Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних. Родительское собрание
классный час (6 класс) на тему
Родительское собрание.
Классный руководитель 6А класса Бутенко ТН
Цель: повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_sobranie_otvetstvennost_roditeley_za_pravonarusheniya_nesovershennoletnih.docx | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних
Родительское собрание.
Классный руководитель 6А класса Бутенко ТН
Цель: повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи: познакомить родителей с нормативно-правовыми документами; содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова,
наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить
по-человечески.
Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот
должен начать воспитание с самого себя.
/А. Н. Острогорский
- (слайд 1)
Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия - ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечают дети, еще не достигший 18 лет?
О том, как несовершеннолетний и его родители должны относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня. Что же значит слово "ответственность"?
- (слайд 2); (слайд 3); (слайд 4)
В академическом "Словаре современного русского литературного языка" это слово объясняется как "возлагаемое на кого-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия". Значит, ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. В чем суть моральной ответственности? Прежде всего в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок. За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: чувство стыда, угрызения совести виновного в аморальном поступке лица; общественное осуждение со стороны коллектива в виде отрицательного мнения о лице или его действиях; меры общественного воздействия со стороны общественной организации, товарищеского суда. Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность. Однако среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура/. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством. Нормы государственного права выражают волю всего народа, их выполнение - непременное условие благополучия страны. Вот почему особенно нетерпимы различные отклонения от правовых норм и, прежде всего, среди несовершеннолетних.. Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, своих товарищей, если не уясните себе одну важную истину: отрицательные влияния на подростков могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения - поступать так или иначе. Вместе с тем, учитывая детский возраст, незрелость и конечно, вину взрослых в некоторых детских правонарушениях, закон наказывает несовершеннолетнего намного мягче, чем взрослого. И это справедливо. Но не следует злоупотреблять этой справедливостью.
- (слайд 5)
Что же приводит их на путь нарушения закона? Нередко процесс этот начинается с обыкновенной лени, разболтанности, недисциплинированности, нежелания выполнять простые обязанности учащегося: уважать учителей, родителей, товарищей, добросовестно относиться к учебе, общественной работе, не нарушать распорядка школьной жизни. Плохая успеваемость приводит к обеднению знаний, умений, навыков. Не развивается речь, память, воображение. Ученик начинает отставать от своих товарищей. На уроке ему скучно, может быть, неловко. Любой вопрос может застать врасплох. Нарушается привычная связь с одноклассниками. Тогда он ищет товарищей среди таких же, как сам, отстающих и недисциплинированных учеников. Образуются группы трудных подростков, в которых нередки сквернословие, курение и даже употребление спиртных напитков. Члены таких групп слоняются по улицам, пристают к другим ребятам. Особенно охотно к девочкам. На кино и сигареты нужны деньги. Где их достать? И вот деньги вымогаются у младших. Вымогательства сопровождаются запугиванием, угрозами. Постепенно увеличивается диапазон правонарушений: драки, оскорбления, употребление спиртного...Затем происходят кражи, хулиганство, насилие... Это, так сказать, примитивный путь к правонарушениям. Тех, кто встает на него, характеризуют крайне бедные духовные интересы, чрезвычайно низкий культурный уровень, неумеренные материальные потребности. По другому пути идут избалованные подростки, оберегаемые любящими родителями от малейших трудностей и забот. Они могут хорошо учиться, довольно прилично вести себя в школе, но в семье, на улице, во время досуга преображаются. Их отмечает беспечное отношение к жизни, стремление урвать побольше удовольствий, превратить жизнь в сплошную цепь развлечений. Они не помогают в хозяйстве, не облегчают домашних забот матери. Эгоизм становится преобладающим их качеством. Все для себя, любой ценой. Модная одежда, диски... Пытающиеся урезонить их взрослые становятся врагами. "Нас не понимают", - с презрением к окружающим говорят они. С пренебрежением начинают они относиться к труду, к простым людям. Необходимость постоянно тянуться за модой, иметь самое модное, толкает их в круг ловкачей, спекулянтов, воров, где они проходят университеты паразитического образа жизни. Нравственные ценности теряют для них всякий смысл. Происходит нравственный распад личности, полная духовная деградация, при которой правонарушение не кажется уже невозможным. Таким образом, способность совершать правонарушения подразумевает отсутствие четких нравственных и правовых ориентиров, активной общественной позиции, моральной ответственности.
