Искусство общения в семье
статья по теме
Если с малых лет наши дети обретут опыт диалога в семье, научатся слушать и выражать в слове свою мысль, свое чувство, они и в школе и за ее пределами смогут достойно реализовать себя в общении с другими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_obshcheniya_v_seme.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство общения в семье.
Что такое семья? Это люди, связанные друг с другом родством, любовью, общим укладом жизни, исповедующие единые моральные ценности, помогающие друг другу воплощать цели и задачи, реализация которых ведет к общему благу.
Задача семьи – обеспечение комфортных условий существования каждого члена, воспитание детей, поддержка стариков. Атмосфера в семье и характер общения между членами семьи зависят от различных обстоятельств: места жительства, социальная принадлежность семьи, материальное положение, уровень образования и культуры членов семьи, нравственные убеждения супругов.
От этих факторов зависит способность семьи к консолидации и сплочению, и накладывает отпечаток на характер общения в семье. Современной семье не хватает доверительной, спокойной обстановки, доброжелательности, теплоты чувств, взаимопонимания. Тому есть разные причины: изменение назначения (супружество-содружество), убыстряющиеся темпы современной жизни.
В наш современный век парадоксально то, что машины освободили нас от рутинной домашней работы, а времени у людей по-прежнему не хватает. Следует планировать все: время, деньги, силы, но прежде всего – радость семейного общения, ибо оно – высшее проявление семейного счастья.
Важнейшее средство общения людей – наша речь. Каким далеким для многих людей стало выражение «речевой этикет». А ведь именно он является гарантом уважительного отношения друг к другу, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.
Простейшая формула речевого этикета: думай кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, какие будут последствия. Знание речевого этикета помогло бы сохранить многие семьи. Распад семьи начинается, когда общение превращается в поединок самолюбий, когда эмоции берут верх над разумом.
Овладение семейной этики и этикета. Семейный этикет предполагает умение согласовывать свои интересы с интересами других членов семьи. Семейная этика требует поддерживать высокий авторитет своей семьи у знакомых и окружающих. Заслуживает похвалы старинная русская семейная традиция не корить супруга ни перед родными, ни перед чужими, не выставлять свои невзгоды напоказ. Семейная этика и этикет должны строиться на основе разума, добра, красоты.
В браке, как и в любом деле, можно получить столько радостей, сколько усилий будет в него вложено. Избежать ошибок в общении в семье можно, следуя некоторым правилам.
1.Уступайте друг другу. Любовь – это искусство проигрывать. В супружеском общении нельзя стремиться к главенству.
2.Считайтесь с настроением и интересами супруга, управляйте своим поведением. Помните, добродушные люди живут дольше, чем раздражительные.
3.Цените друг друга, чаще хвалите. Помните, только хорошее поощрение значительно эффективнее наказания. Терпимость – это мудрость семейной жизни.
4.Постоянно проявляйте внимание и уважение к супругу. Психологи установили, что пара прикосновения в день дают положительный заряд на сутки. Поцеловать, поблагодарить за всякое доброе дело – все это так просто и не требует усилий.
5.Как можно больше общайтесь. Мы страшно заняты и вечно спешим, мы стали меньше общаться друг с другом, обеднело семейное общение. Даже когда все члены семьи дома, то все равно каждый сам по себе, занят своими делами, своими мыслями. Собираемся уже не чтобы побыть вместе, поговорить друг с другом, а у телевизора, чтобы вместе…помолчать. Беднеет бытовой разговорный язык. Скудеет язык – скудеют чувства, отношения.
Следующие правила довольно просты. Главное – следовать им постоянно. Пять запретов: 1.Не пытайтесь переделать друг друга.
2.Не критикуйте, а намекайте.
3.Не обобщайте: «Вот ты всегда!», «Ты никогда!..», «Вы все такие!..»
4.Не требуйте, а просите.
5.Не спекулируйте любовью и телом.
Помните!!! Все, что вы, взрослые, делаете, зеркально отражается на наших детях. Учите их культуре общения своим собственным примером, тогда не нужно будет лишних слов.
