольное внимание. Наиболее часто родителей волнует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основная роль в его исправлении принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить его комментировать ваши и свои действия, развивая планирующую и регулирующую функцию речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зависимости.
При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию песенок, колыбельных. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействие с малышом развитие его речи может задерживаться, особенно это касается детей с индивидуальными особенностями.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мам, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
Список использованной литературы.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.1996
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Журнал «Логопед» №7, 2010г.// Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/02/picture-61974-1546409741.jpg)
« Как помочь ребёнку с нарушением в развитии заговорить?»
Этот вопрос волнует многих мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка аморфных слов или не говорит вообще. Забота о своевременном формировании речи ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/19/picture-86654.jpg)
Конспект коррекционно- развивающего занятия "Как индюк заговорил"
Конспект коррекционно- развивающего занятия "Как индюк заговорил"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/19/picture-108368-1479550900.jpg)
Исследовательская работа по русскому языку "Особенности языка лечебных заговоров потомственной сибирской целительницы Натальи Степановой"
В исследовании рассматривается неоднозначное отношение людей к такому явлению, как заговор.Автор работы пытается выяснить особенности языка заговоров потомственной сибирской целительницы Натальи Степа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-879723-1484756658.jpg)
"Помогите заговорить!"(список методической литературы по стимуляции речевого общения)
Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказат...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/30/picture-436516-1398882493.jpg)
Консультация для родителей "Помоги малышу услышать музыку"
Какие родителям необходимо создать условия в семье для успешного музыкального развития малыша....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-90410-1354090157.jpg)
Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!»
Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!» 3 класс. 7 октября 2022 г....
Социальный проект "Помогая другим, помогаем себе"
Реализация проекта создает условия для вовлечение подростков в волонтерское движение....
- Мне нравится (1)