«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
консультация по теме

Цыганкова Жанна Валерьевна

Дать информацию родителям о целях  логопедических занятий. Рассказать о  том, как могут помочь родители своему ребенку в преодолении речевых нарушений.

Сформировать у них представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием  игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информация для родителей337.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 1.

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием  игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи:

•        активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;

•        сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

•        обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции;

•        познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

•        формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

•        расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Содержание.

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов и в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на групповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.

На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?
Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи II - III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедические занятия? 

Это:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- обучение чтению и письму в подготовительной группе;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- подготовка к школе за счет  занятий по обучению грамоте;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и нашего центра осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Логопед: Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Вы можете заниматься с ребенком и когда его речевое развитие соответствует норме и в том случае, если он посещает логопедическую группу.

Ни в коем случае не принуждайте малыша к занятиям. Убедитесь в том, что он хорошо чувствует себя, спокоен и готов поиграть с вами.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

•        Упражнения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять совместно с ребенком перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать положение органов артикуляции.

•        Следите за тем, чтобы ребенок правильно сидел во время выполнения  упражнений. Его спина должна быть прямой, ноги – стоять на полу, а руки – лежать на коленях.

•        После каждого выполнения предоставьте ребенку возможность для отдыха. Пусть расслабится и сглотнет слюну.

•        Не стоит выполнять каждое упражнение больше, чем 3 – 5 раз, и стремиться к тому, чтобы ребенок сделал сразу все упражнения.

•        Желательно заниматься по 10 – 12 минут ежедневно.

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети. Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. (Далее логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение на слайде).

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

В ходе выполнения артикуляционной гимнастики вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения: «Видишь, твой язычок  уже научился быть широким!» Подбодрите: «Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху». В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Желаем вам успеха!

Список литературы:

1. Бардышева Т. Ю. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет» [Текст] / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. -  Изд. : Карапуз, 2003 г. - 16 с.

2. Костыгина В. Н.  «Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) [Текст]  /  В. Н. Костыгина. - Изд. : Карапуз,  2008г.  – 19 с.

3. Нищева Н. В. «Веселая артикуляционная гимнастика» [Текст] / Н. В. Нищева. – Изд. : Детство-Пресс, 2012 г. – 32 с.

4. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика» [Текст] : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей.../  Е. А. Пожиленко. -  Изд. : КАРО,  2007г.  – 92 с.

         

СОВЕТЫ

ЛОГОПЕДА

ЖЕЛАЕМ

ВАМ

УСПЕХОВ!

Рекомендации по проведению

упражнений артикуляционной

гимнастики:

  • Упражнения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять совместно с ребенком перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать положение органов артикуляции.
  • Следите за тем, чтобы ребенок правильно сидел во время выполнения  упражнений. Его спина должна быть прямой, ноги – стоять на полу, а руки – лежать на коленях.

                       

  • После каждого выполнения предоставьте ребенку возможность для отдыха. Пусть расслабится и сглотнет слюну.
  • Не стоит выполнять каждое упражнение больше, чем 3 – 5 раз, и стремиться к тому, чтобы ребенок сделал сразу все упражнения.
  • Желательно заниматься по 10 – 12 минут ежедневно.

                                 

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.    
Котенок улыбается,      
Он,  как и ты старается.

Учимся делать упражнение «Маятник».    (Открываем рот, растягиваем губы в

в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем             его, касаемся острым кончиком языка

то левого, то правого уголков губ)

Хоботок слоненок тянет,                    

Он вот-вот банан достанет.                

Губки в трубочку сложи                    

И слоненку покажи.    

                     

Учимся делать упражнение «Хоботок».

Вытягиваем губы вперед и держим

в таком положении 3 – 5 секунд.

Возвращаем губы в спокойное положение.

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.  
Мы надуем щечки тоже,                       Хомячку сейчас поможем.  

       

Учимся делать упражнение «Хомячок»
(Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3 – 5 секунд)

Устала собачка и дышит устало.  
И даже за кошкою бегать не стала.        Широкий язык отдохнет, полежит,      
И снова собачка за кошкой бежит.      

Учимся делать упражнение «Лопата».
(
Широко открываем рот. Кладем мягкий, спокойный язычок на      нижнюю губу. Задерживаем на 3 – 5 секунд.)

ПРИМЕРЫ  УПРАЖНЕНИЙ    АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

Бегемотик рот открыл.

Подержал. Потом закрыл.

Учимся делать упражнение «Бегемотик»

(Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в преодолении дефектов речи"

Родительское собрание №1 в старшей группе компенсирующей направленности...

Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе

Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе детского сада...

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Термин «логопедия» образован от греческих слов и в переводе обозначает «вос...

Специфика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях надомного обучения.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи

1. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:-...