Одарённые дети и окружающая среда
презентация к уроку
Одарённые дети и окружающая среда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "Одарённые дети м окружающая среда" | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеллект – общий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения широкого спектра заданий; способность извлекать пользу из своего прошлого опыта; способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям.
Креативность – способность придумывать нечто новое, представляющее определенную ценность, способность преодолевать традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое время.
Одаренность – «выше среднего общие способности или интеллект, специальные способности и таланты» (1986) Одаренность – «особые способности к обучению, к изобразительным или исполнительским видам искусства» (1872) Одаренность – «выдающиеся способности в одной из областей деятельности» (2000) (Определения из литературы, посвященной проблеме детской одаренности)
США всегда лидировали в области диагностики, предлагая различные методики выявления одаренности и шкалы, позволяющие измерить всё от интеллекта до креативности. Одаренные дети обучались по специальным образовательным программам, созданным в дополнение к тем, которые предлагаются в рамках обычной школьной программы.
В Китае конкурсный отбор для участия в программах для одаренных детей имеет первостепенное значений. За отбором непременно следует специально разработанное обучение, соответствующее способностям учеников. Согласно принятому в Китае определению, одаренность рассматривается как комбинация исключительно высокого от природы интеллекта, ускоренного обучения и позитивного восприятия одаренности.
В Индии термин «одаренный» не получил широкого распространения. Правительство Индии предоставляет стипендии талантливым школьникам, а под талантом подразумевается главным образом академические способности. Школьники, которые успешно выполнили академические тесты, могут посещать школу, в которой предоставляется так называемое «современное» образование.
В Скандинавских странах не существует программ обучения и выявления одаренных. Образовательная политика строится на принципе равноправия, поэтому все школьники получают обучение, отвечающее их потребностям, однако при этом обучение никак не дифференцируется в зависимости от потенциальных способностей. Общественность этих стран не беспокоится о том, что они останутся без «талантов». По результатам международного оценивания школьников Скандинавские страны находятся в первой десятке по математике и развитию вербальных навыков ( письма и чтения).
Образовательная политика Японии в отношении одаренных имеет много общего с политикой Скандинавских стран. Японские учителя соглашаются с тем, что природные способности существуют, но они ничего не значат. Здесь важную роль играет упорный труд. Однако всё большую популярность в Японии приобретают олимпиады. Ученики, продемонстрировавшие способности в одной из областей знаний получают возможность посещать университет.
В Гонконге официальные постановления декларируют необходимость обеспечения специальных условий одаренным школьникам. Среди первоочередных задач в 90-е годы прошлого века назывались формирование команды специалистов по обучению одаренных, а также создание информационно-образовательного центра.
В ряде африканских стран руководители образования отстаивают необходимость принятия концепции одаренности и обеспечения необходимых условий обучения. Реализация образовательной политики ЮАР привела к созданию специальных школ для прошедших отбор одаренных детей, а также системы образовательных услуг, в том числе программ обогащения обучения и программ поддержки родителей одаренных.
Процентное отношение числа одаренных к общему числу школьников Различия в процентных отношениях, вероятно, обусловлены использованными методиками выявления. В разных странах применяются различные стандартизированные тесты. Страна Процент школьников Великобритания 5-10 Испания 8,5 Канада 10-15 Австралия 15 Германия 2-3
Математик Л.Л. Терстоун выявил, что если человек обладает высоким интеллектом в одной сфере, это не обязательно означает, что он будет обладать высоким интеллектом во всех других областях. Терстоун поставил задачу отделить социальный интеллект от несоциального, академический от неакадемического и механический от абстрактного. На основе этого утверждения психолог Гиолфорд выделил около 150 видов интеллекта.
Однако до сих пор среди психологов существует два лагеря: «глобалисты» утверждают, что интеллект развивается на основе некой общей способности; «сепаратисты» выступают в защиту множества различных видов относительно независимых интеллектуальных способностей.
Однако высокие творческие способности невозможно предсказать с помощью тестов интеллекта. Для творческого мыслительного процесса характерно ДИВЕРГЕНТНОЕ мышление, а большинство тестов интеллекта требуют усилий КОНВЕРГЕНТНОГО мышления. Дивергентное мышление Конвергентное мышление (поиск способов решения проблемы) (анализ имеющихся знаний)
Способность видеть различные решения одной проблемы значительно отличается от способности выбирать правильный ответ из большого количества информации. Люди, имеющие одинаковые значения IQ , значительно различаются по своей креативности. Тесты интеллекта обычно измеряют такие интеллектуальные способности, которые не участвуют в процессах творческого мышления.
Интеллект не является характеристикой, строго определенной с момента рождения, которой он может обладать или не обладать, он скорее является свойством, которое в значительной мере является результатом взаимодействия генетических, культурных факторов и жизненного опыта. Но можно с уверенностью сказать, что если родители имеют высокий IQ , то их дети с большей вероятностью будут иметь высокие значения IQ . Однако интеллект может серьезно измениться под действием среды. Родители Дети высокий IQ креативность ?