- (слайд 6)
Правонарушение - прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни. Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. К правонарушениям относятся бродяжничество; драка; кража личного имущества; угон автомобиля; убийство; вандализм; хранение распространение, хищение или вымогательство: наркотических средств; оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; мошенничество. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм. Существует несколько видов юридической ответственности. Законом предусмотрены уголовная, административная, дисциплинарная и др. виды юридической ответственности. Мы с вами поговорим сегодня об этих видах ответственности несовершеннолетних. С несовершеннолетними работают школа, КДН, общественные организации.
(слайд 7)
Уголовная ответственность, как форма принуждения, в применении к несовершеннолетним преследует цель вернуть их на правильный путь, показать пагубность, опасность для них самих и для общества, их преступных деяний. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее. Уголовную ответственность несут не все дети несовершеннолетние, а только те, которые достигли определенного возраста.
Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 20]
- Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
- Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности
за убийство (статья 105),
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111),
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126),
изнасилование (статья 131),
(слайд 8)
насильственные действия сексуального характера (статья 132),
кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163),
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166),
умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167),
террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207),
хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214),
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226),
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229),
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.
Подростки, которые портят телефонные аппараты, срезают трубки, делают ложные сообщения о готовящихся террористических актах, отнюдь не шалуны, не озорники, даже если им самим это кажется всего лишь развлечением. Они совершают уголовное преступление, повреждают и похищают государственное имущество, мешают людям пользоваться общественной телефонной связью. Не менее опасны для людей и такие "игры", как бросание камней в окна электричек, подкладывание на рельсы различных предметов. Подростки, которые видят в этих действиях признак какой-то особенной смелости, забывают о том, что, играя подобным образом, они наносят государству большой материальный ущерб, создают опасность для здоровья пассажиров. Многие из подростков считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, т.е. достигшие 18 лет. Некоторые учащиеся не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами. Иные полагают, что за их проступки должны отвечать взрослые. При определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, действующее законодательство учитывает прежде всего возрастные возможности и особенности несовершеннолетних. 14 лет- это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков. Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Их жизненный опыт включает обыденные представления о простых нормах морали, о правовом регулировании - со стороны государственных органов - общественной жизнью. Достаточно высока мера их личной ответственности за свои поступки. В этом возрасте активно складывается мировоззрение.
- (Слайд 9)
Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им заблагорассудится. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. Но не следует забывать, что, кроме уголовной ответственности, существуют иные виды ответственности, в частности и такие, как моральная ответственность, ответственность перед родителями, коллективом, наконец, ответственность перед самим собой. И воспитывать в себе чувство ответственности нужно с самого раннего возраста. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, применяется либо наказание (т.е. привлечение к уголовной ответственности), либо применение принудительных мер воспитательного воздействия.
(Слайд 10) (Слайд 11)
Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 20] [Статья 20.22]
Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей
Помимо родителей, к ответственности могут быть привлечены опекуны и попечители, приемные родители (приемная семья как форма осуществления опеки на возмездных условиях), лица, усыновившие (удочерившие) детей в судебном порядке, то есть де-юре ставшие для ребенка родителями.
(слайд 12)
Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения.
К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, приобретение самогона и др.), (слайд 13)
а к лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.) - на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. (слайд 14)
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применять довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направлять в лечебно-воспитательное либо учебно-воспитательное учреждение: в возрасте от 11 до 14 лет - в спецшколу, в возрасте от 14 до 18 лет - в спецпрофучилище. (слайд 15)
За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из данной школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы может быть произведено только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних.
(слайд 16) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» меры воздействия в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности и совершивших общественно-опасные деяния их родителей или иных законных представителей применяются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Итак, за совершенное преступление несовершеннолетним назначаются следующие виды наказаний:
а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы ; д) ограничение свободы; е) лишение свободы на определенный срок.
Штраф несовершеннолетнему может быть назначен как при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое допустимо обратить взыскание, так и при отсутствии таковых. Однако по решению суда, штраф может выплачиваться родителями либо законными представителями несовершеннолетнего с их согласия. Штраф назначается в размере от 1 тысячи до 50 тысяч рублей, либо в размере дохода осужденного (например, от зарплаты) за период от 2 недель до 6 месяцев.
