Состояние воспитания детей школьного возраста в семье
консультация (5 класс) на тему

Чеснокова Ольга Викторовна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostoyanie_vospitaniya_detey_v_seme.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Состояние воспитания детей школьного возраста в семье»

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют общественная среда, семья, а школа и другие подобные учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач.

« Я, - писал драматург и писатель Виктор Розов, придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати – поле. Дом – это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне ни говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все – таки основы формирования духовного мира человека начинается в семье».

О современной семье много пишут и говорят. Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Какая она, семья 21-го века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации? Каково состояние воспитания детей школьного возраста в семье? В этом и во многом другом хотелось бы разобраться.

Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда « противоборствующим сторонам», но еще и содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.

Быть родителями – радостный, но напряженный труд. Родительские обязанности не кончаются так, как кончаются профессиональные обязанности с концом рабочего дня. Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И, выполняя эту работу не раз будете теряться и переживать сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания .

Да, конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Мы уверены, что вы хотите того же, что и мы, - добра детям!

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Вот эти типичные ошибки:

1.Обещание больше не любить.

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить» Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка. Намного лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

2. Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно»

Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Лучше вместо показанного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобиться, ты можешь спросить у меня совета».

3. Слишком много строгости.

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они это делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминают дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

4. Детей надо баловать.

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по силам». Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Проверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги ребенка, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу» - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

5. Навязанная роль.

«Мой ребенок – мой лучший друг». Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложных мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

6. «Больше денег – лучше воспитание»

Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнить все его пожелания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый – самый.

7. Наполеоновские планы.

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

8. Слишком мало ласки.

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все- таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

9. Ваше настроение.

«Можно или нет? Это зависит от настроения». Родители должны показывать ребенку, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком : «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь». А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

10. Слишком мало времени для воспитания ребенка.

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя». Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ребенком о том, как прошел день и т.д.

Основой общения родителей с детьми являются 6 принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье .

Его содержание примерно такое:Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.

Признание – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в свои силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркнуть его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это еще в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, и чтобы отец и мать были рядом и поддерживали его. Ребенок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это необходимо в периоды возрастных кризисов : начало учебной деятельности, половое созревание, поиск жизненного пути.

Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Он особенно актуален для родителей 21-го века. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.

Быть доступным – это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра.

Однажды один из учеников так выразился о родительской доступности : « Я живу со своими родителями в разных измерениях, и поэтому мы не находим времени друг для друга». Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком, это не значит без конца читать ему мораль или делать, сидя с ним, уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность.

Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность, самодисциплину.

Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.

Самая страшная беда состоит в том, что «испорченный» ребенок станет « испорченным» взрослым, который будет воспитывать своего ребенка по своему образу и подобию. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под названием «безразличие» по отношению к собственным детям. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было, помня о родительской ответственности.

Меняется мир, дети 21 века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.

Делая выводы из сказанного, попробуем ответить на следующие вопросы: кого можно назвать «идеальной матерью», «идеальным отцом»? Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем? Кто такие «идеальные родители»?

Результаты опроса получились достаточно интересными.

Идеальная мама – это женщина, которая:

*в течение всей своей жизни остается нужной своим детям и мужу;

*всегда проявляет дружеское расположение и считает подарком в ее судьбе собственную семью;

*формирует традиции существования своей семьи;

*находит время для общения со своими подругами и приятельницами;

*материально не зависит от собственного мужа, стремится достичь хороших результатов профессионально, чтобы дети могли ею гордиться;

*много общается с собственными детьми, интересуется их жизнью и мнением об окружающем мире;

*искренне радуется успехами и огорчается неудачами своих детей и мужа;

*делит с мужем все беды и несчастья, ничего при этом от него не скрывая.

Идеальный отец – это человек, который:


*максимально заботится о собственной семье;

*не находится «под каблуком у жены», имеет на все свое мнение;

*всегда знает обо всем происходящем в его семье не в последнюю очередь;

*много общается со своими детьми, учит их жить в мире людей;

*профессионально состоятелен;

*поддерживает авторитет матери в семье, воспитывает на собственном примере умение любить и быть любимым.

Идеальный ребенок – это ребенок, который:

*слушает во всем родителей;

*выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;

*помогает старшим братьям, сестрам, взрослым, не обижает младших;

*умеет отвечать за свои поступки;

*самостоятелен и активен;

*имеет друзей и дорожит ими;

*в любой ситуации всегда говорит правду;

*дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям;

*имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;

*знает материальные возможности семьи и старается их поддерживаться;

*умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни.

Идеальные родители –

*понимают своих детей;

*любят своих детей;

*помогают решать проблемы;

*не кричат на своих детей;

*готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей;

*не читают нотации;

*не пьют.

Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом.

С тревогой и беспокойством, умом и сердцем мы – учителя и родители пытаемся осмыслить сущность происходящих процессов во всех сферах нашей жизни, более конкретно представить в этих сложных условиях новые нравственные ориентиры. А поэтому, для нас – классных руководителей, важнейшая и ответственная задача сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

Предлагаю воспитывать ребят без напряг и передряг.

А педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

« Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С.Макаренко

Все вышесказанное способствует позитивному воспитанию в рамках расширенного сотрудничества ученик – учитель – родитель.

В заключении назову педагогические заповеди:

1. Возлюби ребенка, воспитывай сердцем.

2. Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении.

3.Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.

4. Предоставь возможную самостоятельность ребенку, окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.

5. Делай своевременные замечания.

6.Оценивай поступок, а не личность.

7. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.

8. Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.

9. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха.

10. При воспитании учащихся учитывай их индивидуальные особенности.

11. Возрадуйся радости ребенка.

12. Принимай ребенка таким, какой он есть, и помогай ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Состояние воспитания детей школьного возраста в семье.»

Родительское   собрание«Состояние  воспитания  детей школьного возраста  в семье.»...

Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста

Одна из важнейших задач музыкального  образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...

Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Победе в Великой Отечественной войне

В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста, посредством вовлечения их в подготовку и проведение мероприятий, связанных с Великой Победой в Великой Отечеств...

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Физическое воспитание детей школьного возраста в семье».

В данном выступлении  говорится о роли и значении семьи в физическом воспитании детей школьного возраста....

Статья "НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья посвящена одной из важных проблем современной системы школьного образования. Она отражает содержание, особенности национального компонента учебно-воспитательной работы в школе. Дана краткая хар...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Патриотическое воспитание детей школьного возраста через военные песни.

Это проект, цель коорого сформировать регулярный коллектив для выступления с патриотической программой в школах и других образовательных учреждениях....

Физическое воспитание детей школьного возраста

В статье рассматривается физическое воспитание детей школьного возраста.Какие есть здесь задачи,средства и методы, и их решения....