Статья "Ребенок не говорит... Что делать?"
статья по теме
В статье рассматриваются проблемы, связанные с задержкой речи у детей. Предложены практические советы, которые логопед может дать родителям. Материал может быть полезен для консультации или практического семинара с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_ne_gvorit.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
"Ребенок не говорит… Что делать?»
Советы родителям от логопеда
В настоящее время специалисты (неврологи, логопеды) отмечают разнообразные проявления речевых нарушений у детей, но мы сейчас будем говорить о достаточно распространённом в последние годы явлении, когда речевые проявления у ребёнка появляются с опозданием, ребёнок "молчит", его речевое общение со взрослым сводится к нескольким словам.
Когда у ребёнка с опозданием формируется речь во всех проявлениях, это отставание специалисты обозначают как задержку речевого развития (ЗРР). Не будем останавливаться на причинах этого явления, не говорящие (или плохо говорящие) дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Как правило, причины отставания в речевом развитии очень индивидуальны, носят семейный, социальный характер, часто имеет значение и протекание беременности, и течение родов, и послеродовой период, и наследственные факторы, и т. д. С каждым конкретным случаем необходимо разбираться отдельно.
Но многолетний педагогический и логопедический опыт показывает, что определённые педагогические приёмы, могут оказаться действенными в любом случае. Эти приёмы не сложны и эффективность их воздействия зависит чаще всего от желания родителей помочь своему ребёнку, от их старания и терпения.
В этой работе будет два направления:
- Учить ребёнка воспринимать речь, понимать речь другого.
- Формировать собственную речь.
В первом направлении, при формировании процесса восприятия, который является очень важным для речи в целом, будет несколько простых советов и упражнений.
Дело в том, что развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребёнок понимает вас.
Проверьте, пожалуйста, может ли ваш ребёнок выполнить следующие инструкции: покажи зайчика, машинку, собачку: возьми зайчика, собачку, куклу; дай зайчика, собачку и т. д. Обними маму, пожалей бабушку; поиграй в ладушки; закрой глазки, открой ротик, помаши кукле ручкой. Зайчика отнеси на диван, а куклу дай мне; мячик дай бабушке, зайчика маме, а куклу положи в кроватку.
Если ребенок понимает вас и выполняет ваши просьбы, то можно говорить о том, что процессы восприятия речи формируются без нарушения.
Учите ребёнка напрягать слух, вслушиваться в звуки природы и окружающей жизни: шум дождя, ветра, шелест листьев, лай собаки, сигнал машины, музыка, пение и т. д.
Ребёнок должен учиться сосредотачиваться на словах взрослого, это необходимое условие для развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребёнок от 2 до 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, потешки, песенки, считалочки.
Постепенно объём слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Таким образом, вам необходимо делать следующее:
- пробуждать интерес и внимание ребёнка к звукам окружающего мира и к звукам речи;
- учить дифференцировать (различать) речевые и неречевые звуки; тихие и громкие звуки;
- формировать умение определять направление и источник звука, выделять его из других звуков;
- локализовать звук в пространстве;
- развивать речевую память, устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.
Обращайте внимание на "домашние звуки": что там шумит? Что это мы слышим? Объясняйте: это шумит холодильник, работает стиральная машина, гудит пылесос, телефон звенит и т. д.
Говорите малышу: "Слышишь, как идёт дождь, шумит ветер, едет машина".
Сделайте вид, что говорите по игрушечному телефону. Предложите ребёнку сделать то же. Пойте часто короткие ритмические песенки, поговорки, декламируйте стихи.
Приучайте ребёнка слушать детские пластинки, кассеты.
Расширяйте кругозор ребёнка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, в поездки, на экскурсии.
Рассказывайте ему о том, что вы видите, привлекайте его внимание к объектам на прогулке. Возьмите в привычку комментировать всё, что вы видите, пока везете коляску с ребенком.
Детально проговаривайте с ребёнком, то, что с ним происходит или произойдёт: "Мы сейчас оденемся", "Будем кушать кашу, положим кашу в тарелку, вот какая каша! Ты будешь кушаешь кашу", "Мы сейчас пойдём гулять". Такой комментарий позволяет удерживать внимание ребёнка к происходящему.
Многие родители, стремясь, чтобы ребёнок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец. "Скажи – часы, скажи – ложка; скажи, скажи, скажи…" – без устали обращаются взрослые к малышу. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи подобные "призывы" вызывают, как правило, негативную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повторять простые отдельные слова, но дальше этого дело не идёт. Даже если ребёнок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его во взаимодействии с окружающими людьми.
Известно, что подражание – непременное условие овладения речью, но, чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом.
Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Его не понимают, он капризничает, выражает своё недовольство криком и плачем, отказывается что-либо делать, всё интенсивнее прибегает к жестам. Не запрещайте ребёнку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
Теперь о втором направлении – собственная речь ребёнка.
Как стимулировать её появление?