В ст.88 УК предусмотрено назначение несовершеннолетнему наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. Срок: до 5 лет основного наказания и до 3 лет дополнительного. Реально эта мера наказания может назначаться несовершеннолетним в возрасте 16-17 лет, которые фактически могут и юридически вправе заниматься легальной деятельностью, например, торговлей или кустарным промыслом (торговля газетами, мороженым и другое). Ярким примером также является запрет на управление мопедом в результате неоднократных нарушений правил дорожного движения.
Обязательные работы - новый в законодательстве вид наказания. Обязательные работы несовершеннолетнему могут назначаться на срок от 40 до 160 часов; они состоят в выполнении посильных для него бесплатных работ и исполняются в свободное от учебы или основной работы время. Работы могут быть по благоустройству городов и поселков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные работы и другие подобные работы, не требующие особой квалификации. Данный вид наказания должен исполняться в районе жительства несовершеннолетнего.
Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему на срок до 1 года (лицам старше восемнадцати лет исправительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет). Исправительные работы назначаются лицу, не имеющему постоянного дохода, когда из заработка осужденного несовершеннолетнего производятся удержания в пользу государства от 5 до 20 процентов. Отбываются в местах, определенных органом местного самоуправления.
Ограничение свободы является новым основным видом наказания, ранее не известным нашему законодательству, назначается несовершеннолетним. Назначается в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Лишение свободы. Предельный срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать 10 лет; минимальный - 2 месяца. Причем лицам, не достигшим на момент совершения преступления возраста 16 лет - максимальный срок наказания не более 6 лет. Данный вид наказания отбывается в воспитательной колонии. В целях закрепления результатов исправления, завершения общеобразовательного или профессионально-технического обучения осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими 20-летнего возраста. При этом учитываются данные о поведении осужденного за период отбывания им наказания и воспитательно-трудовой колонии, а также его влияние на содержащихся в воспитательно-трудовой колонии других несовершеннолетних.
(слайд 17) Во многом как ведут себя наши дети, какую дорогу выбирают, зависит от нашего родительского участия в воспитании детей. Руководствуясь Конституцией РФ, Законом РФ об образовании, Уставом школы, напомню обязанности родителей по воспитанию подрастающего поколения.
Родители обязаны:
– обеспечивать и защищать права и интересы своих детей;
– воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
(слайд 18)
– обеспечить детям получение среднего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
- выполнять Устав образовательного учреждения;
- обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
– создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка;
– несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения и воспитания, в том числе учебниками, спортивной формой, формой для трудового обучения, сменной обувью и т.д.;
- совместно с образовательным учреждением контролируют обучение ребенка, поведение его в школе и вне ее, в общественных местах;
(слайд 19)
– несут ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности, за поведение детей, занятость их во внеурочное время;
– несут материальную ответственность, согласно Гражданскому кодексу РФ, за ущерб, причиненный образовательному учреждению по вине учащегося.
– посещают родительские собрания, приходят по приглашению любого учителя для беседы - по мере необходимости.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.
(Слайд 20)
Закончить наше собрание мне хочется словами В.А. Сухомлинского
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для родителей (в помощь к родительским собраниям)
Данный материал может помочь классным руководителям во время проведения родительских собраний...
статья "Формы работы с родителями" разработка и презентация родительского собрания
В статье рассматриваются формы работы с родителями. Родители – активные участники образовательного процесса. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важн...
Методическая разработка для работы с родителями "Шаблон приглашений на родительское собрание"
Данные шаблоны помогут педагогу составить красивое и профессиональное приглашение на родительское собрание.Достаточно просто разрезать и раздать.Успехов Вам в работе!...
Ответственность родителей за правонарушения детей
Подбор материала об ответсвенности родителей, в случае нарушения закона несовершенолетними детьми...
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ НА ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ, КОТОРУЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПЕРВОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ...
Тесты для родителей подростков (материалы для родительских собраний)
Собраны тесты,разработанные известными психологами для определения проблемных ситуаций в жизни семей, которые воспитывают подростков....