Средовые факторы, которые оказывают существенное влияние на показатели IQ : 1.Психические заболевания родителей. 2.Жесткие установки родителей относительно развития и воспитания ребёнка. 3.Отсутствие позитивных контактов между матерью и ребенком в первый год жизни. 4.Родители не имеют полного среднего образования. 5.Ребенок воспитывается в неполной семье. 6. В семье четверо и более детей.
В 1896 году Френсис Гальтон обнаружил весьма интересный факт, связанный с порядком рождения ребенка. Он заметил, что большое число британских ученых были первенцами. Ряд исследований показали, что дети, родившиеся первыми, превосходили по ряду параметров развития других детей в семье. Не только первенцы опережают по интеллектуальному развитию вторых детей, но вторые дети, в свою очередь, чаще имеют более высокие показатели интеллекта, чем третьи дети, а дети, родившиеся третьими, опережают тех, кто родился четвертым и т.д. Родители 1 ребенок 2 ребенок 3 ребенок 4 ребенок 5 ребенок
Модель интеллектуального климата в семье, разработанная Зайонцем и Маркусом, указывает на то, что рождение очередного ребенка понижает интеллектуальный климат в семье. Однако климат для восьмого и девятого ребенка улучшается, так как к этому времени старшие достигают юношеского возраста и создают более благоприятную интеллектуальную среду.
Когда речь идет о работе с одаренными детьми, задача родителей и педагога «сдвигается от обучения» к «созданию условий». « Педагогическая поддержка » – это особая тактика по отношению к конкретному ребенку. Один из вариантов поддержки – технология «индивидуального ведения ученика»
Можно условно выделить несколько групп детей с учётом уровня и характера их мотивации. Это помогает в выборе приемов педагогической поддержки. 1)»Мотивация на результат» (такие дети не умеют радоваться успехам других, болезненно переживают свои неудачи и готовы «расталкивать всех локтями» для достижения цели; здесь необходима индивидуальная работа психолога) 2)»Мотивация на самоутверждение» (их психологическая защита строится на тезисе «скучно, неинтересно», они также не любят успехов других, но они способны признавать высокий профессионализм педагога; основной прием поддержки в данной ситуации «косвенная аналогия», создание ситуаций, где ученик смог бы увидеть себя) 3)»Мотивация на творчество» (такие дети не любят фактической стороны учения, но могут выдавать нестандартные идеи и мысли; для подобных детей необходимо обучение самоконтролю, самоорганизации) 4)»Мотивация на познание» (такие дети требуют индивидуальной программы обучения; задача педагога-наставника не «культивировать» свой предмет, а помочь ученику увидеть и понять картину мира, понять значимость интегрального знания
Презентация составлена по материалам научно-практического журнала « ОДАРЕННЫЙ РЕБЁНОК » Подробнее читайте: В журнале «Одаренный ребёнок» . – 2006. - № 4: 1)Щебланова Е.И . Трудности в учении одаренных школьников. - 6 с. 2)Попова Н.С. Создание психолого-педагогических условий для поддержки и развития детей с повышенной мотивацией обучения в массовой школе. – 44 с.
3)Белехов Ю.Н. Содержание и организация процесса сопровождения развития интеллектуально одаренных детей. – 48 с. 4)Кушнарева Н.Ю. О некоторых приемах педагогической поддержки одаренных детей с разным уровнем мотивации. – 64 с. 5)Огнева Е.В. Педагогическая поддержка одаренных детей в ситуациях преодоления трудностей личностного развития. – 71 с.
В журнале «Одаренный ребёнок» . – 2007. - № 2: 1)Ричардсон М . Выявление одаренных детей в разных странах мира . – 6 с. 2)Дворецки Д. Интеллект и креативность . – 41 с. В журнале «Одаренный ребёнок» . – 2007. - № 3: 1)Харитонова Т.И. Командные игры как один из способов создания креативной образовательной среды. – 80 с.
2)Финогенова О.Н. Инициирующий подход в работе с одаренными детьми. – 100 с. 3)Кушнарева Н.Ю. Обучение одаренных детей в соответствии с индивидуальным стилем их мышления. – 114 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конкурс «Дети Алтая исследуют окружающую среду»
18 октября 2013 года в г.Славгороде состоялся окружной этап краевого конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду», который проходил в ЦРДиМ....
Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 5 класс
Цель программы: формирование потребности обучающихся соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые в безопасности жизнедеятельности....
Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 6 класс
В 6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа напр...
итоги конкурса Дети Алтая исследуют окружающую среду
06.10.2016 г в г. Славгороде состоялся ежегодный окружной этап краевого конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду»....
окружной этап краевого конкурса "Дети Алтая исследуют окружающую среду"
12.10.2017 года в ЦТДМ г. Славгорода состоялся окружной этап краевого конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду». Съехались учащиеся всего Славгородского образовательного округа. Кон...
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...