Что такое способности?
консультация на тему

Комиссарова Лариса Анатольевна

Родительское собрание, цель которого - пробудить интерес родителей к развитию способностей своего ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

 «Центр детского творчества»

«Что такое способности?»

Родительское собрание

                                 Составитель:                                                                                                      Комиссарова Л.А.,    

педагог доп. образования

                                   

г. Нижневартовск,  2016

                          Тема: ЧТО ТАКОЕ СПОСОБНОСТИ?

        Цель: пробудить интерес родителей к развитию способностей своего ребёнка.

        Мы, педагоги, часто слышим от родителей: «одарённый ребёнок», «талантливая девочка», «гениальный мальчик». Так ли это? Есть несомненные «вундеркинды», которые в раннем возрасте, в 4-5 лет, проявляют удивительные способности к какой-то деятельности. Наиболее заметной бывает музыкальная одарённость детей.

        Как правило, здесь всё налицо: огромное желание слушать музыку, звуки, воспроизводить их, в такт музыке делать движения, танцевать. Без сомнения, есть необходимость такого ребёнка обучать музыке. Обычно у таких детей кто-то из родителей имеет музыкальные способности, так что здесь, вероятнее всего, наследственность сыграла свою роль. Ребёнок постоянно слушает музыку, его тяга к инструменту замечается сразу.

        Легко протекает музыкальное обучение такого ребёнка. Вспомним о «чудо-ребёнке» - Моцарт в 5 лет хорошо играл на клавесине, с 6 лет давал концерты, да и сейчас есть такие одарённые дети.

        Что же такое способности? Под способностями понимается такая особенность психики человека, которая даёт возможность быстрее и успешнее осуществить какую-то деятельность.

        Что значит – способный, например, к математике, ученик? Это значит, что такой ученик быстрее схватывает объяснение, способен к самостоятельному решению многих математических задач, и то, что не под силу многим его сверстникам, ему даётся легко. Точно так же способный к литературе школьник может образно и

интересно передать событие, обрисовать персонажей и находит для этого нужные выражения, сопоставления, у него есть чувство слова, понимание малейших оттенков. Такие способности ребят относятся к  умственным способностям.  Они строятся на определённых качествах ума.

          Страстная тяга к знаниям – самая характерная черта у одарённых детей. Антон З. научился читать, когда ему было 3,5 года, примерно в том же возрасте он научился, к великому удивлению взрослых, считать. Ребёнок настойчиво просил взрослых задавать ему числа, всюду чертил бесконечные ряды цифр, чем озадачивал в детском саду воспитателей, так как вместо игрушек брал прутик и на песке появлялись ряды цифр. В начале пятого года он, к изумлению взрослых, нарисовал карту полушарий со всеми её очертаниями. В семь лет, сдав экзамены, он сразу поступил в 5 класс.

           Дошкольный возраст – период повышенной чувствительности к восприятию всего нового: ребёнок стремится всё знать и ему всё интересно. Период дошкольника – период повышенной готовности к обучению в различных видах деятельности – проходит, поскольку меняется возраст ребёнка. С возрастом, когда у детей формируется личность, появляется свой взгляд на многие жизненные явления, а с ними свои цели, свои привязанности и склонности, приобретается избирательность действий. Теперь они все хотят брать, что предлагают старшие.

           От чего же зависит одарённость, связана ли она с деятельностью мозга? Несомненно. Но как? Одно время полагали, что «умные» люди должны иметь «большой» мозг. Однако, как показали исследования, у выдающихся людей вес мозга имел разную величину.

           Способности людей, умственно одарённых, часто связывают с уникальной памятью. Действительно, это так. Память – важнейшее свойство психики, посредством которого происходит запечатления, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека.

          Благодаря работе мозга различная информация, поступающая в него, не остаётся в «неподвижном» виде, а связывается с другой, образуя сложные системы знаний. Мозг малолетнего ребёнка, как губка, впитывает любую информацию, но она не систематизируется, как у взрослого человека.

          Можно ли развить способности, если их нет? Наверное, какого-то уровня при усердных занятиях можно добиться, но в соперничестве со способным такой человек будет явно проигрывать .  А при правильном и постоянном развитии можно достичь необыкновенных результатов.

          Воспитание воли у детей – одно из самых необходимых условий формирования их личности. Детям самим импонирует быть сильными, волевыми, необыкновенными, и они делают попытки стать таковыми. Иногда довольно наивные стараются не смеяться при интересном рассказе, не позволяют себе пить после соленой пищи, а иногда устраивают себе более серьёзные испытания: берутся за раскалённые предметы, прыгают с крыши и т. п. Ребяческая бравада показать себя «волевым» человеком иногда может закончиться и плачевно. И, конечно, эти надуманные приёмы не воспитывают характера, а наоборот: как говорится, раз «обжёгшись», дети второй раз не пытаются что-то сделать.

          Вместе с тем детское стремление стать человеком с сильной волей, способным преодолевать препятствия родителям стоит подхватывать и использовать в своём воспитании. И начинать надо с малого и доступного. Пусть это будет простейший поступок: прийти с прогулки в намеченный час, сделать утром зарядку, хотя лишние минуты можно проваляться в постели, за интересную книжку взяться только тогда, когда сделаешь уроки, и т.д. Одним словом, чуть преодолеть себя сначала в малом. И потом можно ставить более сложные задачи.

 И, конечно, с младенческого возраста знать, что такое «нельзя». Однако любое воспитание характера, его волевых качеств теряет смысл, если не ставится какая-то цель, которую надо достичь. И только тогда по-настоящему и развиваются способности, когда есть цель. Для ребёнка, обучающегося музыке, цель – поступить в музыкальное учебное заведение, быть первым на конкурсе и  т. д. Требовать невозможного – значит травмировать психику ребёнка, превращать его или в завистливого, жестокого, или в мягкотелого мечтателя: «когда-нибудь чего-нибудь достигну».

           Завершая разговор о способностях, можно сказать, что одних способностей мало, только в союзе с трудом и при волевом характере достигаются большие цели. И подтверждение тому – творчество выдающихся людей, где каждый из них может подписаться под словами замечательной балерины Г. Улановой: «Талант – это труд».

           Подведение итогов.

           - Что бы вы сказали  о способностях ваших детей?

           - Как вы воспитываете волю у детей?

           - Какие цели ставите?

                       

                                              ЛИТЕРАТУРА

1. Г. Т. Дьячкова, Е. В. Волкова - Родительские собрания в начальной школе. – В., 2006

2. Попова, Е. Авторитет родителей – зачем он нужен? Советы // Здоровье детей. – 2000. - № 19-20

3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – М., 1981

4. Матенчек, Э. Родители и дети

5. Макаренко, А. С. Семейное воспитание. – В 7 т. Т. 4 – М., 1957.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...