Взаимодействие с семьей в развитии творческих способностей дошкольников
статья ( класс) на тему
в статье рассказывается о современных инновационных формах взаимодействия с семьями воспитанников по развитию творческих способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_n.kuznetsova.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьей в развитии творческих способностей дошкольников
Кузнецова Наталья Юрьевна, учитель изобразительной деятельности
Детский сад - начальная школа«Росток»СОШ- филиала ЧОУ ВО «ТАУ»
г.Тольятти
Аннотация: в статье рассказывается о современных инновационных формах взаимодействия с семьями воспитанников по развитию творческих способностей дошкольников.
Ключевые слова: семейное воспитание, беседа – практикум, креативные формы развития творческих способностей.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления
Своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности является семья.
Семейное воспитание рассматривается в литературе не только как целенаправленная система воздействий родителя на ребенка, но и как фактор обращения с ним (Захаров А. И.). Взаимоотношения детей с другими членами семьи можно рассматривать как систему, где все части взаимодействуют друг с другом. В любой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей.
Очень важно довести до родителей ту меру ответственности, которая лежит на них в воспитании и развитии ребенка, так как большую роль играет опыт, получаемый ребенком в семье. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависят от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.Влияние родителей - первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование Я - концепции ребенка. Как пишет К. Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении». Благодаря общению со взрослыми у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью».
Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. Среда, благоприятная для развития творческих способностей должна подкреплять креативное поведение детей, предоставлять образцы творческого поведения. Иными словами, предоставление относительной самостоятельности, свободы, выраженное отношение к ребенку и отсутствие излишней требовательности к нему способствуют формированию у него творческих способностей. Родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Важно и необходимо обеспечить ребенка всеми необходимыми материалами и инструментами для занятий художественным изобразительным творчеством дома, не ограничивать свободу творчества ребенка набором фломастеров и только.
На наш взгляд, наиболее эффективная форма работы с родителями по развитию креативных способностей дошкольников и родителей - организация бесед – практикумов, которые предполагают совместную деятельность взрослых и детей. Цель наших встреч - отвлечь взрослых от повседневной суеты и обратить внимание на творческое развитие своего ребенка, возможность пообщаться непосредственно в творческой атмосфере изостудии во время совместного выполнения заданий, предлагаемых педагогом.
Особенность наиболее распространенной формы работы состоит в том, что занятия проводятся со всей семьей, педагог делает для взрослых теоретическое сообщение, а затем в практическую совместную работу с родителями обязательно включаются дети.
Тема первой встречи «Соленое тесто»
Цель: познакомить с новой техникой – лепкой из теста, увлечь данным творческим занятием, убедить в необходимости творческих совместных занятий дома.
Тема второй встречи «Очумелые ручки»
Цель: активизация творческого потенциала родителей, осознание важности и необходимости совместной творческой деятельности родителей со своими детьми, изготовление подарков и сюрпризов своими руками, овладение несложными техниками и приемами при изготовлении поделок, варианты использования различных подручных материалов.
Тема третьей встречи «Разноцветные ладошки»
Цель: увлечь родителей игровыми техниками работы с красками, научить несложным вариантам выполнения работ, дать возможность проявить свое творчество. Убедить в важности и необходимости такой деятельности дома.
Цель наших бесед - практикумов отвлечь взрослых от повседневной суеты и обратить внимание на творческое развитие своего ребенка, возможность пообщаться непосредственно в творческой атмосфере изостудии во время совместного выполнения заданий, предлагаемых педагогом.
Практика проведения подобных мероприятий показала, что у детей и родителей возникает неподдельный интерес к такому виду деятельности.
За короткое время наших бесед невозможно охватить то огромное количество игровых занятий, которыми можно увлечь ребенка, поэтому вниманию родителей предлагаем литературу, в которой можно найти подобные задания и игры.
Список литературы:
- Р. Туфкрео, М. Кудейко «Коллекция идей», Москва 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект. Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. «В гостях у сказки» (кружковая работа).
Педагогический проект.Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности....
«Развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации дополнительной образовательной программы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце»
В статье представлен опыт работы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце» для детей 5-6 лет....
Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...
Мастер- класс по теме «Комплексный подход к развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях «Весёлые нотки »
1.Рассказать о развитии творческих способностей дошкольников студии «Малышок» с применением комплексного подхода по программе «Весёлые нотки» .2. Ознакомить с основ...
Консультация для родителей «Совместная работа семьи и ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников»
Совместная работа семьи и ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников»...
Тема по самообразованию: "Развитие творческих способностей дошкольников"
Тема самообразования: "Развитие творческих способностей дошкольников".Здесь раскрывается проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии ( сущность поняти...
Пути взаимодействия с ресурсами семьи для развития творческих способностей детей
Проблемы воспитания одаренных детей в семье в настоящее время очень актуальны. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том ...