Консультация «Профилактика речевых нарушений»
консультация на тему

Архипова Надежда Андреевна

   Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речное окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраивайтесь под него, «сюсюкая и ломая язык».  Говоря «детским»и языком с малышом, вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется  в общении с вами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Профилактика речевых нарушений»

         Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близкими людьми. Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо если положительную) сам не участвует  в игре, сказке,  не может задать вопроса  - он молчит. Для детей более старшего возраста (5 – 7 лет) длительные телепросморы также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития  - до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами.  Смотрите с ним, поясняете и рассуждайте вместе.

Ограничивайте телевизионное общение во времени

    Неправильное речевое окружение и воспитание также могут являться причиной возникновения у детей дефектов речи. В таком случае ребенок не с состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируются неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это в свою очередь приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Меры профилактики речевых нарушений

   Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речное окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраивайтесь под него, «сюсюкая и ломая язык».  Говоря «детским»и языком с малышом, вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется  в общении с вами. Вредно  сказывается на звукопроизношении длительное сосание соски (пальца). Читая ребенку , беседуя с ним. Отвечая на вопросы, тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается ее грамматический строй речи, совершенствуете речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда , даже если вы устали , не говорите ребенку «Отстань», «некогда» - эти вы тормозите развитие ребенка, снижаете его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.

  Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. Все чаще перед поступлением в школу родители детей , не посещающих детский сад, с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а забавная для родителей картавость – это отклонения от нормы. Самое неприятное – то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, напротив, с каждым годом все больше детей, нуждающихся в помощи логопеда. В чем причина этого явления? Что в связи с этим необходимо знать всем родителям?

Нарушение речи определяется отклонением речи от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

  Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются и требуют логопедического вмешательства. Неправильная речь может отражаться на дальнейшем развитии ребенка, задерживая и искажая его, может затрудняться обучение школе.

Причинами речевых нарушений

- ухудшение экологической обстановки;

- увеличение числа патологии беременности;

-  увеличение количества родовых травм;

- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

- различные социальные причины.

   Речевые нарушения разнообразны от нарушения произношения звуков до полного отсутствия речи в случае  тяжелых речевых расстройств (алалия и афазия), когда ребенок или взрослый объясняется отдельными жестами. Часто встречается такой вид  речевого нарушения, как заикание (логоневроз), - от легкой формы до тяжелой , когда из – за нарушения речевого дыхания , спазмов и судорог в речедвигательном и дыхательном аппарате речь практически невозможна.

   Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалия), связанные с грубыми врожденными анатомическими аномалиями, - расщелины неба, верхней губы, крыльев носа. У таких детей из – за аномалии в строении речевого аппарата не могут самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь непонятна, с носовым оттенком. Неправильное произношение может формироваться и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением зубов.

    Отрицательное воздействие на формирование речи могут оказывать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого, ограниченное языковое общение с ребенком . беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, - если в семье этого нет, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год

Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...

Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой,  общей и артикуляционной  моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....

Профилактика речевых нарушений. Советы логопеда.

Советы логопеда для родителей детей 2-4 лет. Что необходио делать, чтобы ребенок хорошо говорил....

Консультация "Развитие речи. Профилактика речевых нарушений."

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...

«Требования к организации предметной среды с целью речевого развития и профилактики речевых нарушений»

В статье изложен материал о нормативных требованиях к организации предметно-пространственной среде группы, значение для речевого развития. Даны методические рекомендации по содержанию речевого центра,...

Консультация для родителей ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАННЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Материал  для выступления на родительском собрании по вопросам профилактики нарушений речи в раннем дошкольном возрасте....