Презентация занятия для кандидатов в замещающие родители
презентация к уроку на тему
Презентация "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей" , созданная в период деятельности "Школы приемного продителя" Центра психологической, медицинской и социальной помощи в качестве лекционного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2_shpr.pptx | 201.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пирамида человеческих потребностей А. Маслоу самореализация новые знания общение уважение любовь и принятие безопасность физиологические
Структура личности по З. Фрейду ( 1856 – 1939гг. ): Личность ИД («Оно») ЭГО («Я») СУПЕР – ЭГО (« Сверх-«Я ») Слепые инстинкты Восприятие самого себя Моральные стандарты (запреты , законы )
Структура личности по К . Юнгу . (1875 – 1961гг.) Личность Сознание 10-20% Подсознание 70 –80% Сверхсознание 10-20% Сознание – состоит из компонентов: Эго- восприятие самого себя Личность – мое представление себя обществу Подсознание – 2 компонента Тень – травмы, комплексы, стрессы, отрицательное поведение, которое не хочется видеть в других и себе Анима – женское в мужчине, мужское в женщине Сверзсознание – 2 компонента: «Мой внутренний ребенок», воспоминания о детстве, ощущения себя ребенком, когда плохо на душе. «Моё истинное «Я» - внутренняя готовность к поведению в экстремальных ситуациях
Структура личности по К.К. Платонову. Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального уровней 4. Подструктура направленности 3. Подструктура опыта 2. Подструктура форм отражения Подструктура биологических, конституциональных свойств Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Умения, знания, навыки, привычки Особенности познавательных процессов (мышления , памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства ) Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Социальный уровень ( биологического почти нет ) Социально- биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического ) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального ) Биологический уровень ( социальное практически отсутствует)
Особенности темперамента человека Темперамент - это характеристика индивида со стороны динамических особенностей, его психических процессов и состояний. Темперамент - это стилевая характеристика деятельности человека.
Типы темперамента Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, любит общение и новые впечатления, оптими с тичен, активен. Чувства его легко возникают и сменяются. Мимика подвижная и выразительная. При отсутствии серьезных целей у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство, склонен не доводить начатые дела до завершения. Холерик отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, часто раздражительностью. Активен, напорист. Этот тип темперамента в зависимости от направленности личности, может проявляться в виде инициативности, принципиальности, энергичности или в виде своеволия, агрессивности. Флегматик обычно ровен и спокоен. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. В зависимости от условий может быть сдержанным, вдумчивым, выдержанным или вялым, безучастным, безвольным. Меланхолик чувствителен к внешним раздражителям. Ему свойственны тревожность, склонность к «ступору» в экстремальных ситуациях. В нормальных условиях это человек сдержанный, глубоко чувствующий, склонный к пессимизму.
По И. П. Павлову в основе типов темперамента лежат основные свойства нервной системы, а именно: 1)сила основных нервных процессов - раздражения и торможения; 2) равновесие этих процессов; 3) их подвижность. Полученная классификация темпераментов имеет следующий вид: Сильный Слабый уравновешенный неуравновешенный подвижный инертный сангвиник флегматик холерик меланхолик
Подструктура форм отражения. Обычно у человека имеется ведущая сенсорная система. Соответственно, психические функции (к примеру, память) могут с разной эффективностью функционировать в разных модальностях (в этих случаях говорят о зрительной, слуховой, осязательной памяти). Подобные особенности памяти, ощущения, восприятия (музыкальный слух, особенности цветоразличения и т. п.) происходят главным образом из биологических особенностей индивида, однако особенности жизни в данной культуре могут оказать влияние на их развитие. Так, например, жители Кореи, Китая, Вьетнама обладают острым звуковысотным слухом, поскольку наличие такого слуха является непременным условием усвоения соответствующего языка.
Подструктура опыта . Всем багажом имеющихся у человека знаний, навыков, умений он практически целиком обязан той среде, в которой живет и действует, однако конституциональные особенности нервной системы человека сказываются на том, что человек быстрее усваивает, что легче ему дается. Таким образом, биологическое вносит свой вклад и в формирование этой, практически полностью социально обусловленной, подструктуры.
Подструктура направленности. Направленностью называется совокупность устойчивых мотивов, направляющих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Эту подструктуру можно было бы назвать собственно личностным уровнем. Она содержит присущие данному человеку ценности и смыслы, то есть то, что фактически организует его жизненный путь.
Особенности деятельности человека Потребности – состояние объективной нужды организма в чем-либо, что находится вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Мотив – предмет потребности, который побуждает деятельность и определяет её направленность. Мотивы, побуждая и направляя деятельность, порождают действия, то есть приводят к образованию целей. В отличие от целей мотивы актуально не всегда осознаются субъектом и, как правило, один мотив является главным, а другие второстепенными, или стимулами. Мотивация – совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении.
Самосознание человека – это сумма представлений человека о самом себе. В основе находится «Я» - концепция – относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Структура «Я»- концепции : Идеальное Я = Я = Социальное окружение Компоненты «Я» - концепции: когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости эмоциональный – самоуважение, самолюбие, самоунижение и др. оценочно- волевой – стремление стать лучше, завоевать уважение других людей.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека, связана с уровнем притязаний - степенью трудности целей , которые он ставит перед собой. Выделяют три вида самооценки: Завышенная – высокий уровень притязаний и низкие возможности, приводит к переоценке своих сил и возможностей, зазнайству, чувству превосходства перед другими людьми. Заниженная – низкий уровень притязаний и реальные возможности, проявляется в виде острого ощущения неполноценности личности, стеснительности , комплексу неполноценности у человека. Адекватная – уровень притязаний чуть выше реальных возможностей, при этом человек ставит пред собой реальные цели и стремится к их достижению. Самооценка в течение всей жизни не может быть постоянной, она меняется в зависимости от обстоятельств, но является показателем устойчивости психики, так как с возрастом человек оценивает себя более адекватно. Также можно говорить о рефлексии - обращении сознания на самого себя, осмысление содержания собственного психического мира, часто сопровождающееся мучительными сомнениями, но это необходимое условие личностного роста.
Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели. Этапы волевого процесса: Возникновение мотива деятельности Принятие решения в случае борьбы мотивов («Что выбрать?») Выбор средств для осуществления цели(«Как поступить?») Исполнение принятых решений, главным качеством при этом является настойчивость.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Ананьев Б.Г. «Психология человека», С-Пб., 1997. 2. Ж . Годфруа «Что такое психология», в 2 томах, М., «Мир», 1998 г. 3. Петровский А.В. «Введение в психологию», М., 1995 г. 4. Творогова Н.Д. «Психология», М., ВУНМЦ; 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Социально-психологическая работа с замещающими родителями"
Цель презентации: Создание благоприятных условий для личностного развития ребенка; Оказание комплексной социально-психологической помощи; Посредничество между ребенком и взр...
Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".
Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...
Конспект совместного занятия замещающих родителей с приемными детьми «Развитие навыков эффективного взаимодействия»
Участники на практике знакомятся с играми и упражнениями, направленными на эффективное взаимодействие взрослых и детей, гармонизацию детско-родительских отношений....
Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. ...
Презентация "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители"
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители...
Памятка кандидатам в замещающую семью
Что значит дом для ребенка, у которого никогда его не было и который так хочет его обрести? Как сделать, чтобы там ему было хорошо?...
С чего и как начать. Рекомендации кандидатам в замещающую семью.
Прежде чем начинать... Если вы решили взять в свою семью ребенка, не спешите - еще раз взвесьте все "за" и "против". Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, опреде...