чем опасен синдром отличника
методическая разработка на тему
памятка для родителей чем опасен синдром отличника и как преодолеть его
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chem_opasen_sindrom_otlichnika_i_kak_pomoch_rebenku_ot_nego_izbavitsya_2.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Чем опасен синдром отличника
и как помочь ребенку
от него избавиться.
Уважаемые родители!
Это хорошо, когда ваш ребенок - лучший во всем, в том числе и в учебе. Но чтобы этого добиться, вы, чаще всего, предъявляете к своим отпрыскам весьма жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности своих детей, желаете видеть в их дневниках только хорошие оценки. Но так ли важны высокие балы и отличная учеба, как это может показаться на первый взгляд?
Бесспорно, если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это очень хорошо. Однако среди таких детей достаточно часто можно встретить тех, которые подвержены так называемому «синдрому отличника», воспринимающийся многими родителями, как настоящий подарок, а не как проблему.
Основные признаки синдрома отличника:
- Болезненно воспринимает любую критику и замечания;
- Проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу.
- С легкостью, жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями.
- В случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться в себе и впасть в депрессивное состояние.
- Отличается нестабильной самооценкой. Похвалили - она сильно завышается, стоит покритиковать – значительно снижается.
- Если ребенка забывают похвалить, он очень сильно расстраивается и может даже заплакать.
- Ради получения отличной оценки, вполне может обмануть или схитрить.
- Главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, а также вызвать одобрение и восхищение окружающих.
Проблемы, к которым может привести синдром отличника:
Для детей с комплексом отличника, учеба является смыслом всей жизни, а оценка - показателем «правильности». При этом они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверенны, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает у них неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение конкретно поставленного задания, а расходуется на правильность выполнения второстепенных мелочей.
Из-за огромной боязни ошибиться, школьный отличник никогда не решится взяться за дело, если не будет твёрдо уверен, что сможет с ним справиться идеально. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, намного легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить.
Часто бывает, что отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, им трудно заводить знакомства и близких друзей. Это происходит потому, что такие дети предъявляют слишком высокие требования не только к себе, но и к другим. Также отсутствие друзей может быть следствием большой занятости или слишком высокой самооценки. Все это обязательно отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве, может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.
Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди очень болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых обычно опускают руки и впадают в глубокую депрессию.
Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:
- Низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой.
- Природной потребности в признании и одобрении. Обычно, это является врожденными особенностями характера, которые необходимо вовремя заметить и стараться их несколько сглаживать.
- Желания заслужить любовь родителей.
- Страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать своих родителей или учителей.
синдромом отличника:
- Некоторые из родителей сами придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то очень ценное, и передают такое отношение и своим детям. Вследствие чего, ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит практически все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с поставленной задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять самим и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
- Не нужно требовать от ребенка того, с чем он просто не в состоянии справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Совсем не обязательно чтобы ребенок был успешным во всем, лучше обратите внимание, к чему он проявляет наибольшие способности, и помогайте ему развиваться в этом направлении.
- Не нужно постоянно убеждать ребенка в его уникальности, далеко не для всех детей эти слова являются поддержкой, некоторым это может причинить и вред.
- Дайте понять ребенку, что вы будете его любить всегда, и на это не повлияют никакие оценки, что ему не нужно прилагать сверх усилия только для того, чтобы добиться вашего расположения.
- Если ребенок полностью погружен в учебу, научите его отдыхать и расслабляться. Для этого отпускайте его гулять, приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите вместе с ним, гуляйте в лесу, в парке, посещайте детские развлекательные центры.
- Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас, в первую очередь, важны его желание учиться и старание, а не конечный результат. Если же он поставит перед собой цель стать круглым отличником только для того чтобы заслужить похвалу, вряд ли, это приведет к чему-то хорошему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чем опасен Интернет? Информационная безопасность учащихся
Внеклассное занятие для учащихся 8-го класса.Цель занятия: развить информационную компетентность учащихся, дать представление о безопасном информационно-образовательном пространстве.Задачи занят...
Опасен ли для школьников мобильный телефон?
Нужен ли ребёнку-школьнику мобильный телефон?Какой телефон ему нужен? И если дарить телефон ребёнку, как сделать так, чтобы пользование мобильной связью не мешало ему полноценно учить...
Вечер чествования хорошистов и отличников (5-7 класс): «Бал хорошистов и отличников»
Ежегодно в конце января в нашей школе проводится «Бал хорошистов и отличников» для 5-7 классов. Проводить это мероприятие поручается учащимся 7-х классов. В этом учебном году «Бал хорошистов и отлични...
Информационно-агитационная театрализованная картинка "Сигарета-это яд! Он опасен для ребят!"
Цель: - формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу...
Синдром отличника
Как вы чувствовали себя, когда получали четверку в школе? Если вам было настолько больно, грустно и обидно, что оценка доводила вас до слез, велика вероятность, что в школьные годы вы получили не толь...
ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Синдром нервной анорексии.
Материал создан для самообразования в период заочного обучения (дефектологическое образование)...