В.А.Сухомлинский: «Какая бы у вас ответственная, сложная, творческая работа ни была на производстве, знайте, что дома вас ожидает еще более ответственная, более сложная, более тонкая работа – воспитание человека… Надо помнить каждому из нас, уважаемые отец и мать, что невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – это то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет он сам и принесет гибель людям».
В семье нет двух миров – взрослых и детей, есть один мир семьи. В общении друг с другом все поколения семьи должны проявлять такт, мудрость, не повышать тона, считаться с желаниями и мнением других членов семьи.
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные и порой противоречивые переживания, как его собственные дети. С одной стороны, дети приносят в нашу жизнь смысл, надежду на будущее, множество маленьких и больших радостей, с другой – их воспитание требует от нас много сил, времени, нервной энергии, и далеко не всегда они растут и развиваются так благополучно, как хотелось бы.
Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы хотите его видеть. Такого никогда не бывает. Дети всегда идут своим путем. В этом главная тяжесть родительской доли. Конечно, приятно мечтать о послушном, умном, добром и уважающем старших ангелочке, который с восторгом впитывает и выполняет родительские наставления. Но разница между мечтой и реальностью всегда велика. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, и внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте как ему помочь, а не как его исправить.
Как же построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Психологи выделяют несколько стилей общения.
Либеральный стиль: Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаться с ним, доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли такая свобода ребенку? В такой семье ребенок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т.е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии.
Авторитарный стиль: Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут, что ребенок в точности их исполнит.
Индифферентный стиль: Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее – участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребенка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к плохому поведению.
Демократический стиль: Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.
Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье. На формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком. Поможет родителям в воспитании ребенка несомненно и семейное чтение.
Хорошая книга способна удовлетворить потребность общения ребенка с миром, с близкими людьми, самим собой.
Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания.
Но есть и другая причина детской радости. Маленькие дети жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались.
Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Руководство детским чтением требует от родителей много знаний, сил и времени, но это радостный труд, потому что рождает духовные связи отца и матери, а это главное в жизни.
Родители, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.
Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы. Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм.
Во-вторых, старайтесь всегда читать малышу выразительно. Детское ухо чутко воспринимает интонацию. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь голосом передать характер персонажей, а также смешную или страшную ситуацию.
В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, она «живая», она рассказывает много увлекательных историй.
В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Чтобы мобилизовать внимание ребенка, очень полезно иметь в режиме дня постоянное время для чтения. Лучше всего – вечерние часы перед сном.
В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению.
Но бывает и так: дошкольник любит книги, а став школьником, не хочет читать. Беда в том, что, едва ребенок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению.
Это заблуждение. С упоением слушает «Робинзон Крузо», а сам одолеет лишь «Курочку Рябу». Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Разговаривать о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и податливым.
Если с малых лет наши дети обретут опыт диалога в семье, научатся слушать и выражать в слове свою мысль, свое чувство, они и в школе и за ее пределами смогут достойно реализовать себя в общении с другими.
Ф.М.Достоевский: «…Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома…Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение в семье
Презентация к родительскому собранию...
Презентация к уроку "Искусство художественного перевода- искусство общения"
Презентация к уроку "Искусство художественного перевода - искусство общения" по общей теме "Искусство - универсальный способ общения" по предмету "Искусство" в 8 классе...
В чем состоит искусство общения?
Беседа...
Презентация воспитательного мероприятия "Искусство общения"
Данная презентация разработана по книге Д. Карнеги "Шесть способов располагатьк себе людей"...
Классный час «Искусство общения. Искусство беседы. Общение между юношами и девушками»
Классный час ...
Интегрированный урок английского языка и литературы "Искусство перевода - искусство общения" для обучающихся 10 класса
Дланный урок имеет профориентационную направленность. Целями урока являются:1. знакомство обучающихся с принципами литературного перевода;2. развитие ум...
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Секреты общения в афоризмах".
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Афоризмы для 5-8 классов. Можно использовать для практических занятий по развитию навыков общения. Через обсуждение...