Мастер класс для родителей "Игра как средство общения"
план-конспект урока на тему
Данный мастер-класс разрабатывался и реализуется в рамках осуществления деятельности по профилактики насилия в семье и ориентирован на семьи, находящиеся в социально-опасном положении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_s_roditelyami.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Н. Щербакова,
социальный педагог
бюджетного учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – ЮГРЫ
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
Отделение психолого – педагогической помощи
«Экстренная детская помощь»
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРА КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ»
(профилактика жестокого обращения)
Данный мастер-класс разрабатывался и реализуется в рамках осуществления деятельности по профилактики насилия в семье и ориентирован на семьи, находящиеся в социально-опасном положении.
Цель: формирование позитивных установок, способствующих коррекции родительского поведения;
Задачи:
развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
развитие доверия к другим людям;
снятие психоэмоционального напряжения.
План проведения:
1. Организационный момент.
2. Беседа “ Что такое педагогическое общение?”. “Кувшин наших эмоций”.
3. Упражнение: “Правила плохих родителей”.
4. Мастер класс (подвижные игры)
5. Практикум “Варианты общения”
6. Презентация “Дети дают советы”
7. Рекомендации для родителей «Как интересно провести выходные с детьми»
Обратная связь. Упражнение “Коробочка пожеланий”.
Ход мероприятия
1.Подготовительный этап
Подготовить наглядный материал “Кувшин наших эмоций”
Подготовить презентацию “Дети дают советы”
Подготовка памятки для родителей “Способы и правила общения с детьми”
2. Организационный этап
Вначале собрания перед педагогом стоит задача сконцентрировать внимание родителей, объединить общей идеей. Для этого проводится игра “Европейский город”. Для проведения игры педагог и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола. Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара – здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Реквизит: Колокольчик
3. Этап проведения беседы: “Что такое педагогическое общение?”. “Кувшин наших эмоций”.
Педагог:
- Что такое педагогическое общение? Это - … (система взаимодействия родителя с детьми с целью их познания, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата).
- Как вы думаете, что является условием успешного общения с детьми? (Главное условие успешного общения – это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций).
- Психологи различают 6 основных видов эмоций. Какие самые неприятные? (Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека , его психику, здоровье; и его взаимоотношения с окружающими).
Давайте представим “кувшин” наших эмоций. В первой – самой верхней его части (открывает 1 часть) – гнев, агрессия, раздражение. Подумайте, а от чего возникает гнев?
(Высказывания родителей)
Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев – чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывает 2 часть кувшина на рисунке) боль, обида, страх. Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда “кувшина наших эмоций”.
Педагог: Боль, обида, страх возникают у человека (открывает 3 часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность. Например, потребности:
· В любви – познании;
· Внимании – свободе;
· Ласке – независимости;
· Успехе – самоопределении;
· Понимании – самосовершенствовании;
· Уважении – развитии;
· Самоуважении;
· Реализации собственного потенциала.
Давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течение дня в детском саду, дома: “Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка… Гулять не пойдешь, пока…” Если умножить эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит… Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей! Ребенку постоянно приходится доказывать себе и взрослым, что он чего-то стоит!
“Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…, а просто за то, что он есть (открывает 4 часть кувшина). Базисные стремления: “Я - хороший. Я- любим. Я – ЕСТЬ”.
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких людей. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне. Окружающие люди, в первую очередь родители, строят его!
Вывод: положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
4. Упражнение: “Правила плохих родителей” Реквизит: листы, ручки
Педагог: “А сейчас я хочу попросить вас составить правила “плохих пап”, а мамы составляют правила “плохих мам” индивидуально на листочке, затем зачитать по желанию.”
( Примеры: “Никогда не играй со своим ребенком”, “Не спрашивай его об увлечениях, интересах”, “Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж”.)
Обсуждение: Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? ( Чтобы никогда не следовать им).
5. Мастер - класс.
Сейчас мы поиграем с вами в игры направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности, а также способствующие эмоциональному и двигательному раскрепощению. В них вы сможете играть со своими детьми.
“Путаница” Реквизит: Бодрящая музыка
Участники игры встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого участника, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Таким образом образуется путаница.
Задача участников – распутаться, не отпуская рук.
В этой игре используется веселая, бодрящая музыка.
“Сборщики” Реквизит: игрушки
Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего обеими свободными руками каждая группа должна собрать как можно больше предметов.
При сборе используется веселая энергичная музыка.
6. Этап проведения практикума “Варианты общения”.
Педагог предлагает родителям разбиться на пары ( или вызывается разные пары родителей для демонстрации позиций).
· Позиция “Синхронный разговор”. Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, “Книга, которую я прочел недавно”. По сигналу ведущего разговор прекращается.
· Позиция “Спина к спине”. Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, А другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
· Позиция “Низко – высоко”. Один участник из пары садится на маленький стульчик, другой встает перед ним на стул.
· Позиция “Далеко – близко”. Участники садятся на стулья на расстоянии
3- 4 метров друг от друга.
Обсуждение:
1. Комфортно ли вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях?
2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
4. Что помогает вам в общении?
7.Презентация “Дети дают советы”.