Основной "пусковой" момент появления речи – общение. Общайтесь, говорите с ребёнком, провоцируйте ребёнка на высказывания, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в случае даже неправильного звукового оформления, не настаивайте на чёткости произношения. Пусть первые ответы ребёнка – всего лишь отдельные разрозненные слова, или даже слоги, но они дают ему возможность общаться речевыми средствами и становятся стержнем высказывания.
Играйте с ребёнком в инсценировки, когда взрослый что-то спрашивает, а ребёнок в роли кого-то или за какой-то персонаж вынужден отвечать. Например:
Был сапожник?
Был!
Шил сапожки?
Шил!
Для кого сапожки?
Для любимой кошки!
В знакомых стихах, которые вы декламируете часто, ребёнок может на ваше красноречивое молчание в середине стихотворения пытаться назвать нужное слово, например:
Киска, киска! брысь, брысь,
На дорожку не садись,
Наша Машенька пойдёт,
Через киску…… (упадёт).
Даже если вам ребёнок в конце предложения скажет "бух!", можно считать эту реакцию активным речевым общением.
Легче всего получить ответ при рассматривании иллюстраций к знакомым стихам, сказкам.
Что посадил дед? Как лает собачка? Как гудит машина? и т. д.
Продумайте вопросы, относитесь к ним эмоционально, ваше выражение лица должно быть радостным, приятным для ребёнка, он должен чувствовать, что вы рады с ним общаться. Вопросы, которые задаёт взрослый, могут быть простыми, ответ подразумевается "да – нет". "Хочешь кушать, пить?" "Давай играть?", "Дать тебе сок?" и т. д. Затем вопросы усложняются, ребёнка ставят в ситуацию, когда реальные действия не соответствуют смыслу вопроса. "Ты спишь?" (ребёнок в это время рисует). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят ребёнка перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.
Третья серия вопросов следующего содержания – "Кто это? Что это? Кто там пришёл? Кто летит? Что тут лежит? Что здесь растёт?" и т. д.
Вопросы задаются о людях, животных, растениях, которые ребёнок видит, наблюдает, рассматривает на картинках, в книжках, на экране телевизора.
И если даже если вместо слова "дядя" ребёнок сказал "дя", вместо слова "дерево" он ответит "вево", взрослый должен стремиться понять ответ ребёнка, очень обрадоваться ему, дать самому правильный вариант слова, но не требовать от ребёнка повторить правильно. Дома у родителей должны быть предметные картинки, книги с яркими, красочными иллюстрациями, рассматривая которые, можно задавать ребёнку вопросы, возвращаться к любимым картинкам.
Четвёртая серия – вопрос "Что делает?", он ставит ребёнка перед необходимостью использовать глаголы (идёт, едет, шумит, варит, кормит, стирает и т. д.).
Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа ребёнком, помните об этом!
Играйте с детьми в кукольный театр, разыгрывайте маленькие сценки с резиновыми, мягкими игрушками.
Играйте как можно чаще в традиционные народные игры "Ладушки" "Сорока-ворона", "Поехали-поехали", "Гуси-гуси", они побуждают ребёнка вслед за взрослым изображать ситуацию, подражать его речи.
Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими (гав-гав, ква-ква), произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния (ой-ой, ай-ай, ну-ну). Ребёнок начнёт эмоционально включаться в ситуацию, запоминать, повторять за вами. Создавайте игровые ситуации, "Мне холодно – бррр", "Ляля будет спать, бай, бай", играем в прятки (ку-ку), говорим по телефону
(алё-алё), дождик капает (кап-кап), купаемся в ванне (буль-буль), ходим как мишка (топ-топ).
Рисуйте вместе с ребёнком простые линейные рисунки: дождик идёт, трава растёт, птичка летит, домик, цветок, солнышко. Давайте ребёнку карандаш, фломастеры, краски, поощряйте рисовать и комментировать нарисованное ребёнком.
Читайте короткие стихи, читайте часто, несколько раз за вечер, отчётливо, выразительно, не спешите, не относитесь к этому как к нудной обязанности, а внесите всё тепло души, всю фантазию. Самый любимый и самый близкий для ребёнка человек – мама, должна стать источником постоянного, положительного эмоционального общения. Только ваше терпение, понимание важности для ребёнка предстоящей работы поможет ребёнку заговорить, тем более вы должны помнить, что любая задержка речи тормозит общее развитие ребёнка, развитие его основных психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Дорогие родители, не мешкая, принимаемся обдуманно и терпеливо за дело, удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може
Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе. Первое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Наро...
Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).
Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...
Положение о проведении тематической акции "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говоришь "ДА" здоровью!"
Тематическая акция "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говорришь "ДА" здоровью направлена на популяризацию здорового образа жизни обучающихся. Настоящее положение определяет порядок проведения и крите...
Говорят: доверчивы, как дети. Говорят: нет горя у детей (дети и война)
Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, ...
статья "Этнолингвистические особенности «ставропольского говора» как разновидности южнорусского говора: история и современность"
Статья познакомит с особенностями ставропольского диалекта и станет необходимым подспорьем учителю в проведении уроков русского языка с регионпльным компонентом....
Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка. «Говорим мы – до свиданья , говорим – спасибо всем»
Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка. «Говорим мы – до свиданья , говорим – спаси...