Педагог. Мы просили детей дать свои советы папам и мамам, давайте проанализируем их.
Просмотр слайдов.
Обсуждение. Какие эмоции вызывают у вас советы детей?
Как хочется их прокомментировать или лучше задуматься и помолчать.
Вывод. Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявления искренней заботы о родителях.
8. Советы (Приложение)
9. Обратная связь.
Упражнение “Коробочка пожеланий” Реквизит: листы, ручки, коробочка
Всем участникам предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на собрании, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в коробочку – пожеланий.
Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
Ведущий: Я благодарю всех за участие и откровенность. Спасибо. Всего доброго!
Рекомендации для родителей
«Как интересно провести выходные с детьми»
Детство – самая счастливая пора. И самые лучшие воспоминания о детских годах остаются на всю жизнь. Как проходят выходные дни в вашей семье? Как интересно провести досуг в кругу семьи?
Можно организовать показ театра и дома. Например, для постановки спектакля «Теремок» могут пригодиться мягкие или резиновые игрушки. Домик (теремок) можно сделать из картонной коробки с вырезанными окошками. На стенках коробки рисуем маркером или фломастером «кирпичики» или «брёвнышки» – эту работу можно выполнять вместе с детьми. Вокруг терема можно выставить «деревья»: искусственную ёлку, если есть, искусственные или живые цветы, большие ветки. Всё готово, начинаем представление…
Дети очень любят лепить. Солёное тесто отлично заменяет пластилин и даже имеет ряд преимуществ: после его оттирания с пола на ценном паркете не остаётся цветных пятен, оно гораздо легче вымывается из волос ребёнка; к тому же малыша, съевшего внушительный кусок «строительного материала» не нужно вести к врачу.
Тесто приготовить очень просто: мука, вода, соль и немного подсолнечного масла смешиваются до требуемой консистенции (чтобы хорошо лепилось). Мука и соль берутся в одинаковом количестве, а воды на треть меньше. Если лепится плохо, добавить воды.
Что лепить? Колбаски, колечки, шарики. Из каждого маленького кусочка теста можно делать лепёшку или монетку. Если надавить на лепёшку настоящей монеткой – получится отпечаток. Можно вылепить простые фигурки: снежная баба, гусеница (много разноцветных шариков, уложенных друг за другом в ряд; самый первый в ряду – с рожками и глазками), лодочка (раскатать в ладошках толстое «веретено» – в середине потолще, к концам сужающееся) и пальцами сделать внутри углубление. А ещё можно вылепить разные пирожные, булочки, торты – дети любят играть в «Магазин». Все фигурки можно потом покрасить краской и играть.
Но самое важное, что остаётся в памяти у детей – праздники.
Если вы не хотите, чтобы гости носились взмыленные по квартире – заранее подумайте, чем вы их можете занять.
Предлагаем вам интеллект – шоу.
Все дети любят и знают сказки. Задайте им сказочные вопросы:
1. Назовите героиню сказки, которая на балу потеряла туфельку?
2. Кто из героев русской сказки был из теста?
3. В кого превратился братец Иванушка, когда попил воду из лужицы?
4. Чем волк из русской народной сказки ловил рыбу в проруби?
5. Назовите друзей Маугли.
6. Как зовут доктора к которому приходят лечиться «и корова, и волчица»?
7. Кто едва не погубил Буратино в первый день его жизни?
8. Кто такой Вини Пух?
9. Куда отправился Буратино вместо того чтобы идти в школу?
10. Как звали друга Вини Пуха?
11. Кто они – Алиса и Базилио?
12. Что потерял ослик Иа?
13. Что больше всего любил Вини Пух?
14. Как Мальвина наказала Буратино?
15. Как звали русалочку в мультфильме?
Самых лучших знатоков сказок наградите призами.
После интеллектуальных вопросов можно предложить отдохнуть и поиграть в «Танцевальный марафон».
Детям предлагают потанцевать. Звучат фонограммы:
- Рок-н-рол;
- Цыганочка;
- Танго;
- Вальс;
- Русская мелодия.
Дети танцуют, а вы выбираете лучших танцоров и в конце игры награждаете их призами. Так что всё в ваших руках. Не бойтесь, фантазируйте и вам не придётся скучать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер-классу "Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии"
Презентация к мастер-классу в которой представлены виды техники скрапбукинга, варианты оформления скрап-странички, этапы работы...
Мастер-класс "Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре"
Материал содержит конспект и презентацию по теме "Народная кукла"...
мастер-класс «Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей стандарта второго поколения»
мастер-класс учителя математики...
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...
мастер- класс "Внеклассная работа как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка"
Разработка мастер- класса внеклассной работы по иностранному языку с различными видами внеклассной работы...
Мастер - класс «Ситуативные задачи как средство оценки ключевых компетентностей учащихся».
Разработка включает презентацию и ход мастер-класса с заданиями для работы в группах....
Мастер-класс "Пойми меня, или Культура общения лидера" для обучающихся 7-10 классов
Данный мастер-класс проведен в рамках реализации программы объединения "Лидер" МКОУ ДО Таловского детско-юношеского центра им. Титова Ю.Т. участники мастер-класса - обучающиеся 7...